Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Андрей, очень радостно приветствовать тебя в студии – мы с тобой однокурсники, старые друзья, давно знаем друг друга. И вот Господь сподобил нас беседовать в одной студии. Здравствуй, дорогой друг!
– Здравствуй, Михаил. Здравствуйте, дорогие телезрители. Господи, благослови – заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Год назад ты закончил Санкт-Петербургскую духовную академию и был направлен на служение на Крайний Север. Чрезвычайно интересно и важно, что ты сегодня можешь поделиться опытом этого служения. Расскажи, пожалуйста, как для тебя все начиналось.
– Я начну с того, как вообще зародился проект распределения. Это произошло 2 года тому назад, после визита Патриарха в эти далекие, крайние епархии: Святейший Патриарх Кирилл объездил много северных епархий, на своем опыте ощутил большой контраст с центральными регионами России в нехватке священнослужителей – и создал этот проект распределения выпускников. Мы были вторым потоком священников, поехавших на Крайний Север. В епархию, куда меня Бог направил, в предыдущем году уже приехал первый студент из Санкт-Петербургской духовной семинарии, в этом году он уже отработал назначенный ему срок, и для него эта глава уже закрыта. Я нахожусь на середине пути: позади ровно год, и за это время можно сделать некоторые выводы, какую роль играет это распределение в оживлении духовной жизни на Крайнем Севере.
Крайний Север – район, отличающийся тем, что он очень сильно дистанцирован от центра – интеллектуального, духовного центра России, и это очень чувствуется. В период существования Советского Союза многих выпускников ведущих университетов распределяли как раз на Крайний Север, и мы можем исторически увидеть, как это влияло на развитие отдаленных регионов, как эта молодая сила, молодой энтузиазм может повлиять на положение вещей. Сегодня мы тоже обратились к этому механизму: молодые сердца, еще горящие, еще ярко воспринимающие все церковные события, всю церковную жизнь, попадают в края, где существует колоссальная потребность в них.
Я как раз один из таких молодых священников. Прибыв на Крайний Север, я стал свидетелем жизни, которая протекает не только в его крупных городах, но, в первую очередь, в небольших отдаленных поселках. Для молодого пастыря, как мне кажется, крайне важно увидеть именно эту сторону современной России – самую тяжелую и самую нуждающуюся: в Евангелии мы слышим слова Христа о том, что Он пришел не к здоровым, а к больным. Как раз отдаленные места – это места, где свет Христов еще не светил.
Во многих поселках еще нет храмов, а там, где они есть, еще нет делателей. К сожалению, во многих поселках священник бывает только раз в год, и, конечно, за 1–2 дня он не успевает совершить свой труд – донести необходимую информацию, показать свой собственный пример, поделиться своим опытом переживания Богом. Это сложно сделать просто физически. Поэтому для меня было очень важно столкнуться именно с этой стороной церковной жизни.
Когда я впервые попал в такие отдаленные поселки, я почувствовал себя как бы студентом, окончившим медицинский факультет и попавшим на передовую фронта, где люди погибают, где они нуждаются в скорой помощи. Я почувствовал большой зов людей к Богу и нехватку тех людей, кто мог бы этот зов утолить. К сожалению, после распада Советского Союза люди, проживающие на Крайнем Севере, не встретили объятий Церкви, не встретили священника, который мог бы их обнять и «поделиться» с ними Богом. И это привело к таким тяжелым ситуациям, что люди стали обращаться к лжеучениям, начали выписывать книги, далеко отстающие от истины Христовой, и стали их читать, изучать. Сейчас, посещая поселки, мы встречаем людей, прошедших тяжелый опыт лжеучений, который сильно сказался и на их здоровье, и на их жизни, и внутренне повредил их.
Другая беда Крайнего Севера – это алкоголь. Это большая беда вообще всей России, но на Крайнем Севере, где нет священника, могущего остановить хотя бы некоторую часть тех, кто становится на этот путь, она принимает очень крупные масштабы. Самое тяжелое, что пришлось увидеть, – дети (а их сейчас очень много на Крайнем Севере – начальные школы переполнены) родителей, вставших на этот путь. Мы призваны остановить этих детей. Они еще очень чисты, очень наивны. Дети тундры – это вообще особенные дети. Они не видели множественных путей отвлечения внимания, которые имеет современная молодежь: интернет, компьютерные игры, различные поп-культуры, течения, движения – всего этого в тундре нет. Они действительно предрасположены принять весть о Христе и беспрепятственно реализовывать ее в своей жизни. К сожалению, именно этим детям сегодня и недостает этой информации. Как только можем, мы приходим в школы и общаемся с детьми, но встретиться и что-то рассказать им о Христе и Церкви мы можем, к сожалению, только раз в полгода, год.
Мне кажется, очень важно дать этому новому поколению Крайнего Севера оружие духовное – Священное Писание, таинства Церкви, привить им знания, интерес и любовь к Богу, чтобы они могли возродить эти далекие места, где им жить. Они могли бы многое сделать, только сегодня нужно успеть воспользоваться временем, что дает Бог, – воспользоваться их детством, чистотой. И именно через это время Бог может дать большой урожай, если мы приложим необходимые усилия.
Ваши слова очень важны, и мы еще скажем об этом – наверное, найдутся на просторах нашей страны энтузиасты из верующих людей, кто захочет помочь этой земле и людям. А сейчас такой вопрос: насколько совпадают ожидание и реальность служения?
– С одной стороны, хочется рассказать о своем взгляде человека, который строит планы, пытается охватить будущее со своей человеческой точки зрения. Конечно, студент, особенно когда он близок к выпуску, рвется в бой, представляет, как он завтра выйдет на свой путь и начнет менять поселки, города, менять общество к лучшему. Но когда молодой священник начинает трудиться, он наталкивается на высокую стену непонимания людей, может быть, их непонимания и незнания. Особенно это видно, когда человек впервые приходит на Исповедь. Это может быть человек, который уже длительное время ходит в храм, но не изучает духовной литературы, чьи знания о Христе, о Церкви, Боге заканчиваются на непонятных ему словах службы на славянском языке.
К сожалению, люди сегодня не имеют навыка самостоятельно трудиться над своим духовным развитием – изучением своей веры. Ведь изучение веры – это тоже в каком-то смысле молитва. Нам, православным христианам, очень важно понять, что чтение Священного Писания в глазах Божиих – это тоже молитва. Ведь молитва – это обращение нашего духовного взора, нашей мысли, данной нам Богом, в сторону Бога. Всякий раз, когда мы обращаем наш взгляд в сторону Бога, это и есть молитва. Видите, какие разные образы молитвы существуют – не только богослужение, но и чтение Священного Писания, когда мы снова и снова видим мысленным взором слова Христа, Его поступки. Мы обращаем взор к апостолам, первохристианам, и все это очень важно.
Священник встречается с тем, что люди ждут от него, что именно он может решить все их духовные проблемы в каком-то десятиминутном разговоре на Исповеди. И это проблема – священник, к сожалению, не способен пробить стену непонимания человека, не имеющего опыта приобщения к церковному преданию. Конечно, это совсем иная ситуация, нежели я себе представлял. И это немного умеривает пыл священника – бывшего семинариста: трудности его обезоруживают. По крайней мере, я в своей ситуации почувствовал, что не способен в короткие сроки найти инструменты, чтобы заполнить пустоту непонимания, неопытности людей. Священник, к сожалению, в этот момент только начинает призывать людей к тому, чтобы они становились на путь духовного самоделания, саморазвития.
Для меня встал вопрос, что делать со множеством людей, нуждающихся в большом внимании. Ведь священник ограничен во времени, когда встречает большое число людей необразованных, и не может заполнить всю пустоту; у священника есть определенный лимит духовных внутренних сил, духовного потенциала. В тот момент, когда я столкнулся с этими сложностями, я с чувством более глубокой ответственности обратился к Богу в молитве.
Священник должен непрестанно пребывать в молитве, непрестанно пребывать в просьбе к Богу, чтобы этот малый дар любви, который есть у священника, Господь обратил в большую реку любви, большую реку внимания. Именно это стало для меня большим открытием на пути, что выбрал я и что открыл мне Бог.
Пользуясь сетью интернет, мы можем видеть, как ты трудишься. И большое спасибо, отец Андрей, за то, что ты делаешь фотографии, снимаешь небольшие видео с комментариями и так рассказываешь о своем служении. Это действительно может многих вдохновить. Бывает, что человек пребывает в губительной для себя праздности, помышляет, что ему делать со своей жизнью, и когда видит пример такого служения, это, конечно, вдохновляет. Можно несколько слов: в чем заключается твоя миссионерская работа?
– Жизнь современного миссионера делится на несколько важных частей: служение в том месте, где ты находишься постоянно, и миссионерские поездки – выезды в отдаленные поселки, тундру, общение с людьми, которые по разным причинам не могут приезжать в большие города и приобщаться к церковной жизни. Приезжая в тундру, а за последний год в нашей епархии было организовано несколько крупных поездок в отдаленные поселки, мы встречаемся с людьми, уже ведущими церковную жизнь, но по причине того, что они отрезаны от своих приходов, не могущими реализовать ее. Это люди, приехавшие на заработки, те, кто приехал учить в школах детей, медицинские работники, то есть те, кто отдает свою жизнь на то, чтобы помогать людям на Крайнем Севере. И они остаются без духовного окормления. Мне приходилось встречать целые семьи, приезжающие на Крайний Север, и, к сожалению, не находящие там священника и часто даже храма. Такие люди с особой радостью встречают нас, когда мы приезжаем, возможно, раз в полгода, а, может быть, раз в год. Конечно, они очень рады тому, что могут наконец побывать на службе, причаститься, особенно в большие православные праздники.
Но есть и другой контингент людей – никогда не видевшие и не слышавшие священника и не приходившие в храм. Это люди, живущие в тундре, – малые народы России. Очень много таких людей живет как раз в регионе, где я прохожу свое служение, это ненцы, ханты – коренные народы. Предки многих из этих людей до революции были крещены, они уже были знакомы с Православием, встречались со священником, бывали в храме. Но, к сожалению, события, произошедшие в нашей стране ровно сто лет назад, прервали всю работу, которая была тогда проведена. С удивлением находишь в домах старинные иконы XIX века, многие носят русские православные имена, в их роду сохранилось знание, что их дедушки, бабушки, прадеды были крещены, были православные. Поэтому некоторые из них сейчас с доверием обращаются к священнику. Но, к сожалению, проведенная атеистическая работа многих отвратила от Православия. Часть их них воспринимает русского проповедника как что-то чуждое. Поэтому необходим большой труд, большая любовь и большое терпение к ним.
На просторах Ютуба, социальных сетей, в поисковиках мы находим примеры, подобные тем, о которых мы говорим, – я был свидетелем, что они вдохновляют даже того, кто, казалось бы, безучастен к церковной жизни. Один человек сказал мне: теперь я вижу, что есть делатели. Может быть, насчет Церкви он имел какие-то предрассудки, но сюжеты подобного рода могут такие предрассудки разрушить.
– Мы живем в удивительное время, когда в наших руках очень сильные, влиятельные информационные инструменты. Раньше миссионер не мог преодолеть дистанцию и время, сегодня мы можем преодолеть их очень легко и просто. В руках священника всегда было перо, он мог написать книгу, которая останется в веках и будет изменять будущие поколения. Сегодня у нас есть и новые инструменты, чтобы повлиять на ситуацию – как раз видеоблоги могут объединить нас в нашем делании, дать добрый пример, зарядить человека, показать, что о труде можно не только размышлять, но можно его реализовывать в очень глубоком, широком смысле. Если сегодня православные миссионеры возьмут в свои руки этот инструмент, это может во многом изменить ситуацию на Крайнем Севере.
Пожалуй, стоит обратить этот призыв и к людям, которые не являются церковнослужителями, но неравнодушны, видят в себе силы что-то сделать и изменить.
– Когда мы учились в семинарии, буквально на первом курсе, у нас был предмет – журналистика. В течение полугода мы должны были написать 6 небольших художественных статей, которые надо было обязательно где-то опубликовать. И сегодня для каждого православного пастыря открыты просторы, может быть, не крупных изданий, но хотя бы социальных сетей, где мы можем поделиться этим знанием.
Миряне, смотрящие такой контент, тоже могут поучаствовать в этих трудах. Ведь, к сожалению, часто думают, что только священник может приехать на Крайний Север и что-то изменить к лучшему. Но я уже встретил там людей, простых мирян, проводящих работу с детьми, рассказывающих им о Православии. Ведь чем больше звучит голосов, чем больше проводится уроков, лекций, чем больше информации, тем быстрее развивается это дело и тем больше душ меняется.
Поэтому я хочу обратиться в этот день к тем, кто, может быть, не имеет систематического образования и не учился в духовных семинариях, но уделяет много времени духовной литературе, впитывает духовные знания. Если у вас есть стремление послужить Богу, есть время и возможность, вы можете обратиться в любую северную епархию, связаться с ее управлением, миссионерским отделом, молодежью, которая занимается там этим трудом, и просто спросить, что вы могли бы сделать. Может быть, собрать миссионерскую группу и просто приехать на неделю, увидеть этих детей тундры, этих несчастных кочевников, которые сегодня приобщаются к русской культуре – к сожалению, не с лучшей ее стороны, начинают брать худшее: они выбирают местом встречи алкогольный магазин, вместо того чтобы встретиться со священником, встретиться с русской литературой, какими-то духовными явлениями. Этим людям очень важно сегодня показать, что Россия – это нечто большее, чем промышленность, чем добыча нефти и газа на Крайнем Севере, больше, чем вахтовики, приезжающие туда зарабатывать деньги. Показать, что Россия не только использует Крайний Север, но что Россия – это и большое христианское сердце, не безразличное, не равнодушное, но способное обнять и поделиться любовью.
Здесь много людей, по-настоящему страдающих от духовного вакуума, губящего многих на Крайнем Севере: люди начинают заливать духовную пустоту неверной информацией, неправильной реализацией своего духовного потенциала. На Крайнем Севере иногда встречаешь группы художников, которые приезжают, например, из Москвы и начинают за свой счет расписывать оставшиеся серые бараки сталинских лагерей. И что они пишут на стенах? Они пишут образы храмов, купола. Я встречал в отдаленном поселке, где нет настоящего храма, храм, написанный красками молодых художников, может быть, даже неправославных, невоцерковленных. Но они приезжают и рисуют купола и храмы, чтобы показать людям, оторванным от большой России, что есть высокое, есть святое, есть то, что может нас преобразить, и мы, православные люди, можем поделиться этим.
И это так легко сделать: просто купить билет, приехать и провести, может быть, один день, а, может быть, неделю или две с этими людьми, сказать им важные слова, показать свой пример, показать, что Бог действительно живой, Он действительно трудится и меняет наши души и сердца. Это было бы очень важное и благородное дело. Это было бы действительно то, что нам повелевает Христос: идите и благовествуйте Евангелие по всему миру.
И сегодня в России есть места, где давно не звучало Евангелие. Сегодня мы имеем возможность благовествовать, проводить миссионерскую деятельность, реализовать себя в апостольском служении в нашей России, только в этих отдаленных районах, которые так нуждаются в наших сердцах, нашем участии.
Буквально через несколько дней начнутся вступительные испытания в духовных школах – на бакалавриат, в магистратуру, на регентское, иконописное отделения. У тебя есть возможность пожелать что-то тем ребятам, которые с горящими сердцами, со своими надеждами, может быть, совсем недавно зародившимися, уже подали документы и придут сдавать экзамены, чтобы по прошествии нескольких лет выйти на нивы Христовы и начать свое служение.
– Я бы хотел отметить такой важный духовный момент: пребывание в Церкви – это личное общение души с Богом. Тем, кто завтра переступит порог духовных семинарий и академий, я хотел бы пожелать спросить себя: сегодня в каком состоянии находятся мои отношения с Богом? Если есть какая-то холодность к молитве, холодность к Богу и лишь упование на те знания, которые они получат, на то, что их встретят преподаватели высокого уровня, библиотеки, если упование только на какие-то информационные и материальные вещи, то это большая ошибка. Преподаватель не может поменять семинариста. Если семинарист внутренне не тянется к Богу, то эта информация, к сожалению, может пройти мимо. И очень печально видеть выпускника семинарии, может быть, даже более охладевшего, чем тот, каким он был, когда впервые переступил порог семинарии. Это очень печально, потому что это показатель понимания человеком того, что есть Церковь и что есть духовное образование.
Ведь мы приближаемся к Богу через молитву, через личное общение с Ним, через тягу к Нему. Первый этап нашего духовного образования – это наше пребывание в Церкви после Крещения, до духовных школ, и если на этом первом этапе мы реализуем себя как христиане, как дети Божии. Тогда Бог, видя наше стремление к Нему, даст нам больше и тогда духовные школы будут ступенькой вверх. Но очень опасно переступать порог духовной школы в неготовом состоянии, потому что человек может встретить там разную информацию и неправильно воспринять ее. Он может встретить разных людей, разные ситуации, и если человек внутренне не готов принять это как волю Божию и как голос Бога к нему, то информация может пройти мимо. Поэтому спросите себя сегодня: «Что для меня Бог? Что для меня Дух Святой? Что для меня Христос? Есть ли у меня отношения с Ним? Насколько они глубоки?»
Поступление в семинарию – это очень и очень ответственный шаг. Духовная семинария – это такой заповедник, где Бог взращивает Своих будущих делателей, это Божий сад. И очень опасно зайти в этот сад, в этот храм Божий в грязных сапогах, зайти с безразличием, с холодностью к Богу. Тогда вы можете занять место, где должен был оказаться другой человек, который мог бы это впитать и принести большой плод. Такое образование может послужить даже в осуждение человеку, на которого потратили большие церковные деньги (чтобы нанять преподавателей, персонал, отопить здание семинарии), время преподавателей, наставников, и все это прошло мимо семинариста. Это было бы очень печально и очень неправильно.
Совершая этот шаг, вы должны понимать, какой это серьезный поступок: ведь вы совершаете его перед глазами Бога. Поступая в семинарию, молодой человек пишет обращение к ректору, где обещает послужить Богу от всей своей души. И этот шаг должен быть осознан и делаться очень искренне. Тогда Бог, видя чистоту нашего намерения, может использовать все наше время, все наши способности, все жизненные ситуации во благо, в строение Царствия Своего на земле. Поэтому, если вы сегодня не готовы строить свои отношения с Богом, у вас еще есть время до того момента, когда вы вступите на порог духовной академии. И от вас зависит, какими вы выйдете в итоге – охлажденными либо еще более горящими, еще более любящими людей и Бога. Но это важно понимать уже в первые дни вашего обучения.
Записала:
Ксения Сосновская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.