Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (908) → Протоиерей Артемий Владимиров: Это Божественное качество – милосердие

Протоиерей Артемий Владимиров: Это Божественное качество – милосердие

№11 (908) / 14 марта ‘17

Молитва

Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №10 (907) 2017

– Дорогие друзья, на дворе 2017 год. Стремительно меняется лицо планеты. Я не веду сейчас речь о политических пертурбациях, военных потрясениях, региональных конфликтах, но говорю о внутреннем устроении человека, о состоянии его души.

Не знаю, как в селах и деревнях, но горожане практически не поют песен (караоке не в счет). Сегодня редко увидишь бабушку, мирно, неторопливо, со свойственной пожилым людям задушевностью беседующую со своим внуком. Все куда-то торопятся, не только взрослые, но и дети – как бы не опоздать на мультик-пультик. И эта нервность, напряженность, неумение улыбнуться самому себе или новому, наступающему дню характерна для большинства.

Скуп стал наш век на комплименты и на «любви прекрасные моменты». Мало этого, мы, батюшки, прекрасно знаем, что иные люди умудряются запоминать все нехорошее и отрицательное, что приключилось с ними за прожитый день – представьте себе человека, который уподобился навозной мухе, садящейся на скаредные, грязные места и собирающей всю эту нечистоту на своих лапках. Увы, но среди наших сегодняшних собеседников, может быть, немало тех, кто умудряется вспоминать свои детские обиды! По крайней мере, мы, батюшки, поеживаемся, когда слышим на Исповеди признания – «не могу простить своей няне», «у меня до сих пор обида на отца, который сказал мне резкое слово, поступал со мной жестко». А как мы сами весьма склонны к критическим замечаниям, осуждению, и кто из нас в годы юности, может быть, не произносил таких колких, острых, рубленых фраз: «Я вычеркнул этого человека из своей жизни», «Такой-то особы для меня больше не существует»! И сущая беда, когда, приходя каяться в грехах, иные расписываются в своей немощи, говоря: «Не могу, а потому и не хочу простить человека, подложившего мне свинью».

Размышляя об этой нелегкой и не слишком веселой теме, давайте-ка, друзья, раскроем акафист Иисусу Сладчайшему. Какое обращение мы найдем в этом замечательном произведении этого древнего автора?

«Иисусе премилостивый, – молится он, обращая свой взор к Царю Небесному, – спаси мя». Иисус именуется не просто человеколюбивым, добрым, снисходительным, не просто милостивым, а премилостивым Господом нашим и Спасителем. На это слово я и обращаю ваше пристальное внимание: Бог милостив и многомилостив, долготерпелив и не наводит праведный гнев Свой на согрешивших людей, но ждет их обращения в покаяние. О чем свидетельствует древний пророк, произнося свидетельство, дарованное ему свыше, произнося эти слова от лица Самого Господа Бога: «Не хочу смерти грешника, но жду, дабы тот обратился и жив был». Вот почему в нашем мудром русском народе такие качества, как: умение миловать, то есть жалеть, сострадать людям, по-доброму участвовать в их жизни, отсутствие категоричности, выражаясь современным языком, максимализма, жесткости в суждениях – почитались самыми важными, самыми драгоценными, самым великим сокровищем, которое может собрать человек, как пчела, летая по летнему лугу, собирает с цветов душистый нектар.

Почему мы так ценим это Божественное качество – милосердие? Да потому что, по свидетельству Священного Писания, «суд без милости не сотворившему милости самому». Господь Бог, на судилище Которого мы рано или поздно все предстанем, берет с нас пример: изречь нам оправдание или осуждение, помиловать или казнить. А значит, человек милостивый, который умеет великодушно мириться с недостатками ближних, не отождествляет своего сродника с присущей тому ограниченностью, руководствуется словами апостола Павла о любви: «Любовь долготерпит, любовь милосердствует, не раздражается, не ищет никому зла, не радуется чужой неправде, но всему лучшему верит, на лучшее надеется, никогда не отпадает».

Наш народ почитает сердце благодарное, великодушное, снисходительное, милостивое главным нравственным приобретением, обогатиться которым может и должен христианин, живя на земле. И действительно, раскройте книги русских писателей. Несмотря на разность их мировоззрений, подходов к жизни, несмотря на идеологические различия, все они, воспитанные своими добрыми нянями, мамушками, как их тогда называли, провозглашают в своих литературных шедеврах этот идеал – миловать и прощать.

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Если вы, конечно, учились в школе прилежно и взяли на себя труд ознакомиться с этим романом или хотя бы посмотрели знаменитую российскую, не американскую, экранизацию этого произведения. Один из самых запоминающихся образов – Платон Каратаев, типичный представитель русского крестьянства, рекрутированный в действующую русскую армию, который, даже пребывая во французском плену, не ожесточается, но умудряется помогать пленным и жалеть их. В Платоне Каратаеве нет ни гранулы ожесточенности, жестокости, он с улыбкой смотрит на мир и в этом отношении является исполнителем одной из высших заповедей блаженств – «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Возьмем Федора Михайловича Достоевского. Во многих отношениях он был антиподом Льва Николаевича Толстого. Однако в «Братьях Карамазовых» вы найдете извлечения, которые наш проницательный писатель, я имею в виду Достоевского, практически переписал из древних аскетических назиданий подвижника VI столетия – преподобного Исаака Сирина. Что же мы находим на самых важных, знаковых страницах романа «Братья Карамазовы»? Мы читаем там о сердце Алеши Карамазова, который был готов каждую травинку, каждую былинку бережно взять в руки, целовать самое землю, о которой провозглашает эту безбрежную милость ко всему живому. И, по существу, милующее сердце, как считали «отцы-пустынники и жены непорочны», является целью всех постов, и бдений, и долгих служб, и молений. И человек, в душу которого вселилась эта Божественная энергия жалости и любви, может без всяких подвигов стяжать благодать Святого Духа, войти в теснейшее родство с Искупителем.

Вот почему, дорогие друзья, читая акафист Иисусу Сладчайшему, не будем галопом по европам скользить по этим призываниям Господа Иисуса Христа. Каждое из этих молитвенных обращений подобно горчичному зерну, внешне неприметному, однако разотрите его в перстах – и вы услышите сильный терпкий аромат. Такова и наша сегодняшняя молитва: «Иисусе премилостивый, спаси мя».

Запечатлеем в нашей памяти это обращение, будем всегда содержать в уме и сердце ведение о том, что Господь охотнее милует, чем наказывает человека. Поэтому в нашей будничной жизни, в ежедневном общении с близкими явим им не кислую, хмурую физиономию, не краткое, резкое и всегда неприятное слово осуждения, но улыбку сочувствия, сострадания и готовность протянуть руку другу, попавшему в беду. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс