Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (926) → Архимандрит Савва (Мажуко): Грех уныния

Архимандрит Савва (Мажуко): Грех уныния

№29 (926) / 1 августа ‘17

Свет невечерний

– В аскетической литературе мы часто встречаем целые перечни грехов – сребролюбие, празднословие, любостяжание, есть даже совершенно экзотические названия: мшелоимство. Один из грехов, из страстишек очень современен и с трудом поддается какой-то корректировке или же борьбе с ним. Это грех уныния. Он современный, очень сложный и к нему очень сложно подойти, подступиться, что с ним делать, как с ним быть и что это такое. Вот об этом мне бы хотелось с свами сегодня поговорить. Итак, о грехе уныния.

В современном словоупотреблении мы часто отождествляем уныние с депрессией. Это неверно. Святые отцы, когда описывали состояние уныния (например, преподобный Иоанн Лествичик или же другие авторы – классики православной аскетической литературы), очень часто помещали этот грех рядом с грехом лености. «Об унынии и лености» – именно так называется глава преподобного Иоанна Лествичика, посвященная борьбе с этой страстью.

Если мы попытаемся описать это состояние современными красками, то, пожалуй, эта болезнь людей, которые не знают, чем заняться, не знают, как убить время. Например, в офисе вы работаете – встаете, идете пить кофе, потом смотрите в окно, потом катаете ручку по столу, перекладываете бумаги (время как-то вяло, сонно тянется), подошли к микроволновке – приготовили обед, лениво его как-то поклевали, и так далее.

Не обязательно это болезнь работников офиса. Конечно же, преподобный Иоанн Лествичик подчеркивал, что эта болезнь именно монахов: монаху надлежит воспитывать в себе определенную усидчивость и ритм жизни и преподобные старцы Оптинские говорили, что уныние следует называть полуденным бесом. Полуденный бес тянет монаха в лес. Состояние, когда человек не знает, чем себя занять и ему не хочется ничем заниматься. Оно нападает особенно в полдень, когда полуденные труды главным образом уже завершены, определенная сонливость, вялость, нежелание что бы то ни было делать – желание заснуть, полежать (и даже лень спать человеку в таком странном состоянии). Как быть? Что с этим делать?

Я попытался набросать контур этого состояния, но, я думаю, вы его узнали. Это обычное наше состояние, которым болеют даже дети – с самого раннего возраста у нас появляется эта привычка к ничего не деланию. Это не лень, а такое тонкое духовное состояние. А как древние монахи боролись с ним? Прежде всего, старцы говорили, что подобный дух уныния убегает, когда человек правильно настроил ритм своей жизни. Когда ты выполняешь строго предписанные тобой же самим правила режима дня: когда просыпаться, когда завтракать, обедать, работать – вся жизнь целого дня должна быть определенным образом описана и точно определена.

Может быть, не совсем уместный пример среди аскетических текстов, излишний, совсем светский, но тем не менее. Роман «Отцы и дети» нашего гениального классика Ивана Сергеевича Тургенева как раз говорит об этом. Когда Базаров приезжает в дом Одинцовой, его начинает раздражать, что барыня, эта помещица, которая живет в своем особняке, ежедневно выполняет определенный ритуал – она встает в определенный час, завтракает, гуляет, читает, вышивает, музицирует, заботится о хозяйстве и в определенный час ложится. Базаров и говорит: «Разве вам не скучно предаваться каждый день одним и тем же заботам?», а Одинцова ему отвечает: «Мы бы умерли от скуки, если бы у нас не было этого ритуала жизни». Вот это – первая подсказка: жизнь свою нужно ритмизировать, доверить определенному ритуалу. Потом этот ритуал превращается в привычку.

Как говорил Александр Сергеевич Пушкин в бессмертном произведении своем «Евгений Онегин» о Татьяне, – «привычка свыше нам дана, замена счастию она». Привычка жить в определенном ритме как раз избавляет нас от обычной скуки, уныния – этот ритм есть залог не просто жизни нескучной, но и залог определенного пути совершенствования не только в духовной, но даже и в интеллектуальной и деловой жизни.

И здесь мне вспоминается пример из древнего патерика, когда один из египетских старцев, наставляя своего послушника, привел ему такой рассказ. Некоторый землевладелец имел большой кусок земли запущенный, совершенно давно не посещавшийся, заросший. И он как-то решил его взять в оборот, засеять; он посылает на эту землю своего сына и говорит ему: «Сынок, разберись как-то с землей, перекопай, подготовь землю – нужно же как-то постараться, чтоб добро не пропадало». Сын пришел, увидел заросшее поле, запущенное, страшное и подумал: «Могу ли я что-то с этим полем сделать? Нет. Могу ли я спать? Да». Он постелил одеялко, улегся и целый день проспал.

Отец посылает к сыну и спрашивает, что он там сделал. «Я ничего не сделал. Потому что там сделать совершенно ничего нельзя»... И отец, мудрый человек, говорит ему: «Я тебя о многом не прошу. Делай ровно столько, сколько занимает твое одеяло. Перекапывай ровно столько, сколько занимает одеяло, на котором ты спишь. А потом больше ничего не делай. Вот такая дневная норма». Сын послушал отца – и в короткое время поле было обработано.

В нас иногда просыпается какой-то пионерский задор, хочется сразу с плеча рубануть и сделать большое дело. Но мудрые люди всегда говорили, что большое дело требует кропотливого ежедневного труда. Люди, которых с детства приучили к труду, к определенному ритму жизни, делают в день работы в размере этого одеяла: каждый день по чуть-чуть… Эти люди не скучают, их не борет дух уныния, они не знают проблемы «чем себя занять, как убить время» – каждый день есть равномерный, спокойный, красивый труд: без надрыва, без стахановских каких-то терзаний, успехов, ревностей, просто красивый, кропотливый и благородный труд.

Вот этому труду воспитывали не только в древних монастырях, но и в хороших дворянских семьях. Этим свойством отличались не только монахи, но и настоящие ученые, настоящие творцы, художники, литераторы. И нам, дорогие мои друзья, может быть, следует в день трудиться не больше этого нашего одеяла – и тогда мы достигнем успеха и дух уныния не будет нами обладать.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс