Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема, которую мы с Вами определили, мне кажется очень важной сейчас – это тема семьи. Мы говорим, что церковный Брак, Венчание – это таинства, да?
– Безусловно.
В таком случае, хотя бы гипотетически, семья – это тоже своего рода таинство?
– Во-первых, позвольте вначале сказать, что я тоже рад вас видеть. Годы нашего общения – это не только передачи, в которых мы участвовали и куда вы приглашали меня, это (не скрою, дорогие друзья) время и моей учебы, потому что передо мною удивительный человек, женщина, которая столько в жизни успела сделать. Более того, в направлении искусства, коим является телевидение, профессионалы, работая, должны усваивать нормы жизни церковной, если они общаются с церковно– и священнослужителями, которые необходимо верно донести до зрителя, важно правильно представить, а еще важнее мудро приготовить.
И я вспоминаю, как мы в течение этих лет, на начальном этапе взаимодействия, затем продолжая наши труды, возделывали эту ниву общения и совместных программ, где я (подчеркиваю, нисколько не преувеличивая) учился у тех, с кем во взаимодействии навыкал в вопросах умения вести общение, беседу с теми, кто будет потом смотреть тебя на большом экране. И, неоднократно об этом вспоминая, студентам в духовной семинарии, где преподаю, рассказывал о важности овладеть и этим мастерством, постепенно оттачивая то, что связано с умением верно преподнести какую-то мысль.
И когда перед нами есть достойные преподаватели и наставники, давайте будем, как сказано в Писании, их поминать, давайте будем им воздавать должное не ради их тщеславия, а ради того, чтобы поблагодарить. Иначе, когда мы усваиваем что-то, себе приписываем какие-то достижения, пусть даже маленькие, в этом отношении – это было бы несправедливым, потому что по Евангелию иначе. Поэтому я пользуюсь возможностью и вас благодарю за ваше внимание, терпение и мудрые советы, которые вы всегда умели тактично преподнести, чтобы какие-то особенности, связанные с навыками в данной теме, предложить не только мне, а всем тем, с кем я общался в эти годы и кому вы, пересекаясь с ними, помогали в этом деле, навыкнув, сделать верные шаги.
Возвращаюсь к нашему вопросу в отношении семьи. Вы знаете, ведь это только принято так рассуждать о каких-то особенностях, имеющих отношение к количеству таинств. Это отдельная большая тема. Основных, главных – семь. Но разве общение с Богом в молитве – это не таинство? Разве рождение, зачатие человека – это не таинство? А уж семья как малая Церковь и вся жизнь в этом пространстве – это, безусловно, то, что связано с пониманием глубокого внутреннего смысла, значения этого слова. Когда мы говорим о семье как о малой Церкви (ведь Церковь, о которой сказано в Писании: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ея», – это та, которая есть Тело и Кровь Христа, она свята и непорочна), – малая Церковь (семья) может быть разрушаема, если люди, живя в семье, не имеют возможности (или готовности – при наличии возможности), не трудятся, не возделывают ниву своего сердца в общении с Богом. И здесь прямая связь с тем, что помогает им войти в это пространство, – с чувством любви.
Многие сегодня, о любви рассуждая, что только ни говорят. А ведь это результат огромного труда, где есть тайна общения двух людей, есть симпатия, влюбленность. Сама любовь – результат огромного труда людей, живущих в браке: они общаются со Христом и учатся в Церкви, навыкая в правилах жизни, в укладе – и семейном, и глубоком духовном, – который здесь применим, и постепенно они идут к обретению чувства любви через заботу друг о друге.
И вот здесь важно и современному человеку найти для себя верное соотношение иерархичности: если у нас с вами нет послушания, родители Бога не слушают, дети не слушают родителей, родители, не слушая Бога, не научаясь в его Законе, не учатся жить по Евангелию, не читают его каждый день (а Евангелие важно читать каждый день), не участвуют в богослужении… Преподобного Иоанна Лествичника спросили: «Как распознать, авва, душа растет или оскудевает?», он ответил: «Братия, если не участвует в богослужении человек, душа его не может расти правильно, развиваться». Так вот и здесь: нарушается живая связь. Тогда это таинство настолько начинает впускать в себя, в это «святая святых», иную силу, которая разрушает и сакральное пространство семьи как малой Церкви, и отношения между людьми здесь. То есть начинается разрушение того, что изначально связано, как мы читаем в Священном Писании и в Предании Церкви научаемся, – таинственного соединения людей во единое целое со Христом.
Вы знаете, какой сейчас вопрос самый распространенный, мучающий, наверное, каждую семью: кто должен быть главой семьи в современном обществе? Женщины зарабатывают больше мужа, женщины порой на трех работах – это правда. Хотим мы или не хотим, но это уже превращается в проблему.
– Я согласен с вами, и, тем не менее, Божие Слово гласит: «Муж есть глава жены, как Христос глава Церкви, и Той есть Спаситель тела». И вот здесь мы должны понимать, что, независимо от всего, как бы ни складывалась ситуация (а я таких случаев знаю немало, и в нашем храме они тоже есть, на каждом приходе есть семьи, где вот так, как вы описали, – это современные особенности нашей жизни), но это Богом установленное священное неравенство, и попытка внести сюда изменения (я сейчас скажу страшные слова, но это правда) – это ересь, то есть искажение истины. Но я знаю достойные примеры – как пишет святой Иоанн Златоуст, посмотри вокруг себя: ты найдешь людей, которые, пытаясь жить по Евангелию, показывают, как это получается у них, и они могут быть примером для других людей.
То есть это возможно, да?
– Я отправляю порой в такие семьи, где очень талантливая жена, имеющая… не будем перечислять всего, и она служит своему мужу, который безусловный авторитет в семье, хотя, может быть, менее талантлив и не столь многого достиг в этой жизни, – она умеет так поставить себя в семье, что дети уважают и отца, и маму, но папа у них стоит на той высоте лестницы иерархической, которую Господь поставил...
Это очень трудно.
– Это сложно, но это путь в Небесное Царство. И когда бывают такие встречи, экскурсии в такие семьи, тогда есть чему поучиться.
Был такой интересный пример, когда в одной семье было немало разладов, было столько разного, что мешало, как казалось людям со стороны, им быть в мире, единомыслии. И тогда духовник отправляет главу семьи пообщаться в другую семью.
И вот приезжает этот глава семьи в это место и наблюдает картинку, которую потом описывает своей супруге. Зашел муж в комнату, поставил вазу не очень аккуратно на столе, и супруга пробегала, случайно локтем задела ее, ваза упала и разбилась. И что было дальше? Каждый из них стал извиняться перед другим, что это он был неловок: «Это я поставил (поставила), я задел (задела), – прости меня». Тогда наш путешественник вернулся домой и на вопрос супруги «как там?» ответил: «Ты знаешь, все как у нас, только они каждый себя осуждают, а мы – друг друга».
Я вспомнила пример Макария Великого. Помните, когда его послали научиться любви в две семьи, к двум женщинам, и когда он спросил: «Как вам эту любовь удается сохранять?», они говорят: «Мы никогда не ссоримся».
– Но ведь чтобы прийти к этому состоянию, нужно к нему идти. И что еще очень интересно? Когда человек находится в начале пути, никто с него не требует конечного результата сейчас, он должен двигаться в эту сторону. И более того, те, кто с ним вместе, должны быть его помощниками, сотрудниками.
Мы о таинстве заговорили. Ведь в таинстве семьи есть удивительная составляющая: посмотрите, муж, как священник, жена, как диакон, и дети, как те пономари, алтарники, церковнослужители, чтецы – как в великой Церкви.
То есть иерархия такая, да?
– Совершенно верно. Это лестница, которая и там выстроена. И здесь каждый должен на своем месте нести нагрузку, им ведь нужно объяснить все это. И как важно, чтобы родители имели готовность обрести духовную мудрость, чтобы они обрели понимание значимости не только их личного участия, а еще передачи тем, которые идут за ними, опыта в этом служении! И, конечно, когда перед нами еще люди незрелые, юные, они не понимают каких-то ситуаций, не вмещают глубины чего-то, – но в этот колодец начинает потихонечку капать водичка и, постепенно наполняя сердце, к известному возрасту и ситуации дает ту влагу, в которую потом можно будет опустить уже ведро и напиться самому, накормить, напоить тех, кто придут к тебе. Накормить, напоить духовно, дать пищу уже тому сознанию, тому сердцу, которое, обратившись к тебе, будет искать возможности. Вот так же, как в этих семьях, поучиться: «А вот как у вас здесь?» Оно ведь работает? Работает.
Православным мужчинам – мужьям, главам семей – что бы Вы посоветовали? Какими они должны быть?
– Вы поднимаете главнейший вопрос, ведь мужчина – это корень. И как важно, чтобы этот человек понимал, независимо от того, сколько у него талантов: если он уже глава семьи, значит, все, что надо получить ему, он получит от Господа, – но он должен протянуть руку к Богу. Если он этого не сделает, Господь насильно ему не втолкнет в его руку, не положит ему килограмм, два, не нальет полтора-три литра чего-то. Он должен быть готовым воспринимать, он должен иметь стремление сам. Это мы рассуждаем, как положено, а если нет, начинается процесс, когда Господь его всякий раз, как писал святой Николай Сербский, ставит на некоем повороте дороги, где Господь ждет этой встречи с ним, чтобы он проснулся, по слову святителя Феофана Затворника, чтобы он осознал значимость двигаться в ту сторону, где он должен обрести духовные правильные ориентиры, как пишет еще один русский святой Игнатий (Брянчанинов). Он должен быть готовым воспринимать и учиться. А это сопряжено с тем, что очень неудобно всем нам, – с готовностью смиряться перед Богом.
И давайте будем с вами откровенны: ведь где и когда совершается передача того самого главного, что затем нужно преумножать в течение всей недели? В воскресенье. Есть замечательное поучение у преподобного аввы Дорофея, как пришел некий старец и узрел чудо. Незримо для всех вышел из алтаря ангел и пришедшим в храм по заповеди шесть дней трудись, седьмой – Господу Богу твоему стал помазывать на челе освященным маслом. Никто этого не видел, кроме святого старца. Подошел старец к ангелу (старец имел духовное зрение) и вопросил: – Что делаешь ты? – А я, – говорит, – благословение Божие преподаю. – А на что? – На все добрые дела, на всю неделю пришедшим в храм по заповеди. – А на какие добрые дела? – На семейную жизнь, борьбу со страстями, прощение обид, познание Бога, мира, себя – на все добрые дела. – А тот, кто не пришел? – спросил старец. – Я готов дать ему все это, но его нет.
И дальше, получив это, человек, руководствуясь Божественным Откровением, учится это сохранять, передавать, преумножать и потом восполнить, придя вновь в воскресенье. Как он этому учится? Тот самый глава семьи, который получил благословение в воскресенье, приходит домой и, продолжая иметь связь с Богом, укрепляет ее: он обращается к Богу и молится, и просит, он с Ним входит в соединение, он с Ним разговаривает. И здесь начинается все, как святые отцы учат, на уровне помыслов – той борьбы с помыслами, которую должен вести каждый христианин. Как глава семьи общается со своей женой? Как он общается со своими детьми? Он молится при этом или он этого не делает? В каком духе пребывает глава семьи, в Святом Духе или нет? И чтобы пополнить запас полученного, он понуждает себя открывать Евангелие.
Давайте вспомним снова апостола Павла. Что он пишет о ежедневном чтении Божественного Слова? «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4, 12–13).
И вот в этом наполнении своего сердца Божиим словом ежедневным черпает силы глава семьи. Мы как-то привыкли ежедневно смотреть новости, даже по чуть-чуть, понемножку. Глава семьи ежедневно понуждает себя заглядывать в поучения святоотеческие, не в информационные справочники (подчеркиваю), а в святоотеческие источники, где написано, как бороться со страстями, как взращивать добродетели ежедневно, хоть чуть-чуть, хоть самую маленькую толику. И тогда, когда он это делает, он, пребывая в этом духе, начинает научаться искусству… Простите меня, кто-то скажет: «Зачем Вы так, батюшка, высоко?». Нет, я скажу правду, но от апостола. Независимо от своего материального состояния, независимо от количества своих талантов и высоты интеллектуального развития, всякий глава семьи, открывая перед Богом сердце, может получить все, что ему нужно, от Бога, ибо Господь всемогущ, – нужно только руку протянуть, захотеть и начать это делать регулярно, понуждая себя это делать. Иначе говоря, как сказано в Писании: «Кто хочет идти за Мною, тот отвергнись себя, возьми крест и иди» – ты должен свое отложить, ты должен взять Божие и понуждать себя двигаться. Как преподобный Серафим пишет? «От нас решимость и усилие, от Бога – сила и результат».
Эта тема, безусловно, для глубокого рассмотрения.
В православной семье муж и жена обязательно должны иметь одного духовного отца, к которому они ходят на Исповедь? Как Вы считаете, как лучше?
– Желательно, пишут святые отцы, чтобы это был один духовник. Недавно читал поразительное святоотеческое поучение, там идет сравнение: как столяр подбирает дощечки и соединяет их, и отшлифовывает, так и духовник учится искусству соединения двух людей в единое целое. Не только в таинстве, как совершает это Господь таинственно и незримо, но и духовник, пользуясь этими инструментами в духовном делании, подбирает необходимое, чтобы соединить то, что может быть очень далеко отстоящим от соединения.
Желательно, чтобы имели одного духовного наставника. Не всегда бывает так, но предпочтительнее, чтобы это был один человек, чтобы можно было прийти и посмотреть. Важно, чтобы регулярно приходили и в случае обострения отношений – еженедельно к духовнику подходили, как на перевязку, и просматривали, что произошло за это время. Я подчеркиваю: когда обострения чего-то, – когда корабль плывет, есть иная регулярность, но это тайна Исповеди. А когда происходят какие-то события, требующие постоянной включенности, это прямая связь в отношении всего того, что направлено к созиданию внутреннего мира в семье. Иначе это ад.
И перед нами сейчас, безусловно, дыхание адское, та дьявольская игра, входя в которую, люди сами заблуждаются, рассуждая о подобном выходе из ситуации, и других в соблазн вводят. И об этом говорят на разных программах, об этом рассуждают, это предмет обсуждения у людей… Недопустимо, конечно. И сейчас, рассуждая на эту тему, нам важно найти верные слова, чтобы дать этому оценку, и важно, чтобы духовник ее давал.
И уметь отвечать, ведь с православными обязательно ведут разговор на эту тему. Как узнают, что в церковь ходишь, обязательно зададут вопрос… Иименно потому, что у людей будут спрашивать, будут подходить, и мы должны уметь правильно, трезво, без раздражения давать ответы, чтобы и людей против себя не настроить, и ответить очень твердо, по-православному.
– Недавно проводил зачет в духовной семинарии, где преподаю предмет «Основное богословие». И, общаясь со студентами, обращал их внимание вот на что.
Братья, когда вы будете пастырями, важно донести до людей то, что нуждается в верном изложении. Как важно научиться об этом говорить, рассуждать, тему рассмотреть, изучить, дать людям обоснованное, глубокое понимание того, что перед нами! Если это грех, то как бы он ни назывался, – это грех. Если это добродетель, каковы средства для стяжания ее? Безусловно, когда мы сталкиваемся сегодня с явлениями откровенного или прикровенного безнравственного, нецеломудренного сатанинского воздействия, мы должны дать верную оценку тому, что перед нами, чтобы людей обе-зопасить, а себя не поставить перед Господом в страшное положение, когда «молчанием предается Бог».
Вы говорили о духовничестве, о наставничестве, об Исповеди. Это было очень давно – после одной из наших программ Вы мне рассказывали, что одна женщина нашла Вас и сказала, что у нее на душе очень много лет был один страшный грех. Она не знала, что с этим грехом делать, но увидела Вас по телевидению и захотела прийти и исповедаться – насколько ей потом было легко.
– Я помню этот случай. И эти случаи повторяются: когда Господь ищет средство, через которое может войти в сердце, и мы входим в дома к миллионам людей, – сколько потом есть возможностей, соприкоснувшись с этим, покаяться, быть прощенными и обрести радость.
Я думаю, мы можем в будущем поговорить с вами о моментах, которые актуальны: допустим, об одежде православных христиан – о правильном понимании того, что это такое, что за этим стоит, как это соотносится с нашим сегодняшним днем в отношении участия в богослужении, дисциплинирует это человека или нет и в отношении того, что должно быть главным. Ведь помните, что должно украшаться человеком? Его внутренний человек, хотя, конечно, и внешняя одежда должна быть достойной и благородной, в которой было бы не стыдно, но с соблюдением тех правил, которые в традиции Церкви хранятся и передаются.
Спасибо большое, благодарю Вас сердечно за участие в передаче и за то, что Вы согласились вести вместе со мной эту программу. С неким опозданием поздравляю Вас с таким важным и серьезным назначением, как быть духовником олимпийской сборной. Я понимаю, насколько это тяжело, я думаю, это тоже, быть может, тема для разговора.
– Это большая интересная тема.
Спорт, спортсмены...
–...это тоже семья.
Я думаю, что мы с Вами обязательно на эту тему поговорим, а сейчас я благодарю Вас и буду с нетерпением ждать следующей записи.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi-vypusk-ot-3-dekabrya;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi-10-12-2016
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.