Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (906) → Епископ Среднеуральский Евгений: «Поиск новых механизмов защиты чувств верующих как никогда актуален и востребован обществом»

Епископ Среднеуральский Евгений: «Поиск новых механизмов защиты чувств верующих как никогда актуален и востребован обществом»

№9 (906) / 1 марта ‘17

Церковь и общество

Одним из самых ярких событий прошедшей в Екатеринбурге XIV Международной научно-практической конференции «Нравственные основы уголовной ответственности» стала дискуссия на тему религии и светского уголовного права, которую вызвал доклад епископа Среднеуральского Евгения, викария Екатеринбургской епархии.

Прежде чем ответить на вопросы, должно ли вообще законодательство учитывать религиозные предпочтения граждан и на какие приоритеты при этом опираться, Владыка Евгений предложил обратиться к истории, чтобы рассмотреть, как формировались правовые механизмы, действующие в современном мире. Любой исследователь правовых систем подтвердит, что эти процессы происходили в обществах религиозных, в том числе в романо-германской, англо-американской и дальневосточной правовых семьях, под чье влияние попадают сегодня все материки. Владыка привел примеры европейских и российских законов, начиная от римского священного права, византийского законодательства, пронизанного христианским содержанием, «Русской правды» Ярослава Мудрого, которые отражают нравы и чаяния именно религиозных обществ, в лоне которых они сформированы, и подчеркнул, что в правовых актах религиозные отношения являются определяющей частью, а не просто неотъемлемой составляющей.

События нескольких прошедших лет показали, что в современном мире все чаще возникают конфликты между представителями различных мировоззрений и различного духовного опыта. Порой они перерастают в открытое противостояние, порождающее те или иные правонарушения. Но сейчас споры духовного порядка разрешаются с опорой на светское законодательство, а оно не предусматривает всех особенностей и нюансов религиозной жизни общества, и это приводит к конфликтам и провокациям.

Владыка Евгений подчеркнул, что законы каждого времени являются слепком нравственных норм и что эти нормы всегда опирались на религиозные искания народов. В России исторический путь формирования свода законов всегда был устремлен к реализации христианских общественных норм в их православном понимании. Даже в советский период, когда Церковь была отделена от государства, люди в массе своей были верны Православию, о чем свидетельствует, в частности, перепись населения 1937 г., частично рассекреченная в 1990г. Приводя итоги данной переписи, епископ Среднеуральский отметил, что 55,3 млн советских граждан старше 16 лет указали в анкете, что они верующие – при том, что в опросных листках огромное количество людей, оставаясь верующими, не написали об этом.

Владыка Евгений привел цифры различных свидетельств (в том числе данные из монографии «Русская Православная Церковь в XX веке» профессора М.В. Шкаровского), которые очень впечатляют: в 1968 г. таинство Крещения в Ленинграде прошли 11 784 человек (20% новорожденных), а отпевания – 10 360 (47% скончавшихся). А проходившее в 1971 г. Пасхальное богослужение в Киеве собрало около 150 000 человек. По мнению докладчика, это ярко иллюстрирует следование народа религиозным принципам (православным и иных традиционных конфессий), несмотря ни на какие идеологические догмы. Вот почему Владыка уверен: население Советского Союза и его преемника – Российской Федерации является религиозным обществом. Оно, конечно, живет в соответствии со светскими законами, но в случае конфликта между гражданскими и религиозными нормами верующий человек отдаст предпочтение последней. Цена такого выбора может быть самая высокая – вплоть до тюремного заключения и смертной казни.

Далее Владыка отметил, что новые времена, сменившие эпоху СССР и провозгласившие новые принципы, основанные (как декларируется) на гуманизме, демократии и толерантности, предложили и принципы новой морали, которая часто основана на принципах, чуждых традиционным религиозным принципам основных российских конфессий (Православию, исламу, буддизму, иудаизму). Например, принцип вседозволенности и порочности, сформулированный в призыве «бери от жизни все». По мнению Владыки, он не вызывает устойчивого приятия в религиозно настроенных слоях общества и не проникает в них, поскольку новые законы, построенные на новой морали постиндустриального общества, зачастую написаны вне государства и навязаны в рамках международного сотрудничества. В первую очередь это касается законов, связанных с жизнью семьи, образованием, воспитанием, социальным укладом жизни общества. Ювенальная юстиция, однополые браки, эвтаназия, аборты и тому подобные темы не принимаются на уровне остаточного религиозного подсознания и для многих религиозно настроенных людей неприемлемы.

В России таких подавляющее большинство. Это те, для кого важно сохранение возможности верить и иметь не искаженной свою традиционную обрядность, возможность передать ее своим детям. Нередко это стремление становится не менее важным, чем реализация основных гражданских прав и свобод. Такой подход касается в равной степени представителей различных традиционных конфессий и религиозных сообществ, что и закреплено в документе «Социальная концепция Русской Православной Церкви». Между тем, указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации засвидетельствовано, что духовная компонента является одной из составных частей национальной безопасности РФ. На этом фоне вызовы в форме сомнительных перформансов и акций воспринимаются именно как вызов, брошенный к значительной части религиозно настроенного общества. Епископ Евгений напомнил аудитории о скандальной акции женщин в Храме Христа-Спасителя, перформансы в галереях современных искусств и др. и охарактеризовал их как попытку дестабилизации отношений внутри общества, а значит, и государства в целом.

В заключение докладчик подчеркнул, что в случае провокаций, стычек, а порой и войн на религиозной основе попытки урегулировать спорные вопросы при помощи традиционной светской юридической системы не эффективны. И отметил, что поиск новых механизмов, один из которых, в частности, выразился в новом законе о защите чувств верующих, сегодня в обществе как никогда актуален и востребован.

Участниками дискуссии выступили д. филол. н., профессор УрФУ М. Ковалева, председатель регионального Духовного управления мусульман Сверд-ловской области и г. Екатеринбурга муфтий Радифулла-хазрат Гиндуллин, директор Санкт-Петербургского Института адвокатуры, член Совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга М.Семеняко, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Южно-российского института управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации А. Бойко, представители зарубежных компаний и научных организаций.

Юридический форум «Ковалёвские чтения» организован в память о выдающемся советском и российском ученом, стоявшем у истоков уголовного права, – Митрофане Ивановиче Ковалёве (1922–2002 г.г.). Ежегодную международную конференцию «Ковалёвские чтения» проводит в Екатеринбурге Уральский государственный юридический университет (УрГЮУ) при поддержке Федеральной палаты адвокатов РФ. Стратегическим партнером УрГЮУ выступает адвокатское бюро «Пучков и партнеры».

Состоявшаяся в феврале 2017г. конференция традиционно объединила более 200 специалистов по уголовному праву из России и зарубежных государств, которые обсудили будущее уголовного права и борьбы с преступностью. В ней участвовали представители элиты российского уголовного права – ученые-разработчики действующего уголовного законодательства, президент Федеральной палаты адвокатов РФ Ю. Пилипенко, практики из судов, сотрудники правоохранительных органов (в том числе руководство СКР) и другие почетные гости. Среди участников – зарубежные ученые из Беларуси, Казахстана, Германии, Италии, Китая, США, Сербии, Филиппин и иных государств.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс