Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (923) → Архимандрит Савва (Мажуко): О Герасиме Иорданском и его льве

Архимандрит Савва (Мажуко): О Герасиме Иорданском и его льве

№26 (923) / 11 июля ‘17

Свет невечерний

– Дорогие друзья, мне подумалось: если у человека могут быть любимая книга, любимые фильмы, даже любимые цветы, – может у него быть и любимая икона? Мне хотелось бы сегодня вам показать мою любимую икону. Это икона преподобного Герасима Иорданского и его льва (знаете, очень редко можно встретить на православной иконе изображения животных, они очень редки, – и вот икона преподобного Герасима Иорданского счастливое исключение: мы видим здесь льва. Причем такого живого и симпатичного, что может даже поцарапаться. Я очень люблю кошек и, наверное, это обычная монашеская болезнь: где православные монахи, там обычно и кошки рядом с ними. Видимо, эта традиция получила свое начало в глубокой монашеской древности – Герасим Иорданский жил в Палестине в далеком VII веке. Это был древний монастырь, и самое удивительное, что он существует до сих пор и хранит традиции, заложенные еще во времена преподобного Герасима).

На иконе мы видим символическое изображение этого монастыря, скал, пустыни и пещеры. Это довольно пустынная местность, очень суровый климат, и монахи там были настоящими подвижниками – жили в пещерах, очень суровым постам предавались и большим трудам: чтобы выжить в такой местности, нужно очень много трудиться, и поэтому монахи в тех монастырях говорили, что слово «монах» – это синоним слова «труженик». Если ты не труженик, то ты и не монах – такая была древняя традиция.

Сюжет этой иконы передает нам встречу преподобного старца Герасима Иорданского со своим питомцем львом, которого он назвал Иордан… Однажды старец шел по пустыне (в этих монастырях был такой обычай, что иногда по сорок дней монахи проживали в уединении, питаясь только какими-то сухариками или кореньями). И встретил льва с раненой лапой. И старец, не думая, отрывает часть своей одежды и перевязывает его лапу – промыл рану, перевязал лапу. И лев в буквальном смысле слова привязался к этому старцу, стал повсюду за ним ходить (львы в то время водились еще в этих местах, это потом алчность человека, его пристрастие к азартным развлечениям послужили уничтожению этих зверей, но тот лев стал повсюду бродить за старцем, как какая-нибудь собачка, как домашнее животное). Это было умилительно красиво (вот представьте, вы себе заведете льва и будете с ним ходить каждый вечер по улице, выгуливать его, – зрелище было бы потрясающее), он совершенно не был агрессивным по отношению к людям!

Старцы этого монастыря (а там было очень много пожилых людей) стали даже злоупотреблять дружбой со львом и возили на нем воду, кожаные меха и хворост, а лев смиренно, кротко принимал монастырское послушание. Когда старец Герасим после больших своих трудов отошел ко Господу, братья похоронили его, а льва в монастыре не было. Когда он пришел и стал повсюду разыскивать своего духовного руководителя, старцы привели его на могилу преподобного Герасима. Лев лег на могилу, несколько дней отказывался принимать пищу, воду – просто рычал и плакал, как пишет нам монастырская летопись, и там же умер. Его похоронили рядом со старцем Герасимом. Вот такая верная была дружба льва и монаха…

И это не просто эпизод в Священной истории, красивое предание, которое рассказывают детям. Я думаю, даже главный герой рассказа «Муму» у Ивана Сергеевича Тургенева получил свое имя именно от старца Герасима: каждый русский ребенок до революции читал эту историю, знал ее и проникал в суть в отношения христианина и мира. Этот эпизод, сюжет и икона, как раз передают нам очень важную идею – откровение, какими гармоничными должны быть отношения между человеком и окружающим его миром: человеком и животными, растениями, лесами, полями, вообще космосом.

Этот эпизод отношения старца и зверя – не единичный. Мы можем вспомнить нашего преподобного Сергия Радонежского, у которого был мишка, медведь, преподобный Сергий кормил его постоянно. Известно изображение, икона, которая мне тоже полюбилась с детства, когда преподобный Серафим Саровский подкармливает медведя. Оптинские старцы были большими любителями кошек – у старца Нектария Оптинского был кот, который во всем его слушал. И старец говорил: «Герасим Иорданский был великим человеком, а я человек маленький и скромный: у меня кот». Но посетителей всегда совершенно поражало, как будто кот этот был умный какой-то человек – беспрекословно слушался старца.

Например, в Оптиной пустыни были старцы, которые разводили соловьев. На Афоне, как описывают нам письма святогорца, друга Н.В. Гоголя, замечательного литератора и монаха одновременно, было всегда очень много кошек, котов, которые ловили змей, и всегда они вкушали пищу монастырскую сразу после братии; ритм жизни этих кошек вошел в устав Афонского монастыря. Представьте себе, какая удивительная гармония! И совсем недавно путешественники по Афону, монашеской республике, говорили, что повсюду там встречались таблички с надписью «Берегите деревья!»

Такой акцент делался древними старцами задолго до того, как появилось понятие экологии, охраны окружающей среды. Это было очень важно сообщить своим современникам – передать, что человек ответственен за эту природу. Это первая весть. Второй важный момент, который мы не должны никак упускать из виду, – что хороший человек, добрый, святой таков, что под его руками все растет, звери перестают его бояться. Он своим видом, своей молитвой, своими глазами и руками делает этот мир чище: мир становится более мирным, светлым, святым. Успокаивается эта агрессия.

Мы говорим, что звери живут по закону джунглей, а иногда человека, потерявшего человеческий облик, мы называем зверем. Но люди, теряющие человеческий облик, становятся хуже зверей: своей агрессией, похотью, в распрях, гордыне, высокомерии, зависти мы превосходим любого зверя, к сожалению. Но задача наша с вами совсем другая: мы должны этот мир сделать чище – здесь должно быть безопасно для детей, мы должны оставить этот мир светлым, чистым, святым… Может, я не сделаю очень многого, чтобы не было вони, чтобы людям жилось хорошо, – но вокруг меня пусть бы дышалось людям свободно.

И однажды у старца одного спросили, каким должен быть христианин. Он замечательную фразу произнес: «Будь как солнышко, чтобы людям вокруг тебя было светло» – не только людям, но и зверям, как мы видим на примере старца Герасима Иорданского. У входа в тот монастырь до сих пор стоит статуя золотого льва, и это не просто средневековый герб, знак принадлежности к какому-то ордену: это символ единения во Христе человека и природы. Если хотите, мы заражаем животных вокруг нас и всю природу святостью и благодатью, которая соответственна образу Божьему, носимому в себе. В этом задача и урок нашей жизни, который дают нам преподобный Герасим Иорданский и его славный лев.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс