Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (923) → Протоиерей Андрей Канев: Борьба с грехами означает, что человек идет правильным путем

Протоиерей Андрей Канев: Борьба с грехами означает, что человек идет правильным путем

№26 (923) / 11 июля ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №25 (922) 2017

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Лечимся, боремся. А почему констатация правды, что человек – жилище сатаны, что так получилось после грехопадения Адама, у нас вызывает мысли: «Как, я такой плохой? Что со мной будет…»? Ради таких людей Христос и пришел сюда, на землю. И человек, признав это, начнет, как жилище сатаны, изгонять из себя сатану – только не мы это делаем, а Христос. А если мы будем говорить «я хороший, я не такой-то», тогда Христос нужен или нет? Зачем Он нужен – чтоб повеселее в жизни было? Не для этого же. Поэтому это всего лишь констатация правды: не может в одном человек этих двух духов быть – я просто сталкивался с этим, начинают грехи проявляться.

Борьба с грехами означает, что человек идет правильным путем. Мы не избавимся от грехов всю свою жизнь. Нам никто не обещает, что я пять лет и пять дней поборюсь и у меня все грехи исчезнут. Борьба с грехами оставляется, чтобы человек всегда был в правильном духовном состоянии. Качество грехов будет меняться: у человека не должно быть смертных грехов. С тяжкими грехами он должен бороться. И реально пример прихожан показывает, что, если человек эту борьбу ведет, качество жизни у него меняется (я под качеством жизни имею в виду его духовное состояние): если он раньше очень сильно мог гневаться, то теперь это кратковременная вспышка, и то никто не замечает, как она происходит. Это, с точки зрения де-юре, страсть гнева, и он ее фиксирует. А де-факто – это разные проявления. Если раньше он готов был убить своего оппонента, то теперь это кратковременная вспышка, о которой он тут же кается и сожалеет гораздо больше, чем когда со своими коллегами или семейными устраивал «разборки». Это разное качество души получается.

– Да, жилище нашей души вычищается от грехов не сразу, но даже когда оно с Божией помощью оказывается очищенным, то таковым может оставаться совсем ненадолго, если усердно и непрестанно не поддерживать в нем порядка. И что показательно: когда Христос рассказал Своим ученикам притчу о злых духах (когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого), после Спаситель добавляет: «Блаженны слышащие слово и соблюдающие его» – знать о духовных законах нашей жизни необходимо, но необходимо и исполнять эти законы.

Протоиерей Андрей Канев: – Знание, что я снова могу стать домом для сатаны, дает человеку больше сил звать Христа, каяться, приходить к Нему, искать Его, а не опустить руки, как известный персонаж из фильма «Буратино» – Пьеро, который сидит и для которого все лишь очередной повод ничего не делать, только поунывать «как все плохо».

– Когда все плохо, хорошего ждать не приходится. И когда в сердце поселилось отчаяние, надежда в нем не родится: не может один источник изливать одновременно соленую и сладкую воду. Вот и святитель Игнатий обращает наше внимание, что двойственности в духовной жизни быть не должно. Чтобы в нас рождались плоды только одного вида – добродетели, необходимо, чтобы душа имела общение с духом Божиим и не имела – с духом мира. Но как этого достичь? Ведь – даже при самом нашем горячем желании – делать первое и избегать второго не получится, как не получится, например, жить в мире и согласии с конфликтным человеком (или хотя бы сохранять с ним ровные отношения). Ведь если ближние однозначно настроены на противостояние, то никакое наше искреннее и горячее желание сохранять мир не убережет нас от столкновения – провокатор всегда найдет способ втянуть нас в войнушку и досадить по полной. Он, как сказал Петр Мамонов, лезет, лезет и лезет, и отвязаться от него никак не получается: «Враг, он ведь тут как тут. Он же – отовсюду лезет, ему же шесть тысяч лет, как учат нас отцы, он исхитрился так , что не успеешь оглянуться – а ты уже летишь». Но именно так и действует по отношению к людям враг рода человеческого. Потому (святитель Игнатий предупреждает нас) падший херувим как стоял в раю, так и ныне стоит против человека. И он постоянно будет бороться с человеком и толкать его на нарушение заповеди Божией, действуя при этом весьма умело, точно зная, куда надо разить и каким оружием.

Протоиерей Андрей Канев: – А мы рождаемся наивными, неопытными – и даже приходим в Церковь и не знаем и не понимаем… Есть же христиане, которые в бесов не верят… Не надо им приписывать огромную силу, – но что зло существует, мы знаем опытно. После грехопадения Адама с Евой мы, их потомки, оказываемся в положении жителей концлагеря, у которых есть свои надсмотрщики. И это – падшие духи, которые стремятся человека подчинить своему плену и погубить, причинить больше зла. И понимание этого – это не из сказки, а мне видится, что, понимая это, мы сможем и себя понять и, самое главное, понять близкого человека.

Один из очень распространенных вопросов и недоумений – как бороться с осуждением? Практический вопрос. Мы в Евангелии читаем «не суди, да не судим будешь». Вроде не хотим, чтобы нас судили таким судом. А ответ может быть достаточно прост: против тебя борются – значит, и против другого тоже борются. И источник зла, которое человек сделал, – не сам человек. Он всего лишь проводник, пленник, который выполнил работу для своего хозяина. Мы должны понимать – и сожалеть, что человек попал в ситуацию, когда против нас или против кого-то сделал какое-то зло. И осуждать не захочется: ведь мы не будем осуждать, придя в реанимацию, искореженные тела еле живых людей, что они не ходят, не причиняют никому добро, не выполняют какую-то социальную функцию, не приносят никому пользу. Мы, наверное, пожалеем их. В этом смысле – мы все жители реанимации, и это очень важно понимать.

– Еще раз повторим призыв спасителя: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». А слова святых (в данном случае – святителя Игнатия, который учит нас, как должно выстраивать жизнь по Евангельским заповедям) говорят, что есть некие духовные инструкции и по ним мы можем правильно вести духовную борьбу с теми, кто постоянно к нам лезет, препятствует нашему спасению, ибо нас окружает целая армия врагов, тех самых бесов-мытарей, которые хорошо обучены и вооружены и точно знают, куда и как надо бить, чтобы поразить нас наверняка. Святитель Игнатий говорит нам об этом так: «Вращающееся пламенное оружие (Быт. 3, 24) в руках воздушного князя... есть власть демонов вращать умом и сердцем человека, колебля и разжигая их различными страстями». (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс