Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (920) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Профилактика суицида

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Профилактика суицида

№23 (920) / 20 июня ‘17

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №22 (919) 2017

В предыдущей программе мы затронули такую серьезную тему, как подростковый суицид и суицидальные наклонности, поговорили о разновидностях, о том, насколько нужно быть внимательными родителям к различным проявлениям. Но не успели поговорить, как преодолеть эту проблему, если она обнаружилась, как вести себя, что необходимо делать, когда есть такая проблема – такие разговоры, мысли.

– Вообще любые профилактика, решение проблемы связаны с ее причиной. Поэтому я расскажу о причинах, которые побуждают ребенка к суицидальным мыслям и дальше – о поведении родителей.

Мы говорили, что одна из причин – это наличие у ребенка какого-то конфликта либо со сверстниками, либо в семье. Решение этого конфликта, конечно же, поможет ребенку перестать думать, что эта жизнь ужасна и из нее надо уйти. Поэтому родителям очень важно учиться с детьми договариваться, находить компромисс, не считать только себя правыми во всех решениях. И поэтому подход к ребенку как ко взрослому человеку, который имеет право голоса, имеет уже какие-то свои идеи, мысли и ожидания жизни; важно, чтобы ребенок перестал не хотеть жить.

Следующая ситуация – когда у ребенка есть ожидания относительно самого себя и эти ожидания не оправдываются. Поддержка, любовь родителей, обязательно сопровождение его в каких-то новых делах помогут ему включиться в это дело и не думать о том, что проще уйти из жизни и не заниматься ничем. Иногда бывает так, что ребенок, занимаясь чем-то очень тщательно, вложив много труда, усилий не получает нужного результата. Важно объяснить в этой ситуации, что результат может быть не здесь и сейчас, он может быть чуть отставлен во времени: «Давай поживем – увидим. Давай сейчас мы будем заниматься немного другими делами – и наверняка то, во что ты вкладывал свои усилия, даст о себе знать, принесет хороший результат. Не будем думать, что наши сегодняшние дела должны тут же принести нам какой-то очень значимый итог. Не торопись с выводами, с решениями, всему свое время».

Если, например, причина суицидальных мыслей – в чувстве одиночества, брошенности, ненужности (у ребенка нет друзей, нет компании, которая бы была ему интересна), тогда родителю придется заменить отсутствующую компанию собой: может быть, даже каждый выходной или каждое свободное время планировать с ребенком так, чтобы это имело сходство с его интересами, с его какими-то убеждениями. Если у ребенка нет интересов, то надо их поискать и увидеть что-то такое привлекательное в жизни, в общении, в том, что есть у нас в окружающей действительности.

И второй шаг – это все-таки попробовать наладить его отношения со сверстниками и научить его дружить, общаться. Может быть, это пока будут друзья ваших друзей, ребята из каких-то кружков по интересам. Или даже обратиться к психологам в психологические центры и дружить с ребятами, которые пришли на тренинг общения, лидерства, развития каких-то способностей.

Да, я уверен, к психологам ходят не только решать какие-то вопросы или жаловаться на свою жизнь: есть еще такое понятие, как собственное развитие.

– Абсолютно верно. Если причина таких мыслей связана с тем, что жизнь ребенка оказалась очень трудной, и бывает так, что подросток говорит: «Ой, какая сложная и трудная жизнь».

На стенах иногда пишут: «Жизнь – боль».

– Тогда тоже есть необходимость посмотреть на занятость ребенка, на его загруженность: может быть, действительно она избыточна для него, и родители иногда так скажем переусердствовали в вопросах планирования дня ребенка и у него нет свободного времени, минутки для себя? Он все время вынужден чем-то заниматься, он уже устал от этого, и это чувство безысходности начинает приводить его к мысли: «А зачем вообще такая сложная жизнь нужна?»

А может быть, что такие ощущения вызывает противоположная ситуация, когда ребенок абсолютно ничем не занимается, он не знает куда себя приложить? И когда этот день превращается в недели, в месяцы, то ребенок думает уже: «Хоть как-нибудь, что-нибудь».

– Такое бывает, но реже. Когда у ребенка много свободного времени и он лежит на диване, сидит у компьютера, так случается, что претензий к жизни практически нет. Да, она скучная, не интересная, но по крайней мере она не напрягает так сильно, что прямо не хочется в ней быть.

Когда это напряжение, конфликт, когда это не жизнь, а борьба с собой, с кем-то – тогда тяжело: получается так, что ценность жизни утрачивается именно из-за того, что что-то не так в ее насыщенности, направленности. Очень хорошо помогают спорт, какие-то активные занятия, путешествия.

Одна мама поделилась таким очень для нее значимым наблюдением. Удивило ее, что ребенок был очень одинокий, пассивный, не занимался мальчик ни в каких ни секциях, ни кружках и единственное, чем он занимался, это его учеба. Он учился на одни пятерки и в один прекрасный момент в 12 лет он сказал: «Мама, а зачем мы живем? Зачем вот этот труд? Все равно мы когда-то умрем. Зачем я тут сижу за уроками, пишу, стараюсь. Зачем ты живешь, ходишь на работу? Зачем все это нужно?». И мама отвечает: «Ты думаешь, жизнь – это только уроки и работа? Нет, она другая еще есть». Мальчик спрашивает: «Какая?»… Она говорит, первое, что бросилось в глаза – отправлялись дети в летний лагерь на месяц – сплавляться жить на свежем воздухе, в палатках. И вот ребенок, абсолютный домосед, отличник, 12 лет сидел дома, друзей нет, попадает вот в эту среду, в эту обстановку.

Мама говорит: «Вы знаете, я даже не боялась что что-то там будет. Настолько ситуация пугала, когда он сидит и начинает терять интерес к жизни, что тамошняя – уже не пугала». Она понимала, что есть ответственные люди, которые будут рядом. И он приехал – розовощекий, загоревший, с горящими глазами и говорит: «Мама, это здорово! Ты знаешь, я тебе сейчас покажу, что я снял на камеру, где я был и там мы чуть не перевернулись, чуть не утонули». И мама говорит, что слышала и уже тогда боялась, что действительно он попал в какую-то ситуацию, которая, с одной стороны, активная жизненная, а с другой – сейчас в ней появляется то, что позволяет волноваться. Это стало для него очень важным и значимым, он теперь сплавляется, общается с этими людьми, с которыми он был вместе, с которыми они мерзли, голодали, решали какие-то свои проблемы.

Он вырос за этот месяц так, как не вырос за все предыдущее время. И это тоже путь, связанный с нахождением смысла жизни, интереса к ней. Очень часто подростки воспринимают жизнь однобоко: им кажется, что она – только такая и другого варианта нет. И здесь – родительский пример: начинайте с себя. Начинайте менять свою жизнь, будьте активнее, будьте разнообразнее. И, глядя, что вам интересно жить, ребенку тоже станет интересно. Т.е. второй путь – это родительский пример. Первый путь – это родительская любовь, внимание и забота, а второй – родительский пример, когда родитель сам имеет очень активную жизненную позицию, интерес к тому, что в жизни есть, у него есть определенные увлечения и он готов поделиться ими с ребенком.

Следующий путь – это друзья, компания, которая действительно помогает ребенку найти себя, самоутвердиться, проявиться. И компания ребенка – это тоже одна из причин, хочется ребенку жить или нет. Бывает, что ребенок вхож в компанию, в которой вся ее идея – думать о смерти. Тогда, конечно, о чем же ребенок будет думать, кроме как о том, что предлагает эта группа?

Не обязательно только о смерти: хождение по всяким заброшенным стройкам, нахождение в каких-то других помещениях и местах, где есть реальная опасность.

– Абсолютно верно. Но и очень сейчас популярный способ нахождения смысла жизни или его потери – это фильмы, кино, интернет, откуда ребенок черпает информацию, связанную с тем, чем же можно увлечься. И, уважаемые родители, отслеживайте, что смотрит ваш ребенок, что он читает, чем он интересуется в СМИ. Если вы увидите, что происходит какой-то перекос и мы опять наблюдаем какую-то тенденцию к утрате смысла жизни, то поменяйте тематику фильмов, произведений. И опять же, начните с себя: что вы читаете, смотрите, как вы говорите о любви к жизни, как вы ее демонстрируете, что вы делаете, чтобы «зацепить» ребенка этим интересом?

Если родители приходят и только жалуются, «зачем такая жизнь нужна?», глядя на такого родителя, ребенок думает: «А зачем мне жить до этого возраста, чтоб потом страдать, когда можно пораньше с этим со всем закончить». Поэтому дайте ребенку возможность попробовать эту жизнь во всех ее проявлениях, красотах. Она гораздо лучше и интереснее, чем даже иногда вам кажется.

И еще один способ, который позволяет подростку заинтересоваться жизнью, ее смыслом – это какие-то беседы, разговоры с авторитетными, значимыми для ребенка людьми. Расширяйте круг общения, не замыкайте только ребенка на себе, на своих родственниках, знакомых. Может быть, у ваших знакомых есть настолько увлеченные и интересные, разносторонне развитые люди, что, познакомившись с ними, ребенок посмотрит на жизнь как-то иначе. Найдите в своем окружении людей, которые на удивление ярко ценят жизнь и видят в ней столько сторон для развития и творчества, что наверняка могут увлечь и вас, и ребенка – сделать ее более разнообразной.

Спасибо большое Вам, Юлия Александровна. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс