Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №21 (918) 2017
Наименование «мытарь» распространилось уже на бесов. Тех самых, которые стерегут души человеческие, когда те восходят от земли к Небу, чтобы начать истязать их.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Причем мытари были такими, как святитель их описывает. Надо вспомнить, что за власть была: по сути это была оккупационная власть – Иудея была оккупирована римскими войсками. И, как обычно, набирали самых подлецов, и эти люди были жестче, чем римляне, по отношению к своим. Набирали людей без чести, без совести, наживающихся. Я к чему привожу эту аналогию? Бесы – это же падшие ангелы, почему они, собственно, и нападают на людей с такой злобой: раньше они были тоже родными, но предали Бога и теперь нападают на человека, как на образ Божий. Поэтому не случайно название мытарств и мытарей – очень похожи по духовному и внутреннему состоянию на предателей, которые готовы растерзать своих же родных.
– Пояснив читателю, чтό есть мытарства и ктό есть мытари, далее святитель Игнатий говорит очень важные слова. Они должны отбросить у нас всякие сомнения относительно того, существуют ли посмертные испытания души или нет. Он пишет: «Учение о мытарствах есть учение Церкви» – и после обосновывает это положение вескими неопровержимыми доводами. Зачем? Наверное, затем, что знает наперед: среди и его современников, и его потомков обязательно найдутся люди, которые усомнятся и в наличии самих мытарств, и в справедливости этого учения...
А потому святитель, чтобы никого не оставить в сомнениях, в строгом порядке приводит обширный свод тематических выписок, которые подтверждают: да, учение о мытарствах есть учение Церкви. И поначалу он предлагает нашему вниманию отрывки из Священного Писания, затем из богослужебных текстов, после – из житий святых, из писаний святых отцов – таких, как святые Афанасий и Макарий Великий, святитель Иоанн Златоуст и многие другие. И каждая такая ссылка не оставляет у читателя сомнений, что святитель Игнатий говорит не от себя – сам он ничего нового не изобретает и не открывает, а лишь точно излагает позицию Церкви по данному вопросу. И списки его источников мы видим столь авторитетные, что отмахнуться или пренебречь ими не получится. А для тех, кто хотел бы это сделать, другой святитель того же времени – Феофан Затворник – приводит иные аргументы. Он пишет: «Как ни дикой кажется умнику мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».
Протоиерей Андрей Канев: – И тут можно что добавить? Что как раз свидетели этой правды, открывающейся в произведениях святителя Игнатия, уж больно серьезные. Опять же – к полемике с нашими собратьями, которые считают, что это не учение Церкви. Если уж Златоуст не авторитет, святитель Игнатий не авторитет, тогда какие авторитеты для человека существуют? И для чего с этим спорить? Наверное, не для цели самоутверждения. Все-таки надо помнить, что мы – карлики на плечах великанов; уж приведены действительно великаны духа.
– Напомним, мы уже говорили, что в наши дни даже священнослужители находятся, которые подвергают сомнению и «Слово о смерти», и учение о мытарствах. И вспоминали одного иеромонаха, который в собрании мирян убежденно заявлял, будто бы мытарств не существует и что самого учения о мытарствах в нашей Церкви нет. Именно потому уроки, на которых мы читаем главу «Воздушные мытарства», оказались столь полемичными. Но нам действительно важно было разобраться в этом вопросе. И в процессе такого исследования мы обнаружили множество доказательств в пользу того, что учение о мытарствах все же является учением Церкви. А что нам еще надо знать по этому вопросу?
Протоиерей Андрей Канев: – Что нам надо знать? В Священном Писании есть о борьбе с духами в поднебесной. Очень большой блок у святителя Игнатия приведен из творения святых отцов, учителей Церкви, авторитетнейших людей. Огромный блок богослужебной литературы. И действительно, появление богослужебной литературы – правильнее сказать, богослужебных текстов, – это целый очень интересный процесс. Он часто похож на промывку золота – очень много было написано и составлено молитв, но остается только золото: когда песок или что-то душевненькое уходит, хотя может еще как-то сохраняться в истории богослужений; перечисленное же у святителя Игнатия находится в активном пользовании христиан.
Вот можно, допустим, не знать какое-то богослужение: не сталкивался человек, не служил, – но когда это, извините, в молитвослове написано, который не по одному у нас уже на полочках лежит и мы этого не замечаем, – как мы молимся? Как мы относимся к богослужениям? Что мы делаем во время богослужения?
А если мы будем действительно пытаться молиться, понимать ту глубину, которую нам предлагают, то богослужение совсем с другой стороны представляется. Я начал эту мысль говорить: она имеет одну из задач – просветительскую. Поэтому, когда во время богослужений нам раскрываются и догматы, и учение Церкви, и в том числе упоминается о мытарствах, что делать? Мне кажется, надо понять, что ты карлик на плечах великана, и радоваться, что есть эти великаны – и учиться у них, а не умничать и не сочинять новое предание, которое, к сожалению, и тебя губит (и сам как слепой можешь в яму угодить, и за собой и других людей утащишь). Надо быть очень осторожными! (Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.