Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (928) → Архимандрит Савва (Мажуко): О князе Владимире

Архимандрит Савва (Мажуко): О князе Владимире

№31 (928) / 14 августа ‘17

Свет невечерний

– Дорогие друзья, мне хотелось бы поделиться своими мыслями о жизни человека, судьба которого не может оставить равнодушным никого из тех, кто внимательно читает биографии великих людей. Он был политиком, руководителем государства, военачальником, очень богатым человеком. Его биография пестрит очень интересными эпизодами военных походов – даже приключений, внезапных свадеб, взятий городов, что было совершенно естественно в его эпоху, потому что жил он в раннем Средневековье, в X веке, и звали его князь Владимир.

Человек был такого размаха, такой одаренности, такой харизмы, что вошел даже в былины и народные предания. Но жизнь его, которого Православная Церковь называет святым, равноапостольным, Великим князем Владимиром, Владимиром Святославичем, волнует и по-настоящему озадачивает: есть в его биографии один эпизод, который перевернул жизнь этого человека. И именно он делает его близким каждому из нас, особенно верующему человеку, христианину, который знает, как это происходит с каждым из нас, когда Господь лично ко мне обращается, лично меня зовет в Церковь, касается лично моего сердца.

Эта созвучность биографии человека, который жил в X веке, моей биографии делает его почти моим современником. Князь Владимир, внук княгини Ольги (которую мы тоже почитаем равноапостольной, святой и считаем, что она была его воспитательницей и оказала огромное влияние на него), по своему рождению и происхождению был язычник. И язычество должно нами быть понято, воспринято не как что-то такое белокаменное, пестрое торжество природы красок, «буйство глаз и половодье чувств»: если говорить объективно и смотреть на вещи так, как они есть, язычество не так уж и безобидно – оно знает оргии и человеческие жертвоприношения, и именно так начал княжить молодой князь Владимир, сын ключницы Малуши, первоначально князь Новгородский.

Он начал с братоубийственной войны, предательски убил своего брата, содержал огромный гарем наложниц, похищал невест, выкрадывал чужих жен, посягал даже на монахинь – жил скотски и был несыт блудом; его женолюбие настолько впечатлило современников, что об этом есть упоминания даже у нерусских летописцев. Он воевал: язычество – это культ силы, власти. И первое, что он сделал, когда стал князем Киевским, единоправным, единоличным правителем, – вынес идолов из своего дворца и установил публичное идолопоклонство целому пантеону богов. И в честь битвы победы над варягами было решено принести Перуну человеческую жертву. Жребий пал на красивого юношу Иоанна – сына варяга Федора, который был христианином. Конечно же, отец воспротивился этому – и их зверски убили в собственном доме, сожгли живьем. Это были первые христианские мученики на Руси.

Вот так начинал свое княжение князь Владимир – язычник. И длилась его языческая эпоха 10 лет, пока что-то не произошло с ним самим, что-то в душе не перевернулось. Есть разные описания этого переворота, но мы знаем, что князь Владимир принял Крещение от греков, принес христианскую веру на нашу Русскую землю.

И это обращение не было формальным, просто напускным или политическим ходом, глупостью или преступлением, как вменяют ему современные некоторые историки. Есть свидетельства летописи, что этот человек круто изменил свою жизнь. Он стал верным семьянином, он стал заботиться о своих детях, которых было у него много. Он стал милостивым, чадолюбивым. Запретил (что было совершенно необычно для той эпохи) смертную казнь – и это привело к тому, что разбойники так обнаглели вокруг Киева, что никто не мог проехать к столице и епископы, и христиане, и монахи, священники уговаривали князя возобновить наказание… Настолько у человека изменилось сердце внутри, стало милующим, он боялся кого бы то ни было обидеть! И для современников потрясающим знаком такой перемены была его необыкновенная щедрость: он кормил на своем дворе всех нищих, убогих, вдов, сирот, а для больных, которые не могли прийти на воздаяние даров этой милости, он грузил в специальную телегу и развозил по городу все свои припасы.

Это стал другой человек.

И его влияние на нашу культуру мы должны сейчас правильно оценить, осмыслить. Сейчас раздаются голоса в нашей публицистике, в культуре нашей – «вернуться ли нам к язычеству?», «что было бы если б христианство не пришло на Русь?», что «князь Владимир уничтожил уникальную культуру». Какая бы не была там культура, большой вопрос был, что уничтожать. Человеческое жертвоприношение, где людей приносят в жертву (мальчиков, девочек, взрослых мужчин) языческим богам, где совершаются дикие оргии и осквернения, – я не думаю, что это была лучшая альтернатива для русской культуры.

Мы знаем, что импульс, служение, которое нес князь Владимир, действительно благоприятно воздействовало на русскую культуру: нравы смягчались, культура христианско-европейская стала своей для русских, и князь Владимир чувствовал себя европейцем. Он спокойно общался с королями Европы, его принимали, признавали, он воспринял культуру Византии, и Россия, которая находилась между варягами и греками, между западным миром и миром восточного христианства, воспринимала все лучшее и с запада, и с востока.

Именно он способствовал тому, что начали открываться школы на Руси, процветать начали грамота, книжная мудрость. Открывали монастыри – они были первыми библиотечными и университетскими центрами на Святой Руси, первые школы появились. Это очень важно.

Именно он создал путь, на котором расцвели великие монастыри, такие как Киево-Печерская лавра, изменившие совершенно русскую жизнь. От Киево-Печерской лавры духовная деятельность перешла Сергию Радонежскому, его ученикам, которые восприняли исихастскую мудрость восточного христианства и богословствовали своей жизнью. И дальше – Оптинским старцам, Серафиму Саровскому, новомученикам Российским. Эта поросль, то дерево христианское, которое корнями своими растет из их – подвига удивительного, волнующего опыта призыва Божия, который пережил однажды наш великий покровитель, учитель, наш такой далекий и близкий современник: равноапостольный Великий князь Владимир.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс