Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (912) → Архимандрит Савва (Мажуко): О Кресте Христовом как о знамени подлинной любви

Архимандрит Савва (Мажуко): О Кресте Христовом как о знамени подлинной любви

№15 (912) / 11 апреля ‘17

Свет невечерний

– Дорогие друзья, дорогие братья и сестры, мы снова с вами продолжаем наши беседы о Христе и Евангелии. И сегодня темой нашего разговора будет Крест Христов – то знамение христианства, которое настолько хорошо нам известно (и не только нам, христианам, но и всякому внешнему человеку), что мы к нему привыкли.

Крест повсюду – крест стоит на храмах, крест носим мы на груди и не мыслим себя в нашей христианской жизни без какого-то проявления Креста Господня: мы крестимся, мы носим крест на себе, благословляем наших детей в дорогу или на ночь, или же, если отправляется в путь наш близкий человек, мы тоже его благословляем. Родители благословляют крестом своих детей на вступление в брак. Встречаем, провожаем близких тоже крестом, поминаем молитвой живых и мертвых тоже крестом – это знак такой известный, так хорошо вошедший в нашу жизнь, что он, может быть, даже теряет со временем в наших глазах, в нашем восприятии свою какую-то свежесть и первобытную важность.

Почему я так говорю? Мы часто используем крест утилитарно, если так можно выразиться: мы считаем, что он отгоняет бесов, приносит благословение Божие и так далее, – и это все верно, это действительно так.

Мы в молитвах в Православной Церкви фиксируем этот опыт, этот смысл, но самое важное, что мы должны помнить, когда мы взираем на крест: Христос распятый висит на Кресте. Он распростер руки Свои на этом Крестном древе. Руки, прибитые ко Кресту, окровавлены. Из ран Его течет Кровь, которая падает в землю, и мы, всякий раз перечитывая Евангельский текст, который повествует о страдании Христа, пытках, муках, которые Он претерпел, или жалеем Его, или сочувствуем, или ищем (если мы имеем достаточный вкус к богословскому чтению) какие-то глубокие богословские смыслы – это тоже правильно.

Но мы должны помнить, что Христос добровольно шел на эту смерть. Это был тот момент Его биографии, к которому была устремлена вся Его жизнь. Он знал, как Он умрет, Он хотел так умереть, и Он, будучи Богом по всему и самым настоящим Человеком, т.е. Богочеловеком, хотел принести эту Жертву ради спасения человека. Его ученики, которые стояли у Креста (или грелись у костра, как апостол Петр) видели Его пытки, страдания, и не совсем понимали, что происходит, – об этом и Евангелие свидетельствует.

Они думали, что должен был прийти Мессия, Который даст политические свободы Израилю, освободит их от власти оккупантов, захватчиков, а этого почему-то не произошло. Он почему-то не потряс землю, не сошел с Креста, не стер в порошок Своих мучителей. Он им говорил: «Вы не знаете, какого вы духа». «Положи меч в ножны» говорил он Петру до того, как Петр пытался встать на Его защиту, потому что взявший меч от меча и погибнет.

И только после дня Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, им стало ясно, что же произошло. Кто это был, чему Он учил и что значат это распятие и Крест Христов, который с тех пор христиане чертили повсюду, пряча его или в виде якоря, или в виде других изображений, чтобы люди внешние не поняли, о чем идет речь, чтобы только христиане и просвещенные Евангелием видели в этом определенный знак, определенное Откровение.

Что же это за знак, откровение, которое первые христиане видели в знамении Христа? Чтобы это понять нужно обратиться к текстам святых апостолов, и прежде всего – апостола любви Иоанна Богослова и апостола Павла. В этой теме они, в общем-то, повторяют друг друга. Как говорит апостол Павел в Послании к Римлянам, но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. И апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит в своем Первом Соборном Послании, что любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою – для первого поколения христиан Крест Христов был ничем иным, как знамением любви.

Мы часто говорим себе: «А что такое любовь?». Или вот известные фразы, с которыми, пожалуй, все в юности сталкивались или же слышали в фильмах: «А есть она – любовь эта? А где она, эта любовь? А кто эту любовь видел? А верите ли вы в любовь?». Это действительно важная тема для разговора, и в XX веке она стала даже проблемой философской и психологической. Многие психологи исследовали, что значит любить и кто любит, и в бесконечных догадках и теориях приходили к выводу, что в общем-то и нет этой любви и нет подлинной дружбы – почему-то нами ставится очень высокая планка бескорыстной любви. И наш мир, который забыл совсем, что он построен на Евангелии Христовом, которое поставило эти высокие критерии любви, дружбы и сострадания, не знает, откуда в нас это стремление к бескорыстной любви – и только ее мы можем называть собственно любовью, настоящей любовью.

Так вот, христианин, в отличие от человека светского, атеиста, может сказать: «Любовь есть. Я видел ее, и я верю в нее: вот она – на Кресте. Знамение Креста, распятый Господь, распятый Бог, Который умирает из любви к человеку совершенно бескорыстно, ничего не ожидая взамен». Апостол Павел подчеркивает, что Христос умер за нас, когда мы были грешниками и ни одного верного не осталось у Креста Христова. Но это ведь не просто красивая формула какая-то – для христианина это еще и побуждение к действию; у апостола Павла мы встречаем эту известную фразу – те, которые крестились во Христа должны облечься во Христа, т.е. пройти тем же путем.

Крестик, который мы носим на шее, который нам при Крещении надевается, – это знамение любви. Это распятие, которое я сам должен в своей жизни совершить. Каким образом? Учиться бескорыстно любить другого человека. Это очень тяжело. Это очень сложно: люди неблагодарны, корыстны, и мы сами часто очень используем людей как средство, а не как цель, и далеки от бескорыстия.

Но это не значит, что мы не можем в своей жизни хотя бы какой-то гранью, какой-то частью своей являть Христа. И апостол Павел все свои послания сопровождал наставлением обычной христианской жизни. Это простые вещи.

Где мой крест? Где мое поведение христианина как того, кто сораспялся Христу? В том, что я не ругаюсь, не скандалю, не осуждаю. Это очень простые вещи. Вот, мы читаем в Послании к Колоссянам, апостол Павел пишет: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны». Какие красивые слова! Нам так этого не хватает в жизни – кротость, терпение: «…снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». Созерцая наши немощи, понимание того, что я не могу бескорыстно любить людей, хотя и пытаюсь, хочу быть учеником Христовым, но совсем у меня не получается, научает меня быть снисходительным и к себе и к другим.

И это, может, самый первый шаг навстречу того, что можно быть учеником Христовым, чтобы пройти этот пусть Креста, который есть знамение подлинной и бескорыстной любви.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс