Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Дорогие друзья, есть один эпизод в Евангелии от Иоанна, слова из которого вошли в нашу речь, в речь даже светских людей, не отдающих себе отчет об их Евангельском происхождении. «Фома неверующий». Люди церковные сразу слышат в этой фразе событие, которое произошло в древности по Воскрешении Христовом. Событие, в котором участвовали ученики Христовы, описано в 20-й главе Евангелия от Иоанна – самого загадочного Евангелия, самого сложного текста из всего Корпуса Евангелий.
Сюжет очень простой. Господь является Своим ученикам после Воскресения. Ученики собраны в горнице – в комнате в каком-то домике. Двери заперты страха ради иудейского, как говорит Евангелие. Т.е. ученики очень боялись пострадать из-за своей причастности и принадлежности к школе, которую возглавлял Христос, они боялись репрессий, казней. Боялись умереть так же, как их учитель. Доносились до них какие-то сведения, что Воскрес Христос, женщины видели Его, – но разве можно верить женщинам?
И вот сквозь эти закрытые двери в горницу, где они сидели, растерянные, в ужасе, не зная, что ждать и на что надеяться, является Сам Христос – проходит сквозь закрытые двери. Они узнают Его, Он им дает обетование их будущего и грядущего служения: дунул, и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. И, собственно, продолжатели дела апостолов, священники несут на себе современное бремя власти – отпускать или же оставлять грехи до таинства Исповеди, но среди тех учеников, того круга трепещущих апостолов не было апостола Фомы.
И спустя неделю ученики снова были собраны в этой горнице, и Фома был с ними. И Христос снова проходит сквозь закрытые двери и говорит Фоме: «Принеси перст твой семо и виждь руце Мои, и вложи руку твою в ребра Моя». Почему Он ему так сказал? Фома был человек пытливого ума и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И Христос уверяет Фому, явившись ему лично Сам, – показывает ему язвы от гвоздей, пробитое ребро, и Фома восклицает: «Господь мой, Бог мой». Т.е. он увидел не просто Учителя в том виде, как он постоянно был у него перед глазами многие годы, пока Фома следовал за Ним, но он увидел Бога воплощенного, поэтому он и говорит: «Господь мой и Бог мой». И Господь ему отвечает: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Это о нас с вами, дорогие мои друзья, о нас – верующих современных христианах, которые не видели и живут спустя более чем 2000 лет от Рождества Христова, но верят: к каждому из нас Господь приходит – у каждого из нас была какая-то личная встреча с Господом. Почему Фома не верил? И почему в текстах богослужебных мы встречаем такую фразу – «блаженное неверие Фомино»: святые отцы, писавшие эти замечательные тексты, восхваляли неверие Фомы. Они считали, что это скорее было его достоинство, чем недостаток.
Вот какой интересный вопрос. И ответ распадается на две части. Во-первых, Фома был очень верный ученик Спасителя и, когда ему сказали, что «мы видели чудо, мы видели, как Он просто отшвырнул камень, приваленный к Его гробу, камень, который несколько мужчин не могли сделать, видели, что Он Воскрес, проходит сквозь стены. Он в силе – это не тот нищий Проповедник, Который был с нами многие годы, а это сильный Бог, который победил смерть!», Фома не хотел этому верить; почему? А он оставался верен тому своему первому Учителю – нищему, бездомному, никем не признанному, в конце концов распятому и убитому позорной смертью.
Вот этот настоящий Христос был для него дороже любого чудотворца. Ему не нужны были какие-то эффектные чудеса. Он оставался верен Христу. И вот эта верность Христу и прославляется в неверии Фомы. «Кем бы ни был ваш чудотворец, – наверняка говорил Фома, – кем бы ни был ваш сильный некто, явившийся вам, я не верю ему. Я не верю, что тот, кто явился вам, есть Христос». Христос его убеждает в том, что Он и есть Тот самый, только победивший смерть.
И другой момент: у Фомы было сомнение, Фома размышлял. Мы с вами читаем Послание апостола Павла, что размышление над Священным Писанием проникает до разделения души и духа, составов и мозгов. Иногда некоторые люди считают: чтобы быть православным, нужно этот мозг вообще отбросить – вообще отказаться от ума, от размышлений, от вопросов, даже от сомнений, вопросов вполне безобидных. Просто, как говорила мне одна бабушка, «кланяйся и целуй – и спасешься».
На самом деле в образе святого Фомы, одного из апостолов, которого прославляет Церковь и в Соборе 19 апостолов, и в Фомино воскресенье, и в его сам праздник прославляется ум человека. Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит, что мы имеем ум Христов. Человек может размышлять. Он должен ставить под сомнение какие-то вещи, которые достаточно обоснованы. На самом деле разум и вера в опыте христианина никак друг другу не противостоят, потому вера не заменяет разум, как свойство человека, как его способность. Вера есть опыт жизни с Богом, по поводу которого мы можем рефлексировать, подвергать его какому-то анализу нашим рассудком, нашим умом.
Это совершенно разные два опыта человека, которые никак не могут противоречить друг другу по той простой причине, что они находятся в разных сферах человеческого бытия, человеческого опыта. Но апостол Павел замечает, что люди бывают развращенные умом, оскверненного ума, и ум свой мы должны очищать молитвой, чтением Священного Писания, верностью нашему Богу, Которого мы однажды встретили. Верностью нашей веры, которая есть центр и стержень нашей жизни, который не противоречит вовсе никак наличию у нас ума, способности сомневаться, задавать вопросы – в этом мы всего лишь подражаем святым апостолам, очень умным людям, очень образованным.
Достаточно прочесть тексты святых апостолов, которые дошли до нас, чтобы понять, что эти простецы, что эти рыбаки покорили вселенную в том числе и удивительной логичностью, стройностью тех откровений, тех истин, которые они открывали этому миру. Это были умные люди, но с освященным умом, которые собрали свой ум, умом своим служили Господу и проповедовали повсюду очищение ума от всякой скверны, от гордыни, от разврата, от высокоумия, презрения к другому человеку. Вот этому смиренному умствованию, смиренному святому уму следует и нам подражать в нашей жизни, поскольку и мы, в том числе, ученики и подражатели апостола Фомы.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.