Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (919) → Архимандрит Савва (Мажуко): О лености

Архимандрит Савва (Мажуко): О лености

№22 (919) / 13 июня ‘17

Свет невечерний

– Дорогие друзья, братья и сестры во Христе, дорогие слушатели и просто сочувствующие Христовой истине – христиане, которые хотят быть учениками, хотят учиться и не только свою жизнь делать лучше, но и жизнь ближнего своей жизнью освещать, делать свежее, веселее просто. Мы сегодня с вами поговорим о свойстве, присущем каждому из нас – о лени.

Те из вас, кто бывал в Киево-Печерском монастыре, матери наших русских монастырей, у входа в нижние пещеры наверняка видели роспись XIX века, которая изображает мытарства, т.е. посмертные испытания человека. И вот одно из двадцати мытарств – это мытарство лени, лености: пятое мытарство. И картинка, которая изображена на стене храма, – это душа, влекомая нечистыми духами, и эти духи, демоны зачитывают список грехов, сотворенных этой несчастной душой против заповедей трудиться, т.е. грехи лености. Самое интересное, что изображение довольно комичное, в киевском стиле, в гоголевском, если угодно: дьявол, куратор мытарства лености, сам лежит на полу и подложив под голову руку, лениво, что всем своим телом показывает, читает этот список. Вот так изображается этот самый демон лености: лентяй, который валяется в постели.

Есть библейские образы, которые хорошо нам известны, некоторые нравоучения, что леность есть смертный грех. Лениться нельзя, нужно трудиться обязательно. И автор Книги притчей Соломоновых рекомендует нам обратиться к муравью и пчеле. Вот что тут пишется: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.[Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.

Два слова, которые употребляются относительно лености в Библии: «οκνηρός (онкирос)» т.е. человек трусливый, медлительный, нерешительный. Например, «критяне всегда лжецы, утробы ленивые» в Послании к Титу мы читаем: οκνηρός (онкирос) – «человек нерешительный, ленивый». А есть еще слово «праздный» – это перевод греческого слова αργό – «аргон» («а» – это отрицательная приставка и «эргон» – это «дело»: «человек праздный, не делающий», тот самый человек, раб, который в притче, например, из 25 главы Евангелия от Матфея получает от своего господина талант, но не хочет пустить его в дело, не хочет творчески развить этот талант и возвращает его господину своему. И господин говорит: «Раб лукавый и ленивый»).

Но с другой стороны, хотя и порицается в Священном Писании леность, это черта, присущая все-таки каждому из нас. И я даже осмелюсь сказать, что лень – это признак здоровья, как и чувство юмора (конечно, в своих нормальных проявлениях) – поскольку, на мой взгляд все те бедствия, которые испытала Европа в XX веке были принесены в наш мир именно трудоголиками, такими, как Сталин или Гитлер или другие религиозные деятели, которым очень хотелось трудиться. Но это, конечно же, клинический случай.

На самом деле человек, который хочет лениться, т.е. не хочет делать лишнего, сам себе противоречит: накапливаются какие-то дела, а мы знаем, что большинство людей современных, особенно горожан живет по принципу «не откладывай на сегодня то, что можно сделать завтра» и мы стараемся избежать любых напряжений, любых усилий, и приходит время, когда их нужно закрывать, вопрос решать.

Все мы были студентами, жили весело от сессии до сессии. Приходит время экзаменов – и ленивый студент начинает суетиться, бегать за конспектами, что-то учить, не спать ночами или очень надеется на халяву. Но он, получается, перерабатывает.

Если я хочу быть настоящим ленивцем, я должен трудиться меньше. А как этого достичь? Нужно избежать перерабатывания. Философ Рене Декарт говорил, что лежание в постели – это и есть условие философии. Все лучшие мысли приходили ему в голову тогда, когда он лежал в постели. Он своего друга Блеза Паскаля наставлял, что надо почаще лежать в постели. Но что это такое – «сладкое ничегонеделание»? Или же это просто лень, или же культурный жест? Мы с вами должны, следуя Священному Писанию и отеческим наставлениям, сказать, что если я хочу быть настоящим ленивцем (что и признак здоровья, и признак нормального христианина), я должен научиться привычке трудиться.

Это парадокс, конечно, но, как бы то ни было, в житии Антония Великого встречаем такой образ: монах, который живет в пустыне, впадает периодически в уныние – ничего не хочется делать, жара, никто не наблюдает за ним, он один и он не знает, как бороться с этим состоянием, и вот он видит такое откровение: он видит самого себя, который сидит с книгой, молится, читает, потом встает, начинает трудиться – потрудился, опять сел, опять молится, потом встал и опять начал трудиться, и ему является ангел и говорит: «Антоний, вот это образ твоей жизни». Должен быть определенный ритм: молись и трудись.

Т.е. человек, который не хочет перерабатывать, хочет умеренно трудиться, должен выстроить правильный ритм своей жизни. Например, отец Сергий Булгаков, великий богослов, он говорил, что в своей жизни день всегда делил на две части: в первой половине дня, когда не было лекций, служб, он всегда писал – всегда, чтобы ни было. Во второй половине он всегда читал и никогда не писал.

Наш великий философ монах Андроник, т.е. Алексей Федорович Лосев, он всегда, всю свою жизнь (а он прожил очень длинную жизнь), в определенное время суток уединялся, чтобы писать какие-то свои научные работы – он так и говорил: «Я занимаюсь». Философ Иммануил Кант – тоже христианин, только немец, протестант, вел такой образ жизни, что жители Кенигсберга сверяли по нему часы: вот он ровно в такое-то время выходил из дома, ровно в такое-то время питался, ровно в такое время писал или же читал лекции, общался с друзьями и отдыхал.

Т.е. спасение от лени и спасение от трудоголизма, от какого-то излишнего издевательства над сами собой – это создание определенного ритма жизни. «Привычка свыше нам дана: замена счастию она», – как говорил Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине». Нужно воспитать правильную привычку. Умеренных молитв, умеренного труда, умеренного отдыха. Ведь не секрет, что проблема нашего народа, которая в общем-то привела их к пьянству – это то, что мы не умеем отдыхать и не умеем трудиться должным образом. Т.е. когда мы сбалансируем этот ритм жизни, когда мы его поставим согласно видению преподобного Антония – трудиться и молиться, все делать вовремя, воплощать этот ритм в своей жизни спокойно, размеренно, вовремя отдыхать, вовремя трудиться, – вот тогда бес ленивый не сможет нам ничего зачитать, когда мы будем с вами проходить пятое мытарство – леность.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс