Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (912) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Подростковый энурез

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Подростковый энурез

№15 (912) / 11 апреля ‘17

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №14 (911) 2017

Юлия Александровна, мы продолжаем отвечать на запросы и вопросы телезрителей. Очень сложная тема – подростковый энурез. Сегодня мы поговорим о нем. Это связано с тем, что далеко не один телефонный звонок раздался; зрители дозванивались, спрашивали: как быть, что делать? Непростая ситуация.

– Вообще это не так часто, не так распространено – энурез у детей в подростковом возрасте. Обычно его переживают дети дошкольного или младшего школьного возраста. Но вот сейчас тема становится все более актуальной, и родители обращаются не к неврологу, не к психотерапевту с этим вопросом, а к психологу: отчасти они понимают, что в этом явлении есть психологическая причина.

Наиболее часто причиной энуреза становится пережитый ребенком стресс. И, как ни странно, родители не знали, что у ребенка что-то не в порядке, у него какой-то конфликт. Они замечают, что ребенок требует особого внимания, только тогда, когда ребенок, например подросток, утром проснулся и меняет постель. Родители спрашивают: «А что случилось? Почему ты меняешь постель?» Ребенок может не признаться и сказать, что ничего не случилось. Мамы рассказывают, что каждую ночь ребенок мочится в постель, но при этом, вставая раньше всех, тут же кладет постельное белье в стирку, выстирывает. И на вопрос мамы: «А что случилось?» – отвечает: «Ничего, просто нужно было постирать» и так далее. И мама говорит: «Мне уже надо ему сказать, что я все поняла?» Конечно же, надо сказать. И надо не только сказать, но уже обратиться с этой ситуацией к специалистам. Какое-то исключение этой ситуации, как будто бы мы ее не замечаем и не видим, приводит к более тяжелым последствиям и даже определенным дополняющим факторам подобного нарушения.

Чаще всего звонят родители девочек: девочки в силу гендерных особенностей эмоциональнее, чувствительнее, они более ранимы. Они переживают какие-то проблемы и трудности ярче, и, наверное, в таком ключе это для них характерно.

Дети не всегда говорят, что у них такая проблема, зачастую даже, наоборот, скрывают.

– Да, в этом и есть определенный сложный подтекст ситуации, когда родителю нужно как-то обозначить, что он это заметил. Но напомню: уважаемые родители, ваши дети – это ваши дети. Они с вами должны быть наиболее близки, наиболее дружественны – не нужно бояться говорить с ними на любые темы. Как только вы заметили, что ваш ребенок меняет постель после ночного сна, тут же подойдите и спросите, что случилось.

Хорошо, мы подходим, спрашиваем, что случилось. Как вести разговор, какую цель мы преследуем? Мы же должны понимать, для чего мы спрашиваем – причину мы знаем, а это начало какого-то другого разговора: как быть, что делать? Юлия Александровна, понимаю, что готового рецепта нет, но, по крайней мере, какие-то ориентиры...

– Если, например, на вопрос родителя «Что случилось? Почему твоя постель мокрая?» ребенок не отвечает, то он имеет на это право; может быть, он не готов. Тогда можно проговорить ему: «Знаешь, мы все равно будем об этом говорить с тобой вместе – может быть, мы сразу обратимся к психологу или к другому специалисту, который будет разбираться с физиологией этой ситуации? Но мы все равно будем это решать, поэтому – сейчас или чуть позже – мы все равно об этом будем говорить. Настройся, скажи, когда это будет возможно, и мы с тобой поговорим на эту тему».

То есть мы не довольствуемся нежеланием ребенка говорить. Очень часто родители говорят: «Ребенок не захотел говорить». Сейчас не захотел, так обозначьте время, когда вы в любом случае будете об этом говорить. Эту ситуацию решаете вы, как родитель. Вы несете ответственность за здоровье своего ребенка. А в этом случае речь идет именно о физиологичности, о здоровье ребенка. Не заниматься здоровьем – это нарушение прав родительских, обязанностей родительских. Поэтому все равно нужен разговор, что с ним происходит и почему такая ситуация сейчас. Он не хочет о ней говорить, он не хочет ее решать – почему? Это удобно, это выгодно, это повод для чего-то? Например, чтобы привлечь внимание, не ходить в школу, пойти на больничный, из чего-то себя исключить? Почему ребенок хочет остаться в этой проблеме? Мы можем видеть какую-то вторичную выгоду от того, что ребенок болеет. В этой болезни он видит, с одной стороны, возможность уйти от чего-то, а может быть, возможность отомстить: «Вот, посмотри, мама, как ты боишься за мою жизнь, за мое здоровье, а мне как раз это нужно. Поэтому я не пойду лечиться, я буду мочиться по ночам, и пусть тебе будет стыдно, некомфортно и неудобно». То есть если ребенок не идет вместе с родителем к психологу, тогда приглашаю родителей без ребенка обсудить: что же такое в ваших отношениях, в вашем семейном воспитании, в вашем взаимодействии происходит, что ребенок отказывается выздоравливать, отказывается чувствовать себя наравне со взрослым, более полноценно?

Еще нужно обязательно разобраться, есть ли предпосылки – физиологические, психологические? Это тоже необходимо понять.

– Конечно, здесь ситуация может быть связана с каким-то физиологичным процессом, со строением, с каким-то нарушением в строении. И ребенка это тоже может испугать: дети боятся, что с ними может быть что-то не так. Подросток, просыпаясь утром, смотрит на себя в зеркало и говорит: «Ой, что-то я не такой, как вчера, я как-то себя не узнаю, я себя не понимаю…», а когда еще появляется такой процесс, как энурез, – он совсем не понимает себя и даже боится. И когда родители говорят: «Пойдем сходим к врачу» – он боится назначений, диагнозов, мнений специалистов: а вдруг с ним вообще что-то не так?

Поэтому, если вы не знаете, в чем причина, и причина не в стрессе, не в конфликте, не в какой-то психологической стороне вопроса, важно успокоить ребенка и сказать: «Знаешь, вообще все решаемо. В нашем мире в наших возможностях почти все. И чем быстрее мы обратимся, тем быстрее мы эту ситуацию решим. Поэтому давай прямо сегодня или прямо завтра мы с тобой пойдем к специалисту и разберемся, что с тобой происходит». Ни в коем случае не бояться, не стесняться, не затягивать.

Допустим, сложилась такая ситуация, и родитель знает, что это стресс – например, одна из мам призналась, что она побила свою дочь, и после дочь стала мочиться по ночам. Мама понимает, что причина в ней, но продолжает обвинять дочь, что она специально это делает. И она позвонила с вопросом, можно ли это делать специально? На самом деле – нет; специально, сознательно – нет. Если можно так сказать – специально и несознательно – да, дабы отомстить и показать, насколько ей плохо. И пока мама не признается, что действительно она совершила ошибку, и она видит, что дочери плохо, дочь будет мочиться по ночам. Маме было очень трудно принять эту версию изменения поведения, когда нужно было бы сказать о том, что «я была не права в том, что я тебя побила». Мама сказала: «Я подумаю». И здесь мы тогда можем столкнуться с ситуацией, когда эта проблема закрепится, а может еще и перейти в какую-то другую форму уже невротического поведения или невроза. Поэтому пусть уважаемые родители выбирают, как они поступят со здоровьем своих детей.

Юлия Александровна, небольшой подытог. Внимание к ребенку должно быть вниманием практически к каждому его действию, его слову, проявлению. Оно настолько требует трудозатрат, времени, усилий от родителей, что иногда кажется: где взять идеальных родителей? Как же ими быть-то, как ими стать? Неужели возможно помогать решать каждую проблему, выяснять каждую ситуацию? То есть Вы в убеждении...

– Обязательно. Вообще, ребенок в семье – это навсегда. И хочу развеять иллюзии родителей, которые думают: «Скорей бы он подрос. Ребенок взрослый, тогда уже груз с плеч».

А как же? 20, 25 лет исполнилось, или скажем, возраст N наступил, ребенок уехал, ушел – и все хорошо: ребенок сейчас сам за себя отвечает, сам решает свои проблемы, и все его проблемы – это только его проблемы, меня они никак не касаются.

– Это, наверное, такой, скажем, спокойный взгляд. Да, действительно, можно в эти проблемы не вникать и не касаться их, но тогда, например, и за результаты и за последствия вы тоже отвечаете постольку-поскольку, как и за успешные результаты. Очень нравится родителям присоединяться к успеху детей. И когда у детей все получилось, ни один из родителей не скажет: «Нет, это ты вообще без меня», каждый говорит: «Я тут вообще «за», я тут рядом», – не важно, какого возраста ребенок. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс