Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№ 19 (916) – 26 (923)
– О деятельности Владыки Макария свидетельствуют и «меморандумы» в делах невьянских священников.
Из меморандума 1935 г. (6 февраля) (по: Д. № 10963. Р-1. Оп.-2. 9 с.)
О контрреволюционной деятельности.
«6 февраля 1935 г. утром в Невьянск приехал архиерей Макарий, которого на станции встретил церковный староста Ведунов И.И. и привез к себе в квартиру. С Макарием приехали два монаха, священник Коровин Л. и дьякон Иванов Н. Приехали все из Кушвы, Надеждинска и других приисковых поселков, куда они ездили для служения и объезда церквей с целью поддержания верующих в религиозном духе.
С 5 часов вечера в кладбищенской церкви было служение всенощной, служили архиерей Макарий, два Невьянских священника Коровин Леонид и Лобанов Григорий, два приезжих священника из села Аятского и Петрокаменского, народа было полная церковь, около 150 человек, все женщины, мужчин только 4 человека».
Церковный староста И.И. Ве-дунов рассказал источнику, что архиерей Макарий вернулся из поездки на дальний Север, где никто не посещал верующих в течение 18 лет и, начиная от Кушвы, они нигде не могли совершать богослужения за неимением храмов и приходов. Но по приезде в Надеждинск их пригласили в какое-то приисковое село в 30 км от города, там и совершили служение в церкви: съехалось много верующих и молодежи из Надеждинска, и был очень хороший прием.
Проезжая по Северу, архиерей встречал много неприятностей, задерживали несколько раз его и ехавших с ним для проверки документов.
В Невьянске с 6 по 8 февраля включительно ежедневно проходило служение утром и вечером. Архиепископ Макарий читал длинные проповеди.
Летом 1935 г. Владыка Макарий был арестован.
«Диакон Иванов вернулся из Свердловска 14 августа и привез вещи архиерея».
«20 ноября 1936 г. дьякон Иванов в июне ездил к арх. Макарию. Иванов посылает ему посылки, здесь приносят все знакомые им люди, кто что может, кто деньгами, кто сухарями и всеми другими товарами. Дьякон Иванов опять уехал в Свердловск для передачи посылки и свидания к заключенному архиерею, но его уже выслали, он пробудет в заключение не менее 3 лет».
Однако пробыть на Сверд-ловской кафедре Владыке Макарию суждено было недолго: в ночь на 18 марта 1935 г. архиепископ и его секретарь протоиерей Павел были арестованы. Архиерея приговорили к ссылке в Гайнский район Свердловской области сроком на два года.
Из доноса прихожанки Вознесенской церкви г. Невьянска от 29 декабря 1936 г.: «Там ему неважно живется, главное – народ там довольно грубый и много-много отсталый, невежливый и к тому же еще нерелигиозный. Здоровье у Макария очень плохое, с сердечной деятельностью плохо и долго у него не было лекарства, которое для него полезно, но случайно достали ему лекарство и послали, так что он нас благодарил за доставленное и необходимое для него.
Потом спросила: а как он нуждается в материальном положении?
Ответ: Он нам об этом ничего не пишет и не просит, но мы, т.е. отцы духовные, сами должны позаботиться о страждущем брате своем, это наш христианский долг, по силе возможности, иногда понемногу с диаконом сложимся и соорудим небольшую посылку.
Я встретила вечером сынишку диакона Н. Иванова, лет 6, который катался на катушке, а я шла ко всенощной в церковь и спросила у мальчика про папу, маму, как они, здоровы? и дома ли папа? – да, дома, сказал мальчик. Вчера вечером, 1 января 37 г. папа приехал из Свердловска, ездил по своим делам. Я спросила: за покупками? Мальчик ответил: нет, по церковным делам, да посылку посылал дедушке Макарию. Сейчас он далеко, поэтому папа и не ездит, только лишь к празднику иногда посылки посылает с гостинцами: консервы, печенье и конфеты.
А еще что? В чем еще дедушка Макарий нуждается?
Так он особенно никогда ничего не просит, только лекарства, так как он очень болен сердцем».
Вот такое человеческое отношение было расценено работниками НКВД как преступное.
В ночь на 31 августа 1937 г. архиепископ Макарий (Звездов) был подвергнут аресту в Гайнах. Ему предъявили обвинение, будто бы он являлся «активным руководителем контрреволюционной повстанческой и шпионской организации». И он был привезен в Свердловск под особым конвоем.
17 сентября состоялся единственный допрос, на котором Владыка категорически и бескомпромиссно отрицал все ложные обвинения.
Из Протокола на Звездова от 17 сентября 1937 г. (ГААОСО. Р-1. Оп. 2. № 14923 (в следств. деле Смирнова Л. П. № 8355 – и еще 30 человек):
«Вопрос: Вы обвиняетесь в активном участии в контрреволюционной организации церковников. Предлагается Вам дать следствию исчерпывающие показания о деятельности Вас в этой организации?
Ответ: Ни в какой контрреволюционной организации я не участвовал. (подпись: Звездов).
Вопрос: Вы говорите неправду, следствие имеет достаточно документов, чтобы изобличить Вас как активного участника контрреволюционной организации. Предлагаем Вам показывать правду?
Ответ: Я показываю правду, что в контрреволюционной организации я не участвовал.
Вопрос: Вам зачитываются показания Савельева П.А. от 20.08.1937 г., изобличающие Вас как руководящего деятеля контрреволюционной организации церковников. Намерены ли Вы далее отрицать свое участие в организации?
Ответ: Категорически отрицаю, т.к. показания Савельева являются ложными. Кроме того, я Савельева совершенно не знаю.
Вопрос: Вы с Савельевым переписывались?
Ответ: От Савельева я получал одно письмо в 1936 г. по вопросу епархиальных дел, на которое я ему прислал ответ, и больше я с Савельевым не переписывался.
Вопрос: Вам зачитываются показания Старцева от 15 сентября 1937 г., который также изобличает Вас как руководящего деятеля контрреволюционной организации церковников. Намерены ли Вы еще отрицать участие Вас в контрреволюционной организации церковников?
Ответ: Зачитанные мне показания Старцева А.С. также отвергаю, ничего общего со Старцевым не имел и в контрреволюционной организации не состоял. (подпись Звездов).
Вопрос: Вам еще зачитывается одно показание Тудвесова от 11.09.1937 г., уличающее Вас в активной контрреволюционной деятельности как руководящего деятеля контрреволюционной организации церковников, и следствие имеет еще ряд документов, подтверждающих участие Вас в этой организации. Предлагается Вам прекратить запирательство и дать показания о Вашей контрреволюционной деятельности.
Ответ: Все время я буду говорить только одно, что в контрреволюционной организации я не состоял. Других показаний от меня не будет».
Допрашивал Владыку Макария работник следственной группы тюрьмы №2 г. Свердловска Мокин, который оформлял и другие документы на арестованного Владыку.
Этот протокол допроса не нуждается в комментарии, разве только фамилия «Старцев». Дело в том, что впоследствии (в 1941 г.) во время следствия над сотрудниками НКВД, сфабриковавшими это дело, упоминается Старцев, который не свидетельствовал против Владык Макария и Петра. Им написано заявление по этому поводу.
Обращает на себя внимание 2-я страница протокола допроса Владыки Макария:
Из протокола допроса 1937 г. сентябрь месяц 17 дня:
паспорт – не имеет,
род занятий – без определенных занятий,
состав семьи – одинок,
образование – среднее общее
партийность – не состоит. «...»
Становится ясным, что анкета архиепископа Макария заполнена Мокиным без него.
«Постановление от 31.8.1937: гр. Звездов Макарий достаточно изобличается в том, что он является активным руководителем контрреволюционной повстанческой и шпионской организации.
Там, где «подпись обвиняемого»: от подписи отказался.
ст. лейтенант Беляков» (Продолжение следует)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.