Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (905) → Сектовед Александр Дворкин: Эту работу я воспринимаю как послушание

Сектовед Александр Дворкин: Эту работу я воспринимаю как послушание

№8 (905) / 21 февраля ‘17

Душевная вечеря

Продолжение. Начало в №7 (904)

Игумен Лука (Степанов): – Александр Леонидович, Вам приписывается авторство термина «тоталитарная секта» и формулировка ее критериев. Сейчас, с появлением всякого рода замаскированных организаций, спекулирующих на человеческой падкости на успех, какие-то пристрастия к питанию, даже к физическому здоровью, каким-то эстетическим делам, к тому же при недостатке юридических критериев, что требуется? Различение духов? Вы носитель дарования, известного в Древней Церкви, и о чем увещевают апостолы: испытывайте духов, от Бога ли они? Здесь у Вас, как у всякого мастера, должно вырабатываться какое-то особое чутье, чтобы различать сетевой маркетинг и намерение продать товар от какой-то религиозной системы, действительно подходящей под категорию секты?

Александр Дворкин: – Дело в том, что современные секты совсем необязательно – религиозные организации: их главная цель – власть и деньги для руководства и ближайшего окружения. И признаки такой организации (а это всегда должна быть жесткая, авторитарная организация) – обман при вербовке, манипуляция сознанием своих членов, регламентация всех аспектов их жизни, эксплуатация своих членов и абсолютизация лидера и самой организации. Если эти признаки есть или хотя бы есть большинство из них, то можно говорить о тоталитарной секте. В общем, они достаточно легко определяются. Если не довольствоваться поверхностными рекламными объяснениями «приходи, все сам увидишь, у нас все хорошо, все замечательно, у нас такое братство», а действительно посмотреть и попытаться понять, тогда очень многое удастся узнать. В этом смысле, безусловно, появляется какой-то профессионализм – как сотрудник полиции издали видит мошенника, так я достаточно легко различаю на улице сектантов.

И.Л.: – А они Вас узнают?

А.Д.: – В лицо не знают. Недавно был во Владивостоке, в промежутке между мероприятиями прошелся по их центральной улице и увидел, что люди собирают подписи за здоровую семейную жизнь. Они расписывались на большом листе ватмана, кто-то рисовал смешные рисуночки – солнышко или ромашку… И я сразу сказал, что это сайентологи. Они ответили: «Вот это известный лжец Дворкин, он и сюда приехал нас преследовать». Действительно, я определяю, но это несложно – признаки те же, что и у мошенников: вам обещают много всего сразу и бесплатно. Нужно помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если от вас требуют принять решение сейчас и немедленно – «потом уже будет поздно», это опять же типичный мошеннический прием, значит, от вас скрывают информацию.

Есть и определенные признаки манипуляции сознанием. Один человек мне пишет, что его знакомый очень уговаривает пойти его на йогу: «У тебя очень развитая интеллектуальная сфера, а вот эмоциональная недоразвита, поэтому тебе надо пойти, чтобы восполнить гармонию твоей личности». И спрашивает: может быть, ему действительно пойти? Я говорю: «Неужели Вы не видите, что это типичная манипуляция? Потому что он Вам льстит: сказать три раза «интеллектуальная сфера» – это значит сразу польстить, каждому это приятно. Если сказать, что у тебя интеллектуальная сфера недоразвита, человек обидится – дураком назвали. Другое: «Ты такой интеллектуал! Но если ты умный, у тебя же развитая интеллектуальная сфера, ты как раз поймешь, что тебе нужно пойти к нам, чтобы доразвить что-то, чего у тебя не хватает»». Это типичная манипуляция. Люди должны различать, когда их собеседники пользуются манипуляцией для своих корыстных целей. Понятно, что все мы друг на друга влияем, друг другом манипулируем. Безусловно, в каждом разговоре есть эти элементы – мы пытаемся убедить человека, воздействовать на личность. Да, манипуляция присутствует всюду, но разница все-таки в концентрации. Как радиация, которая есть всюду в воздухе,– и в Рязани, и в Чернобыле. Но, наверное, Вы все-таки предпочтете жить в Рязани, а не в Чернобыле. Поэтому в сектах очень густо посеяна манипуляция, и людям требуется обращать внимание на то, как с ними разговаривают и не пытаются ли на них воздействовать манипулятивным путем.

И.Л.: – Вы упомянули, что главная стратегия руководителей сект – это все-таки получение прибыли...

А.Д.: – Главное все-таки не финансовая прибыль, главное – власть. Власть, конечно, увеличивает деньги, а деньги еще более увеличивают власть, но власть на первом месте.

И.Л.: – В любом случае это все-таки та область, за которую очень жестко воюют люди в этом мире между собой, поэтому благословляли ли Вас на этот путь какими-то латами и защитой? Ангел-хранитель и молитва Церкви, конечно, с Вами, но все-таки был ли к Вам приставлен в каком-то смысле телохранитель?

А.Д.: – Нет у меня телохранителей, но есть обычная церковная жизнь, без которой я, наверное, никак не справился бы.

И.Л.: – Как сказал среброковач Димитрий, «из-за проповеди Павла в Эфесе не только падет почитание богини Артемиды, но и вся наша прибыль сойдет на нет» (Деян. 19, 24–28). В том смысле, что кто будет церемониться, терпеть Ваши версии… Но если есть реальный убыток, производимый служением, так уже не до шуток.

А.Д.: – Пока не могу сказать, чтобы физические нападения преизбыточествовали. Какие-то, конечно, были, но они минимальны. В этом смысле наши оппоненты понимают, что физическое устранение было бы невыгодно, так как сыграло бы против них. Вначале они пытались судиться, я пережил 13 или 14 (уже не помню) судебных процессов, слава Богу, все выиграл. Но идет постоянная информационная война. Если Вы посмотрите интернет, там есть 6 или 7 «антидворкинских сайтов», на которых про меня пишут всякие небылицы.

И.Л.: – Кстати, не только антицерковного происхождения, но есть и какие-то контрдоводы изнутри Церкви, от священников, которые высказывают частные мнения.

А.Д.: – Это неизбежно: есть работа, соответственно – будут недовольные. Кроме того, о чем мы говорили, было и постановление нашего Синода о младостарчестве: есть именно секты, но есть также сектантские отношения и околосектантские группы, которые, увы, могут быть внутри Церкви. Это не значит, что, как говорят, нет никакой разницы. Но как у Монетного двора, печатающего банкноты, иногда бывает брак, и его задача – выявить все бракованные банкноты и изъять из употребления… Было бы странно, если бы какой-то человек из подпольной типографии, печатающий деньги где-нибудь в подвале, сказал бы: «А почему нас преследуют, если и у Монетного двора бывает такое?». Понятно, что в одном случае это исключение в нарушении нормы, а в другом – норма. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс