Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы знаем, что есть люди (православные христиане), которые в большинстве своем знакомы со Священным Писанием, и есть те, кто может сказать: «Я читаю Библию каждый день»; или: «Я прочитал всю Библию».
Я думаю, наша программа обращена сегодня и к этим людям, но в первую очередь к тем, кто только еще подбирается к Священному Писанию и думает, с какой же книги начать, с какой стороны к нему подобраться. Сегодня мы начнем этот разговор. Поэтому первый вопрос: что из себя представляет Библия, эта Книга книг?
– Библия. С греческого языка это слово переводится буквально как «книги» (или, может быть, даже «книжечки»), и представляет она собой целый ряд книг, которые описывают события истории Ветхого Завета, то есть жизни человечества до Рождества Иисуса Христа, а также события Нового Завета, то есть жизнь Самого Господа Иисуса Христа, и деяния Его учеников – апостолов. Также Библия включает в себя так называемые Послания апостолов. Говоря обычным языком, это письма, которые апостолы писали той или иной группе христиан или общине по необходимости, для того чтобы разрешить назревшие вопросы, назревшие сложности. Таким образом, мы можем сказать, что Библия – это книга, которая описывает историю, но надо уточнить, какую историю. Наверное, можно сказать: историю Божественного Промысла, который действует среди людей, в человечестве. Если угодно, это Божественная история, которая продолжается от сотворения мира и вплоть до наших дней.
И очень важный момент: что для нас значит сама Библия? Если мы подойдем к первому попавшемуся человеку на улице и спросим, что для него Библия, он скажет, что это религиозная книга, которая описывает какие-то события. А что она для него значит, он, наверное, затруднится ответить, к сожалению. Но для нас, верующих людей, Библия является словом Божиим, и об этом никогда не надо забывать. Поэтому мы говорим, что это Божественная история, не просто история человечества, не просто описание жизни некоего Иисуса Христа в том числе, но описание жизни Господа Иисуса Христа.
Здесь, наверное, уместно упомянуть о таком термине, как «богодухновенность» Священного Писания. Что это означает? То, что Библия была написана не просто человеком, она была написана, если можно так выразиться, в соавторстве человека и Бога, причем соавторство это происходило более-менее на равных условиях. Таким образом, и человек что-то свое внес в создание Священного Писания, и Господь. Господу, Святому Духу принадлежат, конечно, идеи, то направление, в котором двигалось сознание человека.
Но человеку принадлежит культурный окрас, наверное, литературный стиль, жанр, который он выбирал для той или иной книги. Да, мы понимаем, что, конечно, каждой эпохе (а Библия создавалась в самые различные периоды жизни человечества начиная, скажем, с XV века до Рождества Христова и вплоть до I века по Рождестве Христовом) соответствуют какие-то свои черты. И вот это соработничество и принесло свой плод – Библию, которая является для нас священной книгой, словом Божиим и святыней. И когда мы приступаем к изучению Священного Писания, мы, с одной стороны, должны знать, что такое Библия, из каких книг она состоит, должны знать, что она писалась в разные эпохи, но ни в коем случае не должны забывать, что Библия для нас – это слово Божие, святая книга. Она отличается кардинальным образом от любой другой книги, потому что непосредственное участие в ее создании принимал Святой Дух.
А Вам доводилось встречаться с людьми, которые «разбивались» о Библию, еще толком и не начав ее читать?
– Видимо, вы имеете в виду, что, начав ее читать, они встречали что-то такое, что для них казалось неприемлемым или непонятным, и оставляли это чтение. Конечно, бывает некое отрицательное впечатление; непонятно, как же дальше читать такие вещи.
Но бывают, наверное, другие случаи. Мне встречались люди, которые говорили: «Я читаю Новый Завет, столько нового для себя открыл, но, конечно, многие вещи мне понять сложно: например, то, что если меня ударили в одну щеку, я должен подставить другую». Или про Ветхий Завет; человек говорит: «Там описывается такое количество войн, зачем же я должен читать такие вещи, эту жестокость? Как же я должен воспринимать и относиться к такой жестокости?» Да, такое бывает, к сожалению, и, наверное, средством к решению этой проблемы, к уврачеванию этой проблемы может быть вот какой подход.
Когда мы читаем Библию и что-то в ней не понимаем, не можем принять, что-то нам кажется сложным, мы должны сказать себе так: «Помни о том, что это слово Божие, это священная книга». Мы должны сказать сами себе и, может быть, обращаясь к Господу: «Господи, я не могу этого понять; мне даже кажется это неправильным. Ты здесь описываешь такие вещи, которые, на мой взгляд, совершенно неправильные, и я не согласен с ними. Но я прошу Тебя, открой мне (может быть, не сейчас, по прошествии какого-то времени, может быть, после приобретения жизненного опыта или просто каких-то знаний, но я это пойму), что действительно, Господи, Ты прав. Я очень хочу это понять, очень хочу разрешить этот вопрос». То есть вот эти сложные моменты надо уметь отложить в сторону, не «разбиваться» о них, не пытаться идти в лоб, напролом, но, быть может, отойти, обойти, отложить в сторону, понимая, что рано или поздно мы вернемся к этому вопросу. Я думаю, что любой человек (и верующий, и неверующий) может сказать, что с ним бывают такие вещи, от этого никуда не деться.
И происходит это потому, что Священное Писание гипертекстуально. Это означает, что текст по ходу повествования в том или ином своем фрагменте, в том или ином своем стихе повторяется, иногда цитируется (явно или неявно, иногда, может быть, даже через какой-то образ) только в другом фрагменте. Библия построена таким образом, что Новый Завет очень часто обращается к Ветхому Завету. И действительно, для того чтобы полноценно читать и понимать Новый Завет, необходимо быть знакомым достаточно глубоко с Ветхим Заветом, поскольку иначе мы не поймем.
Есть такая фраза, которая говорит, что Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий в Новом раскрывается. Наверное, эта фраза показывает тесную взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов и эту самую гипертекстуальность. С другой стороны, она показывает также и то, что люди, которые создавали Священное Писание, конечно, в совершенстве владели историей, в совершенстве знали эту богочеловеческую историю, эту историю действия Промысла Божия среди человеческого рода. И человек, который начинает изучать Священное Писание, должен иметь это в виду. Если он видит цитату Ветхого Завета, которая присутствует в Новом Завете и ее не понимает, он не должен сразу отчаиваться, должен понимать, что перед ним не простая задача – понять этот фрагмент, ее так просто будет не решить, ему требуется время для того, чтобы объять весь этот материал. И нужно с терпением подойти к этому процессу изучения.
Когда Вы говорили сейчас, я услышал очень важный момент, что мы можем не понимать какой-то фрагмент, но, обратившись ко Господу, помолиться о том, чтобы Господь открыл нам понимание непонятного нам отрывка. В связи с этим возникает такой вопрос: чтение Библии и молитва всегда ли связаны?
– Наверное, в каждом индивидуальном случае, особенно если мы касаемся людей достаточно далеких от Церкви, это бывает очень по-своему, по-особенному, в каждом отдельном случае решение бывает своим, отдельным и не похожим ни на какой другой случай. Но если мы говорим про людей церковных, то ни для кого не секрет, что каждому из нас следует каждый день читать Священное Писание. И даже существуют более-менее традиционные правила чтения Священного Писания: одну главу из Евангелия Нового Завета и две главы из Деяний или Посланий апостольских. И это каждодневное правило чтения Священного Писания соединяется также с другим повсеместно распространенным правилом – читать утренние и вечерние молитвы. И таким образом мы видим, что в нашей церковной жизни две вещи – чтение Священного Писания и молитва – стоят в одном ряду. Это два очень похожих, но немножко различающихся способа обращения ко Господу. Вы знаете, что за богослужениями, как, например, за богослужением Божественной литургии, всенощного бдения, всегда обязательно читаем Священное Писание, слово Божие. Это один из центральных моментов в совершении богослужения. Поэтому молитва и чтение Священного Писания нераздельны.
А если мы еще далеки от Церкви, то пусть вот этот образ жизни будет для нас некоторым идеалом, некоторой целью, к которой мы должны прийти и рано или поздно придем. Это совсем не сложно. Для того чтобы прочитать одну главу из Евангелия, требуется совсем немного времени (может, десять минут).
Я позволю здесь развить эту тему, уже касаясь непосредственно чтения Священного Писания. Надо сказать в первую очередь, что главный способ изучать Священное Писание – это его читать. Читать следует регулярно; как Новый Завет, так и Ветхий Завет. Мы, конечно, никуда не сможем продвинуться, если не будем читать Священное Писание. Мы можем читать различные статьи, какие-то новости, которые говорят про ветхозаветные события, и что-то связанное с археологией, современные открытия ученых, которые действительно касаются, скажем, царя Давида или жизни Господа Иисуса Христа.
Мы можем читать сколько угодно таких статей, но если не будем знакомы с текстом Священного Писания, если он не будет нам близок, если мы не будем лично знакомы с событиями, которые там описываются, то у нас ничего не получится. Поэтому самый первый рецепт для изучения Священного Писания – это читать Библию, читать регулярно.
Может быть, есть какая-то конкретная книга для человека, собирающегося начать, с которой это было бы проще сделать? Такая, скажем, вводная новозаветная книга и вводная книга для Ветхого Завета.
– Быть может, следует человеку начать знакомиться со Священным Писанием именно с такой вводной книги, прежде чем читать само Священное Писание. Есть книга, автором которой является Лопухин, она называется «Библейская история Ветхого Завета». Он в ней суммирует ветхозаветные книги, суммирует ветхозаветную историю, дает иногда некоторые комментарии и излагает все эти события в повествовательной форме. Таким образом, читателю оказывается достаточно легко читать эту книгу, с одной стороны, поскольку она написана более доступным языком, в более простой форме, если угодно, в более интересной форме. Непосредственно текст Ветхого Завета бывает достаточно тяжел для чтения, и для того чтобы у человека сложилась общая картина ветхозаветной истории, ему, пожалуй, следует прочитать, например, эту книгу.
Она не единственная, как не единственная книга этого автора, у него много разных книг. Но если человек прочитает эту книгу, он сразу получит общее представление о тех событиях, которые происходили в Ветхом Завете, а с другой стороны, получит и оценку этих событий, богословский комментарий, который тоже может быть очень разным. И Лопухин предлагает свой взгляд. Есть совершенно разные способы, самые разные подходы к комментированию, толкованию Священного Писания, но, по крайней мере, у человека, который первый раз знакомится с Ветхим Заветом, сложится какое-то мнение, какое-то представление о тех событиях, которые происходят в Ветхом Завете. И когда после прочтения этой книги он начнет читать уже непосредственно текст Священного Писания Ветхого Завета (Книги Бытие, Исход, Числа, Левит и так далее), он уже будет знать, о каких событиях идет речь, поскольку будет немного подготовлен к прочтению, ему будет гораздо легче. Наверное, это будет одним из хороших подспорий для изучения Священного Писания Ветхого Завета.
Если мы зададимся целью изучать Новый Завет, то такой книгой можно назвать книгу епископа Кассиана (Безобразова) «Христос и первое христианское поколение». Как эта книга, так и книга профессора Лопухина были написаны до революции в России, но они не утратили актуальности и по сей день. И опять же, епископ Кассиан излагает в своей книге некую сумму четырех Евангелий, описывая события в более литературной форме. Эта книга, может быть, немного более сложна, чем книга Лопухина, но человек, прочитав ее, получит общее представление о событиях, которые происходили в Новом Завете. Таким образом, если подводить итог второму вопросу, я, пожалуй, советую человеку, не знакомому с Библией, вначале прочитать такую общую книгу, как книга профессора Лопухина, а потом уже знакомиться непосредственно с текстами книг Ветхого Завета.
А вот те произведения, пособия, которые создают наши преподаватели, весьма интересные и небольшие по объему, видимо, как раз рассчитаны на тех, кто собирается приступить к чтению Священного Писания. Можем ли мы их рекомендовать нашим телезрителям для начала?
– Да, безусловно. Сразу, отвечая на вопрос, упомяну издание «Введение в Ветхий Завет» Дмитрия Георгиевича Добыкина, преподавателя нашей академии, и издание «Введение в Новый Завет» протоиерея Димитрия Юревича, заведующего кафедрой библеистики нашей академии. Они как раз и дают эти начальные знания. Но здесь надо уточнить: начальные знания о чем? Мы уже вскользь сегодня упоминали, что человек, приступающий к изучению Священного Писания, прикасается к самым разным эпохам с их культурным, историческим, религиозным контекстом. И книги введения в Ветхий и Новый Заветы только что упомянутых авторов или других авторов как раз и знакомят читателя с этими контекстами. Например, кто такие фарисеи и саддукеи? Мы очень часто встречаем эти имена, эти наименования на страницах Нового Завета, но обычно так к ним привыкаем, что и не спрашиваем себя, кто такие эти люди, чем они занимались, чем отличаются друг от друга, существуют ли они сейчас, например, что с ними произошло? И вот на такого рода вопросы как раз и призвана отвечать вводная литература.
То есть мы видим уже два разных подхода к изучению Священного Писания. Тот подход, о котором мы говорили вначале (Лопухин, епископ Кассиан (Безобразов)), – это обработка текста и изложение его в более доступной форме, с некоторыми комментариями. И с этого рекомендую начать. Это один подход, путь непосредственно к тексту. А есть подход совершенно с другой стороны, подход к эпохам, к культуре, к религиям тех народов, которые окружали создателей Священного Писания. Этот подход, конечно, не менее важный.
Но есть и другой аспект, это жанр. Например, псалмы – это поэтика, библейская поэзия, совершенно другой жанр, отличающийся от повествовательного жанра Книги Бытия. Можно и с этой стороны изучать книги Священного Писания. И человек, изучающий Священное Писание, рано или поздно должен познакомиться со всем этим богатством, чтобы понимать, насколько богато и глубоко Священное Писание, какие глубокие темы оно затрагивает и как, оказывается, напросто устроено. Это целый мир, люди описывали свою жизнь; и описывали не просто свою жизнь, но действия Бога в их жизни. И, конечно, это не лишено культурного контекста.
Пособия наших преподавателей адресованы в первую очередь, наверное, студентам, но ведь каждый студент когда-то в первый раз открыл книгу Священного Писания, в каком-то смысле каждый студент является новичком, приступая к изучению Священного Писания. Поэтому, конечно, и нашим телезрителям тоже можно посоветовать прочесть эти книги для того, чтобы открыть для себя огромное количество новых и неожиданно важных и интересных аспектов создания Священного Писания, культуры, религий, традиций.
Если есть возможность заниматься изучением Священного Писания с наставником (я имею в виду самые разные варианты): это могут быть библейские группы при храмах, просто общение с человеком, который уже преуспел в чтении Священного Писания, с которым можно посоветоваться, поговорить, или же катехизаторские курсы, что лучше, какие могут быть варианты?
– Безусловно, наверное, самый лучший способ изучать вообще что-либо – это иметь учителя. Лучше всего, когда это происходит каким-либо организованным образом. Может быть, это катехизаторские курсы, для наших телезрителей это самый подходящий способ. Они проводятся в нашей Александро-Невской лавре. Я думаю, что и в других епархиях они проводятся в той или иной форме на приходах или непосредственно при епархиях. И, наверное, это самый лучший способ, когда люди собираются вместе как ученики, у них есть наставник, он дает людям задания, что-то дает им прочесть, читает им лекции. И вот здесь есть еще один очень важный аспект. Наверное, очень хорошо о нем упомянуть в самом конце. Мы с него начали и им же закончим. Библия является словом Божиим для нас, это не надо забывать, а создана она была в Церкви. Поэтому прерогатива Церкви, и только Церкви – учить Священному Писанию, учить, как его понимать.
Поскольку, как мы знаем из нашей жизни, понимать его можно очень разным образом, иногда даже диаметрально противоположным. И вот иметь такого учителя, который принадлежит Церкви, – наверное, самая большая радость для человека, приступающего к изу-чению Священного Писания. А уж в какой конкретно форме это произойдет – на приходе, в духовном училище, или в семинарии, или где-то еще – не так важно. Важно, чтобы этот человек был человеком Церкви.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.