Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (911) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 49

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 49

№14 (911) / 4 апреля ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904)– №13 (910)

– Дорогие братья и сестры, мы с вами будем разбирать 49-й псалом. Как и прочие, он имеет надписание: «Псалом Асафу», одному из тех, кто руководит псалмопевцами. Он перекликается с 48-м псалмом – так же говорит о последних временах и об ответственности человека перед Господом, о Суде, перед которым он предстанет и будет отвечать за прошедшую жизнь.

«Бог богов Господь глагола и призва землю от восток солнца до запад». Каких богов? Мы должны четко понимать, что богами здесь называются праведные люди, идущие за Богом, и те начальствующие, которые возглавляют суды и правят народом и прислушиваются к слову Божию, исполняя Его Закон. Поэтому «Бог богов Господь глагола...», то есть Господь обращается ко всем людям, живущим на земле: «...и призва землю от восток солнца до запад». Когда говорится «от востока солнца до запад», этим самым показано, что Господь объемлет всю землю и обращается ко всем, живущим на земле.

«От Сиона благолепие красоты Его». Здесь говорится о духовной красоте и о Сионе как о месте, где Господь принимает особое служение, где построен дом Бога Живого. Иерусалим, Сион – это все синонимы благодатного места, а в Ветхом Завете самое благодатное место – там, где был Иерусалимский храм как место пребывания Живого Бога. Но в то же время «от Сиона благолепие красоты Его». О какой же красоте здесь говорится? Мы всегда говорим, что Псалмопевец не просто делится некими впечатлениями; он пророк, пророчествует о будущих временах – здесь он пророчествует и о христианской Церкви, которая будет распространена по всей земле: она тоже место, где пребывает Живой Бог.

«Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна». «Бог яве приидет...» – здесь псалмопевец Давид говорит о Пришествии Христа Спасителя на землю: Он «яве» пришел, но в то же время Его Пришествие тайное, сокрытое и от человека, и от врага рода человеческого, который не смог Его узнать. «Ты ли еси Сын Божий?», – вопрошает он его. «Если Сын Божий, то сделай то-то и то-то». То есть для него тоже было сокрыто явление Христа. А вот Второе Пришествие Христово будет явным: «Бог яве приидет...», то есть явным образом придет Бог, «...и не премолчит», ведь Он – Бог наш. Каким будет Его явление? Действительно явным для всех – все народы и концы земли, вся вселенная увидят нашего Бога. Как молния, явится Господь, от одного края до другого будет явным и видимым Его Пришествие. «...огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна». Как невозможно пройти мимо бури, чтобы ее не увидеть, так невозможно будет не увидеть явления Господня. Его Второе Пришествие будет как гром, молния, сотрясание воздуха – все это привлекает внимание человека, как сотрясание самой земли: не будет ни одного человека, который не увидит Христа, пришедшего на землю.

«Призовет Небо свыше и землю разсудити люди Своя». Чтобы обличить людей и явить суд над ними, Господь призовет Небо свыше и землю. Святые отцы немного расходятся или друг друга дополняют в толковании этого места Священного Писания. То есть Господь призовет и праведников, и грешников во свидетельство, чтобы осудить людей, Небо и землю, – ничто невозможно будет утаить от Бога, но все будет явным и будет свидетельствовать о жизни человека, о его добрых делах или его неправде, совершенной им на земле. Помните, что в Священном Писании говорится: «Если человек умолчит, то камни возопиют о делах Божиих»? О делах человеческих будут говорить даже неодушевленные предметы, они будут свидетельствовать о совершенных человеком добрых делах.

По этому поводу в Церкви есть много различных иносказаний, когда даже кирпич, положенный в церковное здание за какого-то человека, будет свидетельствовать о молитве за этого человека и за доброе дело, сделанное во имя его. Вот почему в Церкви есть традиция именных кирпичиков, вложенных в церковное здание или в ограду церковную: на них пишется имя человека – во имя кого влагается этот кирпич или этот камень. И эти камни будут свидетельствовать.

Есть предание, что некий добрый человек совершал доброе дело – убирал в церкви, мыл церковный пол и стены, которые потом свидетельствовали об этом добром деле, совершенном во имя Господа и спасения собственной души. То есть все то доброе, что совершает человек, и то злое, что он творит, – все это впитывает в себя неодушевленный, вещественный мир, и он тоже будет свидетельствовать на Страшном Суде о нашей жизни, о наших делах, и ничто не будет утаено от Господа. Господь, чтобы правильно обличить человека, рассудить его, призовет Небо свыше и землю. Все святые отцы говорят, что если призовет Небо и землю, то ангелы Божии тоже будут свидетельствовать о жизни нашей и всех делах, совершенных в течение всей жизни. Ангелы-хранители, неотступно пребывающие с нами, будут свидетельствовать о жизни человека.

«Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах. И возвестят небеса правду Его, яко Бог судия есть». Кого же здесь называет преподобными Господь? Праведных людей, которые уподоблялись во всем Богу, жили и исполняли во всем Закон Божий – «завещающыя завет Его о жертвах», то есть выполняли завет Бога о жертвах и поступали так, как предписывалось Законом. Если мы отмечаем, что этот псалом больше говорит о жизни иудеев, то, естественно, мы должны четко понимать, что для них было свято, а свято для них было исполнение Закона. Он предписывал приносить жертвы: если ты жертвы не приносишь, то ни о какой праведности не следует говорить. Но если ты исполняешь все это, то ты уподобляешься Богу.

«И возвестят небеса правду Его, яко Бог судия есть». Почему небеса возвестят правду? Да потому, что Бог судия есть, Он имеет право судить человека, все во власти Бога, Он – Творец и Создатель, и Ему подчиняется вся вселенная. Он может изменить законы, Он спрашивает за исполнение Закона. И если Он судия, то мы должны сказать Богу о своей жизни. Через все это мы посвящаемся Богу. И если мы посвящены Богу, значит, мы должны жить согласно тем обетам, что мы даем.

«Услышите, людие мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз». Здесь Бог обращается к людям. Очень важно, и Господь всегда на это обращает внимание, чтобы каждый слышал Бога: «Но всякий, имеющий уши, да слышит». И Бог не случайно обращается к людям: «Услышите, людие мои...», то есть не просто послушайте и пропустите эту фразу мимо своего сознания, а именно услышьте – каждое слово мы должны принимать, когда к нам обращается не кто-нибудь, а Бог. «Услышите, людие мои...», и подчеркивает, что вы – люди мои. Он не обращается к тем, кто не познал Его, Он не обращается к язычникам, неверным, несущим скверну в эту жизнь, но Он обращается к Своим людям.

В данном случае, если Бог обращается через пророка Давида уже к сегодняшнему времени, то Он обращается к каждому из нас. А кто является людьми Божьими? Те, кто приняли таинство Крещения. Мы – люди Божии, это к нам обращается Господь, и Он хочет нам сказать что-то важное, и мы должны внимать этому слову. «...и возглаголю вам...». Кому возглаголю? Израилю. Естественно, Господь очень четко подчеркивает через псалмопевца Давида, что люди Его – Израиль: «...и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз». «Не кто-нибудь к тебе обращается. Почему ты должен обратить свое внимание, напрячь слух свой, почему ты должен внимать? Ты – народ Мой, ты – Израиль Мой, а Я – Бог Твой, Я – Творец, Я – Создатель. Я – тот, Кто благо делает тебе, в течение всей жизни помогаю тебе, Я выводил тебя из плена, спасал тебя из рук вражиих, избавлял тебя от работы рабской, Я благо делаю тебе и на частном уровне, и лично каждому, посылаю тебе милость и прощаю тебе грехи твои. Я – Бог твой, поэтому Я сейчас буду говорить, а ты на это обрати внимание, как Мое творение, потому что говорит тебе Сам Творец».

«Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну». О чем Господь будет говорить? Не о жертвах. Да, жертвы нужны Богу, и ты приносишь их, ты все делаешь по Закону, все делаешь правильно, эти жертвы всесож-жения действительно возгораются пред Ним, и Он их видит. Но важность заключается не в этом. А в чем же? «Не прииму от дому Твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов». Господь говорит, что и язычники приносят жертву – с холодным сердцем, без какого-то внимания, без работы над собой. Ему не нужно такое исполнение внешнего закона, Он не примет именно такой жертвы: она должна приноситься, но не таким образом. Бог заповедал ветхозаветному человеку жертвоприношение не ради того, что оно нужно Богу, а ради того, чтобы человек не забывал Бога, чтобы он шел внешней канвой, но прилагал к этому большее усердие, то есть продолжал совершенствоваться. Это как молитва – если она совершается внешне, то она не принимается Богом. «Устами чтут Меня, – говорит Господь в Новом Завете, – а сердце далече отстоит от Меня»: к внешней жертве должна прилагаться внутренняя работа каждого, кто верит в истинного Бога, почитает Его – он должен стремиться исполнять и Закон Его, но исполнять его во всей правде, в чистоте, прилагая всяческие усилия.

«Яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове. Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть». «Все Мое, – говорит Господь. – Вы думаете, Я питаюсь этими жертвами, которые вы приносите? Нет, Я – Господин, Я – Создатель этого мира, и все то, что вы мне приносите, Я и Сам могу взять. Все Мне принадлежит из того, что вы приносите в жертву». Надо сказать, что ветхозаветный человек приносил в жертву Богу из скотов овец, козлов, тельцов, птиц небесных. «...и красота сельная со Мною есть» – это плоды, созревающие на поле. И елей приносили в жертву Богу и возжигали его, поэтому Господь перечислил все это, чтобы люди не думали, что Он этим питается, все и так принадлежит Ему.

И дальше Он говорит: «Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея. Еда ям мяса юнча или кровь козлов пию?». То есть Господь говорит: «Если бы Я взалкал, то все, что есть на этой земле, Мне принадлежит, и Я в любой момент могу это взять Себе». Ветхозаветная жертва – это прообраз Единой Жертвы, Пасхи нашей, когда Господь уже Сам Себя приносит в Жертву. Поэтому жертва сохраняется, и до конца Ветхого Завета Господь не упраздняет ее, видя соблазны и искушения, видя даже перекос ветхозаветного человека только в одну сторону, что тот исполняет внешний Закон, но духовно не возрастает. Господь все равно не отменяет ее, но большего хочет от человека и через пророка Давида говорит: «Не думайте об этом, не ищите внешней жертвы, не думайте, что Я питаюсь этим, Я – Господин вселенной и все в этом мире принадлежит Мне».

«Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы Твоя. И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». Что такое «пожри Богови жертву хвалы»? Богу нужно прославление Его, служение Богу. Прославляется Бог через наши дела и поступки. «И воздаждь Вышнему молитвы твоя», – нужна сугубая, усердная молитва. Святые отцы говорят, что под молитвой здесь понимается не только молитва как общение с Богом, но еще и те добрые дела, которые человек должен творить, ведь молитва – и есть то добро, которое мы несем в жизнь: тогда мы прославляем Бога, людям открываем Его, начинаем в полноте, истине и правде общаться с Ним, когда совершаем добрые дела. И служение должно быть служением истинным, глубоким – только в полноте служения Богу мы получаем оправдание. И полнота служения через добрые дела, через славословие, через хваление, через благодарение должна быть истинному Богу.

А кто есть Бог? Как имя Бога? Какому Богу мы должны служить? И вот здесь Псалмопевец пророчествует о Святой Троице, говоря: «Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы Твоя. И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». То есть: «Послужи Богу Отцу и воздаждь Вышнему (то есть Богу Сыну) молитвы Твоя. И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». Вот так здесь раскрывается глубочайший смысл служения Святой Троице. Бог всегда явит тебе помощь и никогда не оставит тебя, и ты всегда можешь служить и прославлять Бога, когда ты истинно почитаешь Его.

«Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?» Действительно, Господь говорит грешнику: «Почему ты только устами чтишь Меня – говоришь одно, а поступаешь по-другому, только внешне почитаешь Меня, а внутренне никак не служишь Мне? Одно говоришь, а другое делаешь». Здесь, конечно, обличение и книжников, и фарисеев – они говорили одно, а жили совершенно другой жизнью. И Господь осуждает все это и предупреждает, чтобы мы никогда не впадали в грех неправды. Господь осудил даже какое-то малое слово фарисея, который указал на мытаря. Никогда не нужно указывать на человека, совершающего грех и неправду.

«Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять». Что значит «возненавидел наказание»? То есть наказ, то, что Господь дал, – это изучение и исполнение Закона Божиего. «Одно дело, ты приносишь жертву Мне, но другое дело – ты должен всячески стремиться исполнить Закон, который Я дал тебе. И в этом заключается смысл твоего служения».

«Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси». Господь обличает не того, кто сам совершает воровство и прелюбодеяние, но того, кто видел и не остановил такого, а промолчал, тем самым вместе с ним совершая этот грех. Здесь святые отцы говорят и о новозаветном времени, о том, что мы всячески должны стремиться исполнять Закон Божий сами и останавливать человека, который совершает грех, то есть не утаивать его перед духовником, священником, как бы указывая, чтобы человека остановили перед тем, как он принесет жертву служения Богу.

«Уста Твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения». То есть уста твои умножили всякую неправду и язык твой тоже говорит всякое лукавство. «Седя, на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн». Вот здесь Псалмопевец очень четко говорит, чтобы каждый из нас не смеялся над грехом брата и не разглашал его – каждый из нас несет ответственность за сказанное слово, но разглашение греха другого может причинить тому духовное поражение, а не исправление. Здесь каждый должен заботиться больше о себе, нежели о разглашении греха брата своего.

«Сия сотворил еси и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи Твоя». Господь в этих словах очень хорошо говорит, что возненавидел беззаконие и до поры молчит, видя, что человек согрешает, не говорит о грехах, но ждет, когда человек принесет исправление. Не потому, что Он не видит, не хочет подчеркнуть грех человеческий, но ждет, когда человек сам исправится, сам поймет свой грех и отойдет от своего пути.

«Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй». Господь все равно, даже если человек грешит, заботится о нем, стремится, чтобы он пришел в покаяние, исправился, чтобы враг его не похитил, не погубил, чтобы возможно было принести покаяние, – поэтому Бог и о грешном человеке заботится.

«Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю eму спасение Мое». Здесь больше говорится, что Господь принимает всякую жертву от человека, но жертву внутреннюю, духовную, и эта жертва должна быть связана с сокрушением и смирением его духа. «Жертва хвалы прославит Мя...». Все-таки о какой жертве хвалы говорит Господь? Конечно, здесь говорится о Единой Жертве, которую Господь наш Иисус Христос принес за весь мир и за все человечество: «...и тамо путь, имже явлю eму спасение Мое» – и в этой Жертве заключается путь всякого человека. И кто приемлет эту Жертву, кто соединяется с ней, тот получает спасение и будет прославлен во все веки.

Удивительный и замечательный псалом дарит нам духовную бодрость и говорит о нашей ответственности за нашу жизнь, чтобы мы свое служение Богу не принимали как внешнее: для Бога не важно внешнее служение, для Него самое важное – это наша внутренняя жизнь, наше сокрушенное и смиренное сердце. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс