Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (909) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 47

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 47

№12 (909) / 21 марта ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904)– №11 (908)

– Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем разбирать 47-й псалом. Он, как и прочие псалмы, имеет надписание: «Псалом, песни сынов Кореовых, вторыя субботы». Здесь святые отцы разумеют победу Церкви Христовой над врагами.

Мы уже говорили, что святые апостолы проповедовали в трудных условиях, но Господь помогал им, так что проповедь простых, неученых людей имела великий успех и все концы земли были просвещены словом Христовой истины. 47-й псалом не случайно говорит о том, что имеет своим смыслом «вторыя субботы», – второй субботой называется воскресный день. Этот псалом рекомендуется петь в воскресные дни.

Псалом наполнен глубочайшим смыслом: «Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его». Каждый человек должен знать о величии Божием, которое невозможно объяснить человеческим языком. Как говорят святые отцы, мы до конца не знаем полноту величия Божия, но то, что Господь открывает нам, мы знаем. И величие Божие познается как в духовном смысле, так и через видимый мир, нас окружающий.

Мы видим горы, небо, различные водоемы, гармонию этого мира и через это познаем, насколько величественен Господь. Но величие Божие не только в том, что Господь сотворил этот мир, оно и в том, что Господь сотворил всякую тварь на этой земле. Величие Божие заключается и в творении человека как в высоте творения Божиего. В то же время величие Божие заключено еще и в неизреченной любви и милосердии Божиих к человеку. И мы знаем, что Господь не просто дал человеку этот мир и наблюдает за тем, как мир развивается, а Господь еще и заботится о человеке. Если человек не имеет сил сам подняться, то подключается Сам Господь, показывая высоту любви и жертвенного служения Своему творению. Величие Божие огромно. И если мы видим это величие, то мы и прославляем Бога во всем Его величии. Каждый из нас призван прославлять Господа через то, что мы наблюдаем.

«Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его». Что такое «град Бога нашего»? Мы говорим, что возвеличивание Божие и слава Божия по всей земле особенно пошли от Святого града Иерусалима и от горы святой Его – Сионской горы. Псалмопевец Давид не раз говорит: «Посрамитеся от Господа ненавидящие Сиона». Сион – та гора, откуда и пошло прославление Божие. Сион является сродным Святому граду Иерусалиму: это одно и то же. Поэтому святые отцы говорят: «Посмотри на Иерусалим, от Иерусалима явился Христос и здесь совершил дело спасения, здесь Он спас человека от работы вражией, отсюда пошли святые апостолы проповедовать по всей вселенной». Поэтому Иерусалим для нас – город, от которого идет величие Божие, прославленный чудесами Самого Спасителя. Мы должны обратить внимание, что градом Божиим становится, как говорят святые отцы, и Церковь Божия – именно то место, где прославляется Господь и где спасаются люди. Церковь – жилище Самого Бога, место, где особо действует Господь, где является всегда слава Божия.

«Благокоренным радованием всея земли: горы Сионския, ребра северова, град Царя Великаго. Бог в тяжестех eго знаемь есть, егда заступает и». Что значит «благокоренным радованием всея́ земли́»? То есть той радостью, которая укоренена уже. Что имеет глубокий корень, то оказывается долгим и неподвижным, никакой ветер это не сломит и никакая вода не смоет. То есть эта слава – вечная, и о ней мы сегодня уже говорили. Именно она исходит от Самого Господа нашего Иисуса Христа, которая и прославляет это место. И это становится «радованием всей земли», то есть эта духовная радость идет по всей земле.

«Горы Сионския, ребра северова». Что напротив горы Сионской или самого Иерусалима? Действительно, северный ветер дует в сторону, как бы вбок Иерусалима, и на севере находились все страны языческие, которые не имели богооткровенной религии, поклонялись идолам и, естественно, не имели «града Царя Великого», а Царем Великим здесь называется Сам Господь наш Иисус Христос, вечный Царь не только всея земли, но и вселенной. То есть Бог становится познаваем и теми странами, что находились в языческой тьме, они были просвещены святыми апостолами и приняли христианство, поэтому они познали Бога, Который заступает и защищает их. И здесь нужно понимать, что слава Божия познается через милость, которую Господь являет роду человеческому.

Конечно, нужно понимать, что «Бог в тяжестех eго знаем есть». Что оказывается тяжестью? Тяжестью для града будет Христос как Царь Великий, тяжестью для христианина, конечно, являются добродетели, которые он совершает с помощью Божией и через это познает Бога, а Господь заступает и спасает такого человека.

Далее псалмопевец Давид продолжает: «Яко се царие земстии собрашася, снидошася вкупе». Какие «цари земстии»? Те, которые и находились с севера, которые вначале не признавали проповеди святых апостолов. Они собрались вместе, чтобы противостоять этой проповеди. И мы знаем, что, когда святые апостолы пошли по всей вселенной, их не принимали и проповедь их не признавали, восставали против них, но «тии видевше тако, удивишася, смятошася, подвигошася». То есть увидев эту проповедь, они вошли в смятение, увидев силу и славу Божию через чудеса, которые совершали святые апостолы, через славу, которую они являли перед лицом народа, через внутреннюю силу духа, которую они имели. И когда они увидели все это, они начали понимать, что им помогает во всем Сам Господь, они увидели силу Бога Живого.

Что на них потом напало? «Трепет прият я: тамо болезни яко раждающия», то есть такой страх напал на них, внутренняя боль и испуг были такими, как у той женщины, которая готовится к родам и рожает. На них напал страх, и они поняли, что противостоять апостолам значит противостоять Самому Господу – это не принесет им никакой пользы, более того, они могут лишиться всего земного, что имеют, потому что противостоят Небу. А противостоящий Небу лишается всего, что он имеет здесь, в этой жизни, и в вечности тоже остается вне пределов Царствия Небесного.

«Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския». Если мы говорим о кораблях Фарсийских, то святые отцы говорят, в первую очередь, что сокрушается духом Божиим. Конечно, сокрушается вся нечистота, а это враг рода человеческого, который возбуждал земных царей, волхвов и весь народ противостоять святым апостолам и тем самым причинять им всякие болезни. Однако духом бурным сокрушиши. Что значит «духом бурным»? Это Духом Святым сокрушается и поражается всякая нечистота: через это поражение люди увидели силу святых апостолов, силу нашего Господа и приняли проповедь святых апостолов и пошли за ними.

Этот псалом показывает, насколько высоко служение в Церкви Христовой. Святые апостолы обладали высотой Духа. И идущий за Христом тоже приобщается к силе Духа и будет всегда иметь возможность сокрушать Духом Святым врага рода человеческого, который, по слову апостола Павла, немало пакостей нам делает.

«Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего, Бог основа и в век. Прияхом, Боже, милость Твою посреде людей Твоих». Господь дает всякую силу, и без Бога невозможно ничего сделать. И когда человек присматривается к той великой милости, которую Господь являет, то он видит, что и воинами даже распоряжается Бог: если Бог дает силу воинам, то они побеждают, Бог дает силу христианину – и тот силой Духа Святого побеждает и врага рода человеческого. Где вообще можно получить эту силу? Только в ограде Бога нашего: И Бог основа и в век.

Мы должны понимать: если мы говорим «град Бога нашего» про Иерусалим, тогда мы можем не понять слова «Бог основа и в век». А почему же тогда Иерусалим разрушали несколько раз? Ведь то, что Господь созидает, не разрушается никогда. Значит, здесь все-таки речь идет не о граде Бога нашего как о Иерусалиме, а подразумевается Церковь Божия. Только о ней Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Поэтому «видехом во граде Господа сил» можно только в Церкви Божией.

И Господь дает огромную силу и через ангелов-хранителей, и через Небесное воинство, поражающее врага. Здесь имеет огромное значение, какой силой обладает Церковь Христова. Тот, кто в Церкви Христовой, укрепляется силой Самого Бога, Господь тому человеку дает возможность побеждать врага: «Вне Церкви нет спасения», «кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец», – говорят святые отцы. Поэтому значение Церкви огромно, почему этот псалом и рекомендуется петь в воскресные дни, когда мы собираемся в храме, чтобы мы понимали значение Церкви как града Бога Живого, в ней мы приобщаемся к великому, святому, она дает нам возможность противостоять всем испытаниям и искушениям, с которыми мы встречаемся в жизни, и приобщаться к вечности.

«Прияхом, Боже, милость Твою посреде людей Твоих». Мы принимаем милость «посреде людей Твоих», а что это значит? Только в церковном собрании, только там, где двое или трое и посреди них Христос. Вот тогда мы и получаем ту великую милость и силу, которую Господь дает Своим людям.

«По имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли, правды исполнь десница Твоя». Каждый получает по благости дающего милость, и эта милость дается от Господа. «Правды исполнь десница Твоя» – Господь действительно в правоте дает, и эта правда сотворяется только над человеком, живущим в Церкви Христовой.

«Да возвеселится гора Сионская и да возрадуются дщери иудейския судеб ради Твоих, Господи». Что значит гора Сионская? Святые отцы говорят, что это Церковь Божия. Какие дщери иудейские возрадуются в Церкви? Одни святые отцы говорят, что это души христиан, души праведных людей, тех, что приняли Христа в чести и славе. И, конечно же, они будут радостны. Но под дщерями иудейскими некоторые святые отцы понимают святителей Церкви Христовой – священников, прославляющих Бога Живого.

«Обыдите Сион и обымите eго, поведите в столпех eго». Иерусалим был разрушен, и псалмопевец Давид говорит, что мы должны посмотреть на Сион, как он воспрял, в какой красоте он сегодня находится, стоит на столпах. Здесь мы возвращаемся к новозаветному времени: псалмопевец Давид пророчествует о новых временах, о Церкви Христовой, что она являет внутреннюю красоту через внешнюю, которую имели Иерусалим и гора Сион.

А что значит «посмотрите на столпы его»? Что это за столпы? Те, на которых зиждется Церковь Христова. А столпами Церкви мы называем святых апостолов и через них святителей Церкви Христовой – архиереев и священников, проповедующих слово Божие. На них лежит ответственность, они держат Церковь Христову, будучи проповедниками слова Божия, смотрят за тем, чтобы люди просвещались: они имеют ответственность перед Богом за просвещение людей и их спасение в Церкви Христовой.

«Положите сердца ваша в силу Его и разделите домы Его, яко да повесте в роде ином». Святые отцы говорят, что Бог повелевает (и псалмопевец Давид пророчествует именно об этом) разделить Церковь Христову на определенные части и вручить их (как вначале вручил всю землю для проповеди апостолам, а через них уже конкретным, основанным апостолами Церквам) архиереям, епископам, которые блюдут Церковь Христову, не только совершают свое служение, проповедуют, но и имеют ответственность за спасение людей. Это, конечно, очень сильный псалом, который говорит каждому священнику, каждому епископу о важности и ответственности их служения перед Самим Господом, ведь епископ не только совершает свое служение в мистическом значении, но и несет глубочайшую ответственность: ему вручаются души человеческие, ему вручается Церковь, и он должен применить всяческие усилия, чтобы явиться примером для своей паствы и тем, который будет делать все необходимое для ее сохранения, чтобы Церковь Божия имела возможность служения, уберегая людей от соблазнов, от тех испытаний и искушений, которые царили в тогдашнем мире и царят сегодня.

Этот псалом не имеет какого-то временного значения, он не для определенного времени, – это пророчество псалмопевца Давида на все времена: испытания бывают разные, но искушения, которые даются Церкви Христовой, направлены на то, чтобы причинить Церкви большее зло, чтобы больше паствы увести от Христа, от спасительного пути, необходимого каждому.

И здесь опять противостояние добра и зла. Если человек, увлеченный этим миром, не понимает тонкостей духовной жизни, то епископ дается как обладающий духовной силой, духовным видением, отрекшийся от всего земного, который не хочет служить этому миру. За счет своего подвижничества, молитвы, отрешенности у епископа особая духовная обостренность, и он четко видит наперед, что может принести вред в сегодняшнем времени его пастве: он как бы действует на опережение, чтобы сохранить паству, чтобы она не могла уйти со спасительного пути. Здесь действительно очень серьезная борьба. И в то же время псалмопевец Давид говорит, чтобы епископы блюли Церковь Христову.

Об этом святые отцы четко толкуют: «Положите сердца ваша в силу Его и разделите домы Его, яко да повесте в роде ином». Значит, что епископ должен делать? Где человек спасается? В каком доме он спасается? Что значит «в роде ином»? Во всех городах, во всей вселенной должны устрояться церкви Христовы, где спасается человек. Поэтому, когда созидаются церкви, мы никогда не говорим, много их или мало: они необходимы, чтобы стать пристанищем для человека, ищущего Бога, имеющего желание войти в вечность, желающего укрыться от искушений и соблазнов мира. Таким пристанищем и становится Церковь Христова, храмы Божии на этой земле.

«Яко Той есть Бог наш во век и в век века, Той упасет нас во веки» – здесь идет прославление Бога, и о Нем нужно говорить из поколения в поколение: не может быть спасения без Бога. Задача не только епископа, священника, но и каждого христианина – говорить о Боге своим близким: о величии Божием, силе, славе и помощи Божиих, которые Господь являет всякому верующему человеку. Прославление будет укреплять веру в человеке, и будет человек спасаться в век века.

«Той упасет нас во веки». Кто «упасет нас во веки»? Христос упасет, потому что Он во веки с нами, Он созиждет Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее. Он посреди нас, когда двое или трое собраны, поэтому Он спасает, но Он и пасущий весь народ, и направляющий и пастырей, и епископов Церкви Христовой, и перед Ним имеем мы ответ как священники, как епископы и как народ Божий. В то же время Господь сохраняет всех и направляет в определенное русло.

Вот такой удивительный псалом, открывающий нам глубину и тайну нашего служения Церкви Христовой, которая все-таки несет свое победоносное служение. В малом или большом – об этом мы не говорим: противостояние Церкви Христовой велико, но, когда находим спасительный путь, ведущий в храмы Божии, тогда только для нас в полноте будет открываться спасение.

Всем вам, дорогие братья и сестры, желаем сил, крепости, терпения и Божией помощи! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс