Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (921) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Жизнь надо посвятить самому главному

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Жизнь надо посвятить самому главному

№24 (921) / 27 июня ‘17

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №23 (920)

– Мы когда-то сами были молодыми, учились в школе, а теперь, наверное, не очень хорошо представляем, какая там жизнь и что там происходит. И мне было интересно повстречаться со старшеклассниками в очередной раз, в формате, который предложила директор: «Сто вопросов взрослому. История успеха».

Конечно, задачей было вывести ребят к определенной теме: что подразумевать под успехом. И во время разговора мне вспомнилась одна очень важная жизненная истина: когда корабль плывет по воде, он не тонет, но, когда вода попадает внутрь корабля, тогда он начинает тонуть. Поэтому то, что происходит в тебе, гораздо важнее того, что происходит вокруг тебя. То, что есть в тебе самом, гораздо более ценно, чем то, что есть у тебя: то, что есть, может быть потеряно, отнято, его можно лишиться – ведь это только внешние вещи. А доброта, сердечность, доброжелательность, любовь, искренность, открытость, жертвенность, умное соучастие, альтруизм неистребимы в человеческой душе, если человек живет этой целью, если он живет духовной жизнью.

Поэтому когда шла речь, чему посвятить свою жизнь, я сказал, что ее надо посвятить самому главному – собиранию и возрастанию добра, любви, веры, истины внутри тебя: образование может быть средним, а воспитание должно быть высшим.

Я сказал старшеклассникам, что сейчас у нас на 1 000 браков 700 разводов, причем половина из них – в первый год совместной жизни. Все же по молодости люди хотят и думают, что будут счастливы всю жизнь, что они будут самые лучшие, исключительные и что их избранник будет первым и последним. Хотя, судя по современной обстановке, таких мыслей уже нет, это раньше так считали. Кстати, интересная мысль: единственный (или единственная) не встречается дважды. И я посоветовал им, чтобы они не торопились себя очень быстро и легко разменивать, – душа и тело у нас одноразового использования.

Кстати, задавали вопрос про любовь. И я спросил у детей, с каким словом рифмуется слово «любовь»? Все почти в один голос сказали, что со словом «морковь». Правильно. Как морковь растет из маленького семечка и должно пройти время, чтобы она выросла и получила свой нормальный вид, так и это чувство: оно приходит, возрастает во времени, для этого ему надо посвятить огромные силы, поливать, принимать в этом процессе самое серьезное участие. Поэтому был призыв и напоминание – не торопиться прежде времени срывать плод, который должен еще созреть – если ты его сорвешь, а он, оказывается, еще зеленый, обратно его не вернешь и уже ничего не поправишь.

Кстати, нас, может быть, смотрят бабушки, дедушки, мамы и папы. Как рассказать детям про целомудрие и добрачные связи? Чего греха таить, это явление присутствует в жизни школьников. Я привел старшеклассникам такой пример. Взял скотч, приклеил его к парте, отклеил, снова приклеил к парте, отклеил, и так в третий раз, четвертый, пятый. И они заметили, что первый раз скотч приклеился сильно и отклеивался с большим трудом, а на шестой раз он отклеился с большой легкостью. И я им сказал, что наша душа и тело так устроены Богом, что мы должны прилепиться друг к другу, как скотч, с первого раза так, что не оторвешь. А каждая встреча, каждый интим – это один раз приклеились, в прямом и переносном смысле слова, два – приклеились, а что потом-то? А когда вы встретились с единственным (или единственной), сколько уже было этих «приклеиваний»? Какое будет качество связи? Богом мы созданы с душой, телом и духом. И не великое дело соединиться телом. Самое великое дело – стать единой душой, а еще и единым духом.

Мальчик спросил: «Почему люди орут друг на друга? Как справиться со своей психованностью? И почему большей частью люди выясняют отношения через повышенный тон, через крик?» Когда сердца очень далеко отстоят друг от друга, тогда начинают орать; когда люди близки, они говорят нормально, когда очень близки – шепотом, а когда люди очень любят друг друга, то понимают друг друга без слов, с полувзгляда, полуслова, благодаря какой-то небольшой мимике. Почему? Сердца их очень-очень близко. К этому и надо стремиться в жизни. Я посоветовал им входить в эту жизнь, понимая, она не место отдыха, а место подвига.

То есть не вся молодежь у нас так глупа, как нам иногда пытаются представить в газетах, интернете, на телевидении?

– Очень много серьезных людей. Именно этот возраст с его максимализмом как раз и способен на огромные дела, свершения, повороты событий. Мне понравилась одна мысль, которая оформилась во время нашей беседы из совместного обсуждения вопроса. Одна девочка задала вопрос, который могли бы задать тысячи людей: «Я чувствую, вижу и знаю, что никому не нужна».

В письменном виде или устный вопрос?

– В письменном. Сейчас наблюдается небывалый всплеск самоубийств, связанный и с «Синим китом», и с ужасными сайтами. Просто какое-то вражье дело. И ведь во многом это происходит из-за этого: меня не любят, меня не понимают, меня не ценят, я никому не нужен. И кто-то спросил: «А тебе кто-нибудь нужен? Вот если появится тот, кто тебе нужен, тогда для этого человека ты тоже станешь нужным». А когда в центре жизни мой эгоизм, когда в центр поставляется идол «я», чтобы вокруг него все крутилось, – это иллюзия, никогда человек не увидит другого и цели не добьется. Если ты не настроился помогать, любить, служить и жертвовать, то ничего в жизни не будет. А у того, кто настроился кому-то послужить, в этом проблем не будет.

Я спрашивал у ребят: вы же собираетесь иметь счастливую семейную жизнь? Отвечают: да. А семейная жизнь – это тоже жертва. После брака у человека обязанностей вдвое больше, а прав вдвое меньше.

Объяснить это тяжело. Это же практика.

– Совершенно верно.

А родители, наверное, к сожалению, не становятся примером.

– Это очень тяжело. Умный учится на чужих ошибках, дурак – на своих. Кстати, есть замечательная восточная пословица: «Я жалею, что пришел поздно, но радуюсь, что не опоздал».

Меня спрашивают: «Батюшка, а что делать, если уже был опыт добрачных отношений?» Что было, то было, но никогда не поздно привести себя в порядок, никогда не поздно остановиться и понять, что надо все-таки для этого единственного (единственной) сохраниться. «Я жалею, что пришел поздно – то есть поздно пришел к осознанию той или иной ошибки, неправоты, – но радуюсь, что не опоздал». Вот это очень важно.

Батюшка, я попросила Вас написать мне вопросы, которые Вам задавали. Мне приглянулся один из них, который вполне мог задать и взрослый человек: «Как относиться к человеку, который тебя ненавидит и учится с тобой в одном классе?» Конечно, очень сильные чувства, когда уж они в 10–11-м классе успели друг друга возненавидеть? Конечно, и в наше время кого-то не любили, с кем-то не дружили...

– Это все-таки некий детский максимализм.

Этот вопрос мог задать любой человек в любых отношениях – и работа, и служение, и родственники. Что здесь можно посоветовать? Нельзя уподобляться – зло злом не исправишь. Если будешь ненавидеть ты, то будет два несчастных человека, два ненавидящих. Я не говорю о любви, уважении и прочем, это, мне кажется, чувства уже запредельные и нереальные. Но, во всяком случае, надо начать с того, чтобы не платить злом за зло. Во-первых, постараться не говорить плохо об этом человеке. Почему? Иоанн Лествичник говорит: говори о своих врагах доброе, и это доброе им передастся (через пятые, десятые уста). Будешь говорить о человеке плохо, и это ему передастся, то есть, что сеешь, то и жнешь. Доброе слово и кошке приятно. Поэтому, если у тебя есть такие отношения, никогда не надо об этом человеке плохо говорить, потому что все это обязательно дойдет до него: то, что знают двое, знают все. И еще получается некий сердечный Bluetooth: у тебя есть чувство ненависти, и человек это чувствует, даже если ты этого не показываешь и не говоришь.

Стоит обозначить, что есть такая проблема, и начать ее решать. И начинать надо с себя: я постараюсь делать какие-то шаги, чтобы это сгладить, то есть не мстить, не отрезать от себя человека. И потом, он же тоже мучается, он тоже это понимает. И если он почувствует какое-то сожаление, желание пойти навстречу, – по крайней мере то, что ему не мстят, – эта внутренняя сердечность и расположенность передастся ему. Но, с другой стороны, это происходит в одном классе, а класс – очень тесный коллектив. Поэтому, конечно, я этой ситуации сочувствую...

Хорошо, что школьник задумывается над тем, как надо относиться – в душе есть даже какое-то христианское отношение.

– Он не вычеркнул из жизни этого человека, а ведь можно было поставить на человеке крест: «Да я его не замечаю».

Иоанн Лествичник приводит ужасный пример. Он увидел в монастыре монаха, которому все время делали какие-то выговоры, замечания, а тот на вид оставался добродушным. И Лествичник пишет: надо же, какое у него духовное устроение, что он так благодушно переносит укоризны! И он подошел и спросил: «Брат, скажи мне секрет твоего ровного духовного устроения в момент ссоры, во время выговоров». И тот монах сказал: «Мне ли обращать внимание на этих лающих псов?» Лествичник пишет: «Я удивился “любомудрию” брата», то есть удивился тому, какой ужас был у того в голове, что он ни на кого не обращал внимания и на ссору реагировал с пренебрежением: «Кто они такие? Лающие псы…».

А вот человек, задавший этот вопрос, так не относится, он понимает, что это проблема и ее надо решать. Еще я привел такой пример. У нас один язык и два уха, чтобы больше слушать и меньше говорить. И язык у нас находится за двумя преградами – за зубами и за губами. Ляпнешь что-нибудь – получишь в зубы, а стоматология сейчас очень дорогая. Тогда только поймешь русскую пословицу «Молчание – золото». Кстати, кто живет семейной жизнью, особенно если с тещей, будьте поосторожней, повнимательней: скажешь что-нибудь неосторожно – вылетишь из квартиры, начнешь снимать, а сейчас платить за квартиру очень дорого. И тогда только поймешь, что молчание – золото. Поэтому знайте, что сказать, когда сказать и какие из этого будут последствия. И еще я в школе говорил так: слово не воробей, поймают – и вылетишь!

Хорошие Вы им преподавали уроки, батюшка!

– Поэтому будьте очень внимательны к своим словам. Больше слушайте, меньше говорите.

Вот еще мне понравился смешной вопрос, интересно, как Вы на него ответили: «Можно ли уходить с ненавистных уроков?»

– Сейчас они вроде бы ненавистные. Мы знаем многих людей, которых в детстве родители день и ночь заставляли сидеть за фортепиано или скрипкой, а потом из них получились великие люди, великие композиторы. Для них скрипка была ненавистным уроком, но прошло какое-то время, и они сказали: слава Богу, что мама и папа вот так на этом настаивали.

Или, к примеру, английский язык. Учат, учат, кажется, что все это не нужно, но проходит какое-то время, и люди говорят: слава Богу, что родители с утра до ночи «долбили» и говорили: «Сыночек, это все надо учить». Сейчас умные люди китайский язык учат, потому что говорят, что китайцы с Россией воевать не будут, просто 50 000 000 перейдет границу и сдастся в плен. Поэтому китайский нам тоже надо бы подучивать, особенно тем, кто живет на границе. Тоже кажется, что это какой-то непонятный и сложный язык, а потом все оказывается на пользу.

Кстати, интересно. Вот мы говорим: образование и просвещение. Вы когда-нибудь задумывались, что такое образование? Образование – от слова «образ». А что за образ-то? Если человек хочет написать картину или сделать статую, он берет какой-то образ из природы или у него перед глазами образ живого человека, которого он хочет запечатлеть. То есть начинается все с образа, который человек копирует и хочет запечатлеть на холсте или в скульптуре. Так вот, «образование» – подразумевает быть похожим на образ Христа. Тогда получается, неверна поговорка о том, что образование может быть средним. И образование, и воспитание должны быть высшими. Вот какой образ, и вот что такое образование. Или: «просвещение» – от слова «свет». А что в нашей жизни свет?..

Кстати, насчет китайского. Вы знаете, как с китайского переводится «Православная вера»? «Сияющая религия, сияющая вера». Я недавно сняла фильм о китайском подворье в Москве – храм святителя Николая в Голутвине. Мы делали фильм об этом храме. Я, конечно, ехала с некоторой тревогой: мы ехали снимать Литургию на китайском языке. Там были китайцы, которые приняли Православие, они приходят в этот храм, они – наши братья по вере, для них Божественная литургия переведена на китайский язык, хотя это было очень сложно, потому что, как мне сказал батюшка, для некоторых церковных христианских понятий просто не существовало слов в китайском языке – например, у них нет понятия «грех», краеугольного в христианстве. То есть какое мышление: самого понятия греха не существует. Представляете, как интересно!

– Опять же относительно просвещения. В китайском языке слово «кризис» обозначается двумя иероглифами – опасность и одновременно возможность. В медицине есть такое понятие – «кризис болезни», когда высокая температура убивает микробы. Поэтому если температура до 38,5◦, ее сбивать не надо, так как от нее гибнут микробы.

Кризис – это и опасность, это и возможность. Когда человека бросают в воду, чтобы он научился плавать, это опасность, но она может стать и возможностью. Отец смотрит на ребенка: он начал барахтаться, выплывать, значит, у него появилась возможность научиться плавать – и этот кризис стал для него одновременно и возможностью. Вот такой оптимистичный взгляд на проблему. У нас в русском языке кризис связан только с одним – с какой-то безысходностью. А в китайском – и опасность, и одновременно возможность, вот такой оптимизм во взгляде на проблему.

Батюшка, исходя из своего опыта и общения с ними, ведь молодежь (и маленькие дети, и постарше, и большие) приходят к Вам и на Исповедь, – что бы Вы сейчас посоветовали мамам, папам, бабушкам, дедушкам в общении со своими детьми?

– Старшеклассники задали мне вопрос: можно ли быть нравственным человеком без религии, без веры? Я привел пример: много лет назад ко мне на Исповедь пришел человек, покаялся в грехе наркомании и сказал, что бросил. Я его спросил: «А что ты употреблял?» – «Героин». Я говорю: «Это почти невозможно сделать». И тогда он сказал: «Когда я хоронил своих сверстников, то видел, как убиваются их матери. Я представил себе, как будет убиваться моя мать, и любовь к ней (а она имела отношение к Церкви) меня чуть-чуть приостановила. И когда я пришел в храм, стал молиться, исповедоваться, причащаться, делать добрые дела, читать Евангелие, только это меня избавило от смерти. А моего брата уже нет: он не пошел по этому пути».

Поэтому вот и ответ. Да, может быть, какие-то добродетели присутствуют у многих людей, независимо от их религиозной принадлежности. Но когда сталкиваешься с каким-то совершенно конкретным грехом, проблемой, пристрастием, падением, исцелиться от него возможно только с Божией помощью. Поэтому всем нам желаю держаться за Небо, за Бога, за родных и близких, уважать их: через благословение отца и матери мы наследуем благословение Божие.

Кстати, еще был вопрос о послушных и непослушных детях. Старец Паисий сказал: «Сделай так, чтобы тобой были довольны родители, и тобой будет доволен Бог. Если тобой недовольны родители, тобой недоволен Бог». Вопрос очень простой, постарайтесь это сделать – это наша общая жизнь.

Спасибо большое, отец Мелхиседек! Я Вам совершенно искренне желаю больше таких встреч. Мне кажется, нашим ребятам надо встречаться со священниками – надо встречаться и бабушкам, и дедушкам, и папам, и мамам и понять, что священники даны нам в большое-большое утешение.

– Директорам и учителям надо быть посмелее.

Да, не бояться и понимать, что уже более тысячи лет мы находимся в лоне Православия. Спасибо большое, батюшка!

– До новых встреч!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс