Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (912) → Протоиерей Андрей Канев: Трехчастность мира нисколько не искажает ни веры, ни Евангелия

Протоиерей Андрей Канев: Трехчастность мира нисколько не искажает ни веры, ни Евангелия

№15 (912) / 11 апреля ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №14 (911) 2017

– Каждый раз, приступая к «Слову о смерти» Игнатия (Брянчанинова), мы просим зрителей не пугаться такого названия, ведь речь в этом великом творении идет прежде всего о жизни – о том, как нам сподобиться жизни вечной и что для этого надо делать и чего делать не надо. Святитель Игнатий говорит, что только тот может стать истинным христианином, наследником вечных благ, кто усвоил правильный взгляд на земную и вечную жизнь. Но чтобы приобрести такое наследство, прежде мы должны умереть для греха.

Решив, что главная ценность – это жизнь земная, мы погубим себя для вечности. И потому в «Слове о смерти» святитель Игнатий особое внимание уделяет нашему приготовлению к вечности, излагая учение Церкви о смерти и загробной участи грешников и праведников. Мы с протоиереем Андреем Каневым уже говорили о посмертной участи души и тела, о рае и аде, о разлучении души с телом и том, какой бывает смерть праведников и грешников. Читая главу «Адские муки», мы узнали, что о таких муках, оказывается, необходимо постоянно помнить. Святые отцы учат, что этой памятью побеждаются наши страсти. И святитель Игнатий приводит пример, как Господь для пользы души давал некоторым подвижникам увидеть муки ада, а некоторым отверзшееся Небо и врата Небесные. Но большинство из нас таких картин духовного мира видеть не может по причине плотского состояния наших чувств. В этом состоянии мы находимся как в темнице и оковах. Так закончился прошлый урок.

А сегодняшний мы начнем со слов святителя, что большая часть людей даже не ощущает своего плена и своей темницы. Более того, они кажутся им удовлетворительнейшей свободой. Как тут не вспомнить ужа – одного из персонажей «Песни о Соколе» Максима Горького: Уж ползал в своем ущелье «во тьме и брызгах». «Там было душно и пахло гнилью», ему там было «тепло и сыро» – Уж был уверен: его ущелье прекрасно, в отличие от неба, в котором нельзя ползать, и потому небо он называл «пустым местом»...

Нечто подобное происходит с людьми, пребывающими в темнице и оковах греха: они, как слепорожденные, не видят Небо, не знают его, как не знают и что пространство между Небом и землей, вся видимая нами лазоревая бездна, воздух, поднебесная служат жилищем для падших ангелов, извергнутых с Неба. И когда душа христианина, оставив свое тело, начинает стремиться через воздушное пространство, горы не останавливают ее, стараются найти в ней родство, свое падение и низвести ее во ад, уготованный дьяволу и ангелам его.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Есть процесс ниспадения, он существует. Мы можем с вами взять такую часть церковного Предания, как иконопись. Есть иконы, изображения Страшного Суда – часто на западной стороне храма, где большие фрески (в нашем кафедральном соборе Троицком это есть), изображается это состояние природы и мира. Мы можем с вами посмотреть икону «Воскресение Христово», где просто ясно показано, что есть Воскресший Спаситель в центре иконы и под его ногами разверзшиеся, сломанные ворота ада. Поэтому эта трехчастность мира вполне приемлема и нисколько не искажает ни веры, ни Евангелия. Мы только принимаем библейское мировоззрение, взгляд на мир – нечего тут смущаться, надо принять. Какая разница, в конце концов, где ад находится? Главное, что он есть. Поэтому главный-то вопрос, чтобы нам туда не попасть. А если мы будем все это называть Средневековьем, ерничать – это неправильно.

– И далее святитель Игнатий вновь обращается к Ветхому Завету – к моменту, который он постоянно, на протяжении всего «Слова о смерти» вспоминает: именно тогда смерть и вошла в мир. Речь идет о грехопадении первых людей. Святитель пишет, что «Бог, сотворив Адама и Еву, предал им владычество над землею. Он благословил их, повествует Писание...Что ж сделали они в раю?.. Увы! несчастное ослепление! Увы! ослепление и безумие непостижимые! Вняв коварному и убийственному совету падшего ангела, они свергли с себя благое иго повиновения Богу и возложили на себя железное иго повиновения диаволу. Увы! прародители наши преступили повеление Божие и исполнили советование всезлобного врага своего, духа мрачного, духа богохульного, льстивого и лживого. Этим поступком, по весьма естественному порядку, они нарушили свое общение с Богом, и не только вступили в общение с диаволом, но и произвольно подчинили себя ему, а с собою и ту часть создания, которая сотворена была для них и над которою Богом предоставлено было им владычество. «Враг, прельстивший Адама, – говорит Макарий Великий, – и таким образом восхитивший господство над ним, лишил его всей власти и объявлен князем века сего. Сначала Бог поставил человека князем этого века и господином всего видимого». Праотцы наши изринуты из рая на землю, земля проклята ради их, и Херувим с пламенным, вращающимся оружием поставлен хранить путь древа жизни (Быт. 3, 24). Но и другой херувим стал на пути человека к раю, тот херувим, который не пощадил своего дивного величия, начальник и родитель зла и смерти, ниспавший в пропасть погибели, увлекший туда множество ангелов и весь род человеческий. Этот херувим, по справедливому попущению и распределению Божию, с сонмом ангелов падших, князь воздушный, князь мира и века сего, князь и глава добровольно покорившихся ему ангелов и человеков стал на пути от земли к раю и с того времени до спасительного страдания и животворной смерти Христовой не пропустил по пути тому ни одной души человеческой, разлучившейся с телом. Врата Небесные заключились для человеков навсегда. И праведники и грешники нисходили во ад.

Врата вечные и пути непроходимые открылись пред Господом нашим Иисусом Христом, Который, восприяв вольную смерть, сошел Пресвятою Душою Своею и не разлучившимся с нею Божеством во ад, сокрушил его вереи и врата, освободил его пленников.» И свидетельство тому мы находим в Священном Писании. Например, в притче о богаче и Лазаре.

Протоиерей Андрей Канев: – Господь в притче о богаче и Лазаре показывает, что и Лазарь и богач попадают в ад – Лазарь не в раю находится, а в месте, называемом «лоно Авраамово», где находятся праведники, не заслужившие адских мук своими грехами, – но рай закрыт и они в него не могут попасть, они в этом лоне находятся, а те, кто нагрешил тяжко, получают по своим заслугам – как богач, который просит, видя Лазаря: если бы Лазарь был в раю, он бы его не видел. Но до крестной смерти Спасителя, до схождения во ад праведники не могли пребывать в раю. А наше учение говорит, что Господь входит во ад и выводит праведников.

– Учение о сошествии Христа во ад – неотъемлемой частью догматического предания Церкви. Согласно этому учению Христос, сойдя во ад, умертвил смерть и уничтожил, разрушил ад. Вот как пишет об этом святитель Игнатий: «Врата вечные и пути непроходимые открылись пред Господом нашим Иисусом Христом, Который, восприяв вольную смерть, сошел Пресвятою Душою Своею и не разлучившимся с нею Божеством во ад, сокрушил его вереи и врата, освободил его пленников, потом, воскресив Свое Тело, прошел уже с ним пространство поднебесной, Небо, небеса небес и вступил на Престол Божества. Ужаснулись темные власти в ожесточении и ослеплении своем, видя шествие Богочеловека, уничтожающего всю силу их: в духовной радости, с величайшим торжеством, чиноначалия святых ангелов отверзли пред Ним горние врата. Потом снова объял ужас демонов, когда они увидели разбойника за исповедание Христа восходящего за Христом в рай: тогда они с изумлением познали силу искупления. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс