Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (927) → Протоиерей Артемий Владимиров: Благая Весть, что в этот сумрачный греховный мир пришел Господь

Протоиерей Артемий Владимиров: Благая Весть, что в этот сумрачный греховный мир пришел Господь

№30 (927) / 8 августа ‘17

Молитва

Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №29 (926) 2017

– Давайте вспомним, дорогие друзья, как встречали люди Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, по свидетельству четырех евангелистов: с какими мыслями, чувствами, словами они, жители Палестины, обращались к Богу Живому, Богу воплощенному? И те, кто ежедневно старается раскрывать святое Евангелие, без труда вспомнят женщину-хананеянку, у которой дочь страдала одержимостью. Эта сирофиникиянка, как называет ее один из евангелистов, неотступно следовала за Христом, испытывавшим прочность произволения, силу веры этой добльственной страдающей матери. И когда Спаситель по видимости отказывал той в просьбе, она с удвоенной энергией, неотступностью и любовью к своему страждущему чаду восклицала: «Иисусе, помилуй меня, дочь моя беснуется!»

Вартимей – слепец, сидевший у выхода из города Иерихона, заслышав, что Спаситель движется по близлежащей дороге, теснимый народом, фарисеями, книжниками, несмотря на то что все пытались заставить его замолчать, кричал: «Иисусе, Наставниче, помилуй меня!» Наконец, мытарь, смиренно осознававший свои грехи, человек, обличаемый совестью, стоя в тени храмовой колонны, не смел даже обратить взор к Небесам, но в знак раскаяния стучал себя в грудь кулаками и повторял: «Боже, милостив буди ми грешному!»

Вот из этих-то просьб и покаянных вздохов и восклицаний родилась так называемая молитва мытаря, которую Церковь заповедует каждому из нас повторять много раз на дню. В своей самой краткой форме она состоит из двух слов: «Господи, помилуй!» Эти слова знают и дети, и взрослые. А сегодня мы, раскрыв акафист Иисусу Сладчайшему, найдем в нем обращение к Спасителю: «Иисусе, помилуй меня, грешного!»

Вдумаемся, друзья, в каждое слово этой драгоценной, малой, как золотник, но бесконечно содержательной молитвы – «Иисусе, помилуй мя, грешного». И мы найдем, что в ней обретается все Евангелие – Благая Весть, что в этот сумрачный греховный мир пришел Господь. Он по бесконечному Своему милосердию, человеколюбию навечно соединился с нашей природой. Бог стал Человеком. Ради нас Христос Искупитель восходит на Крест, усваивая Себе вину и преступление, из-за которых человеческий род отпал от союза с Богом. Пролив Свою драгоценную Кровь, Христос победил смерть Воскресением и, взойдя на Небеса, ниспослал нам утерянную некогда Адамом живительную благодать. В единении с Божественной благодатью мы вступаем в спасительный союз со Христом, вступаем во врата вечности, еще живя здесь, на земле.

Но как оказаться достойным Всесвятого, Всемогущего, Вселюбящего Господа, Который и в Ангелах Своих усматривает недостатки, пред Которым и Небо оказывается нечистым? Ответ на этот вопрос один – покаяние. Осознать свое недостоинство пред Богом, унизить себя пред Его Лицом, повергнуться пред Ним в пыль и прах, раскрыть язвы своей души и с детской верой в прощение, с надеждой на бесконечное милосердие Искупителя повторять: «Боже, милостив буди ми, грешному! Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня! Господи, помилуй! Господи, прости, помоги мне, Боже, крест мой донести».

Человек, который усвоит самый дух нашей Евангельской веры и будет постоянно отсекать помыслы тщеславия и гордости, самоутверждения и надменности, осуждения и превозношения, получит от Господа просимое – благодать Святого Духа. Будем помнить только, что единственную жертву, принимаемую Господом, человек может обрести в глубинах сердца своего. Эта жертва – дух сокрушен. «Серд-це сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»,– говорил в древности библейский пророк Давид. Вот с таким-то смиренным и кротким сердцем, чуждым мнительности и обидчивости, прекословия и раздражительности, призван идти дорогой жизни христианин. И, умножая со дня на день благие дела веры, служа людям, там, в тайнике сердца, пусть произносят эту молитву, которую сегодня мы с вами, как некую драгоценность, извлекли из сокровищницы акафиста Иисусу Сладчайшему. Это покаянная молитва: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня! Иисусе, помилуй меня, грешного!»

Человек, мысленно припадающий так к стопам Спасителя, подобен блудному сыну, который, возвращаясь со страны далече в отчий дом, уже не почитает себя достойным имени чада, сына. Но вы помните, как, смирившись в прах пред Отцом Небесным, уже завидев покинутое некогда по глупости Небесное Отечество, увидев своего Небесного Родителя, тот восклицал: «Отче, не достоин наречься Твоим сыном, согрешил я против Неба и пред Тобою, прими меня в число наемников Твоих!» Так и мы мысленно должны почитать себя недостойными благ Христовых, но иметь несомненную веру, что Он, Щедродавец Господь, нас очистит, помилует и спасет. Человек смиренного и кроткого духа получает от Господа дар мудрости.

Действительно, имеющего о себе скромные понятия никто не может вывести из себя, никто не может лишить его благодатного мира и покоя, который таинственно почивает в недрах души. Человек, постоянно молящийся: «Иисусе, помилуй мя, грешного», получает дар мудрости и трезвения, Бог дает ему мысль проницательную и чуткую, открывает саму сущность вещей. Хотя свершается это неприметно, не по нашему желанию, но в свое время Господь упремудривает молитвенника и, проведя его через многие ошибки и немощи, которые всем нам свойственны, наконец укрепляет его в нравственной жизни, помогает ему зорким оком рассмотреть все соблазны и искушения и счастливо обходить острые углы, как мы и просим нашего Создателя в последних прошениях молитвы «Отче наш»: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Замечательно, что люди, даже далекие от Церкви, сердцем (а каждый из нас имеет интуицию) очень хорошо чувствуют состояние души молящегося человека. Чувствуют, что в его душе нет той гордости, бахвальства, возношения, гонора, тщеславия, которые так неприятны и от которых поневоле отвращается всякий человек, когда вступает в общение с гордецом. Молитва возвращает нам, христианам, естественность и безыскусность в общении, она порождает приветливость, добродушие, человеколюбие, умение видеть в собеседнике добрые, светлые качества, относиться к нему с уважением, учит нас созерцать в нем образ Божий. Как бы ни был этот образ затемнен и покорежен грехами, которые, к сожалению, трудно бывает избежать кому бы то ни было из нас.

«Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» – молится христианин, и ангел-хранитель невидимо нам содействует, утраивает и даже удесятеряет наши силы. В XXI век, такой турбулентный и неспокойный, истинные молитвенники на вес золота. Но невозможно переоценить наличие в семье хотя бы одной души, которая старается начинать и завершать день молитвой: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня!» Потому что ради этой молящейся души Бог хранит от всех бед и напастей домочадцев, помогая людям сохранять единомыслие, мир и любовь между собою. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс