Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (927) → Протоиерей Андрей Канев: Делая как бы правильное дело, какими способами ты это делаешь?

Протоиерей Андрей Канев: Делая как бы правильное дело, какими способами ты это делаешь?

№30 (927) / 8 августа ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №29 (926) 2017

– Допустим, человек ощущает в себе задачу написать книгу, он творческий человек, писатель. Это же не просто сидит он и думает: «А что бы написать?» Это определенное дарование, определенная проблема, которой он «болеет». (Умберто Эко скончавшийся, замечательный писатель – я видел одно из его последних интервью, где говорит, что не понимает писателей, которые раз в год печатают книгу. Ее нужно прожить, он говорит, год, два, восемь лет. Он первую свою книгу «Имя розы» написал в 48 лет, будучи образованным и талантливым человеком.) Проблема должна быть – не просто печатаешь какую-то муть, которая никому не нужна, и будешь хвастаться, что ты писатель. Творческие люди должны болеть проблемой, ее выболеть, родить, как ребенка; тогда это произведение.

– Но в том-то и дело, что поиском глубины в творчестве и в духовной жизни озабочены не все и не всегда. А без такого поиска и невозможно понять смысл выражения «мечтания греха». Не зная, что стоит за этими словами, человек будет предаваться этому самому мечтанию, жить им, а потом духовно падать – и даже не догадываться о причинах своего падения. Вот отец Андрей и предлагает нам рассмотреть механизм, как от мечтаний греха человек может приходить к его свершению.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Могу привести пример приходской (да не обидятся на меня!), как наши педагоги устроили замечательный концерт. Творческие люди, я их знаю давно, уже не надо каждый их шаг контролировать в постановке. И в один из праздников они устроили, если не брать какую-то аскетическую сторону, очень хороший концерт, детскую постановку с хорошим смыслом. Там мальчик плакал, капризничал, попал в лес какой-то и на него в образе зверей напали какие-то страсти. Он с ними боролся, они его обличали, он в себе находил эти страсти и каялся, бросал эти страсти, уходил – аскетический совершенно спектакль и заканчивается хорошо: он встречает двух ангелов послушания и чистоту души и встречает Рождество уже очищенным от грехов.

Но как это было сделано, вот вопрос, педагогами, взрослыми людьми (я не говорю о детях)? Я постановку увидел уже как зритель. И увидел, что у наших детей микрофончики маленькие. У нас их не было. Ну, я даю возможность творчеством заниматься нашим педагогам и, наверное, где-то попросили. И оказалось, что наши педагоги, далеко не состоятельные люди, решили, что для спектакля нужны эти самые микрофончики и (совсем забыли, что у них директор есть, настоятель, у настоятеля – финансовые проблемы) совершенно необходимо купить эти микрофоны: без них постановка не произойдет. Что делают эти люди? Они скидываются с расчетом, что когда-то потом им это дело компенсируют. И я после спектакля узнаю, что без моего разрешения, оказывается, потрачено немало денег. И потом у нас были очень большие разговоры духовного порядка, что так делать не надо, это уже откровенная увлеченность людей: делая как бы правильное дело, какими способами ты это делаешь? Потом мы пришли к соглашению, все поняли свои ошибки, все теперь нормально, – но это было не просто.

И еще бывают духовные ситуации, когда человек действительно живет в области духовного воображения и не думает, что это плохо. Еще раз скажу, что это не откровенные мечтания о грехе каком-то: лукавый здесь ловит на более тонких страстях – на тщеславии, на гордости; потом это уже выливается. Был у нас разговор с одной певчей, и она говорит, что плохо у нее все: оказалось, что у нее претензии к регенту, к священнику. А почему? Оказалось, что у нее почему-то выстроилась внутренняя область мечтаний, что якобы от того, что она плохо сегодня поет, из-за этого физически плохо священнику: она должна так петь, что народу должно быть хорошо… Представляете, какое заблуждение? Как лукавый неправильной постановкой задач творческих увлек… Как он легко уклонил человека, и она пришла в большое духовное расстройство. Пришлось реанимацию проводить: где наше место, кто на Литургии главный. Она сказала: «Не хор разве?» – искренне сказала. Я говорю: «Христос главный, Он – Центр». Она очень удивилась.

– Но если примеры с певчими или преподавателями для кого-то далеки и не вполне понятны, то примеры из семейной жизни близки и понятны большинству наших телезрителей.

Протоиерей Андрей Канев: – Вот, допустим, женщина начиталась романов и у нее сложилось отношение к своему мужу – хотелось бы ей, чтобы он ее любил так, как ей хочется. А он любит по-другому. И это мечтательность по отношению даже к семье, каким должен быть муж, нарисованный, абсолютно не живой какой-то образ. И хороший, вполне замечательный человек ее глазами воспринимается как плохой, из-за этого какие-то семейные ссоры, скандалы. А если объективно посмотреть, хороший человек на самом деле, но лукавый именно образ какой-то создал, и человек, благодаря этому образу, сравнивает мечтания с реальным человеком. Это может вполне расстроить себя и семью. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс