Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №7 (904) 2017
Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г.Москва: – Что касается органической позиции, то все-таки сильная сторона в наши дни здорово чувствуется. Правосознание может быть слабым у человека, с которым мы общаемся: что такое законно, незаконно, преступление, не преступление – для него это могут быть очень спорные и неочевидные вещи, и он будет говорить, что «это предмет общественного договора»: мы с вами сейчас договоримся – «вот это будет преступление», а завтра мы уже по-другому договоримся, и это уже будет не преступление… Разговоры о нравственности в XIX веке – это было все на гребне, это все было очень сильно. А сейчас здорово размылось это все, и в ХХ столетии произошли не просто социальные катаклизмы, а нравственные катастрофы в связи с мировыми войнами, революциями, жесткими режимами, и всякими прочими другими событиями. Произошли очень серьезные нравственные сдвиги, поэтому философ Хайдеггер мог говорить: «А кто сейчас вообще дерзнет книгу по этике написать?». Этика – это XIX век: нужно выйти на какие-то основы, чтобы говорить об этике?
На самом деле, можно выйти на эти основы – для православного человека это очевидно (Хайдеггер не был православным). Через аскетику можно выйти: она есть, она осталась. А этика, оторванная от аскетики – все, закончилось ее существование. Органическая линия рассуждений в этом смысле (грех – это болезнь, спасение – это исцеление от болезни) может быть более внятна современному человеку – что такое болезнь, мы все знаем, что такое страсть и болезненные зависимости – это мы все знаем: интернет-зависимость, игромания, химического порядка – алкоголь, наркотики. Грех – это такой же наркотик: на него человек подсаживается, постоянно к нему обращается и деградирует.
И вот поэтому объяснение тайны нашего спасения через понятие о грехе как о болезни может быть внятнее современному человеку, нежели понятие о грехе как о преступлении или безнравственности – вот к этому, мне кажется, люди менее чутки стали. В этом – сильная сторона… Сказать, что все на свете будет объяснять эта теория, тоже нельзя: их несколько, и каждая по-своему нам что-то дает.
Господь в Евангелии, вы обратите внимание, говоря о Царстве Небесном говорит причти: женщина монетку нашла, которую потеряла, человек поле купил – бытовые какие-то сценки. Он говорит о высочайших тайнах Царства Небесного через аналогии нашей обыденной жизни. И мы пытаемся через болезнь тоже такую аналогию провести – она может быть человеку достаточно внятной: он понимает, что такое болезнь.
От простуды я как-то еще могу сам себе помочь. А вот, допустим, перелом ноги – это уж извините, только травмпункт, тут я сам уже ничего не могу. А со смещением, открытый? Целая большая история, как потом выздоравливать, учиться заново ходить. Это люди понимают. А бывают болезни, которые перспективу дают: шесть месяцев поживет, и все. Тема болезни в этом смысле как-то лучше воспринимается.
И положительный момент в представлении искупления как исцеления состоит в том, что опять-таки мы берем не только Крест (на Кресте Господь исцеляет), но мы берем и другие события Его пути: это и Гефсимания, и Его проповедь, и чудеса, которые Он творил, в том числе и исцеления, чудеса, которые Он сейчас творит – т.е. весь ряд событий перед нами вырастает.
Тема исцеления все-таки должна быть востребована, когда мы говорим о православной сотериологии. Если мы ее не берем, мы довольно заметно теряем. Жизнь, смерть, болезнь, спасение – и все необычно: Христос дает жизнь через Свою смерть, т.е. Он умирает, чтобы дать жизнь. Он дает Себя людям, как лекарство. Так это написано у апостолов, это мы читаем в Ветхом Завете: язвами Его мы исцелились, страданиями Христа, муками. Все время темы муки, болезни, исцеления, выздоровления, здоровая жизнь, полнота всех возможностей… Вот эта тематика, мне кажется, в богословии может быть отыскана, и это есть у нас в православной традиции – может быть, в некоторых книжках и учебниках не на первом плане, но все-таки, если мы постараемся в это всмотреться, мы увидим.
Духовные возможности человека были повреждены первородным грехом? Несомненно. Адам общался с Богом до грехопадения лучше, легче, охотнее, чем после грехопадения, в этом сомневаться не приходится. Было ли это исцелено Христом? Да, Христом было воспринято со всеми негативными последствиями больное человеческое естество – и оно было исцелено Христом, Он прошел со стороны духовной через опыт, который проходят другие люди. Откуда мы это можем знать? Вот на Кресте Господь говорит из псалма строчку: «Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?» – Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?
По некоторым толкованиям, Господь Иисус Христос на Голгофе переживает страдания не только телесные (они наиболее очевидны – распяли, повесили на Кресте, пронзили руки гвоздями на солнцепеке), не только страдания душевные (повесили обнаженного на всеобщее обозрение, как позор, издевательская надпись на верху «Царь иудейский», терновый венец вместо золотого венца – это моральное унижение человека, душевное унижение; рядом стоят насмехающиеся люди). У Христа страдания не только телесные, не только душевные, но и страдания духовные – вопль «Боже Мой, Боже Мой, вскую оставил Мя еси!» это вопль духовных страданий. И это тоже Ему знакомо, оказывается, было – и через это Он прошел, Он полностью отождествился с нами: это нам знакомо каждому, ведь дух наш немощен.
Мы хотим молиться, встали на молитву, – а ничего не получается. И сосредоточенности нужной нет, и покаянное настроение куда-то подевалось, и молитва – просто чтение: я читаю «бу-бу-бу-бу-бу», и ничего не происходит – неживая какая-то молитва. Это нам знакомо, мы чувствуем, что дух наш в каком-то помертвении находится, мы духовно беспомощны. Это нам знакомо – переживание безблагодатного состояния: благодать отошла, Господь как бы отдалился… Пять лет назад казалось, что Господь так близко, а сейчас нет – или месяц назад… Такое бывает, это нам знакомо… И то, что называется богооставленностью, – большое испытание для человека.
И когда звучат эти слова – это же вопль богооставленности: «Боже мой, Боже мой!». Но говорит-то их Господь Иисус Христос – Он пережил и эти духовные страдания, не только телесные, но и духовные, прошел через них. Вновь входит по Человечеству в полноту благодатности богообщения. А почему Он через них прошел? «Нас ради» – это все для нас делается: не потому что Он несет последствия дурных поступков – Он же не совершил ни одного дурного поступка, Он безгрешен, но солидарен с нами, Он проходит нашим путем и поэтому переживает и это.
Дух человеческий, в этом сомневаться не приходится – на эту тему уже была версия одна. Там считалось, что Божество заменило в Человечестве у Христа ум. Ум и дух – это очень все рядом: тело Он воспринял, а ум не воспринял. В этом месте у Него Божество, и получается такая сложная природа: Божественный дух – Человеческая душа и человеческое тело. Мы знаем, что Церковь отвергла эту ересь и с тем – разного рода мысли по поводу того, что Христос не воспринял дух. Мы понимаем, что они некорректны. (Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.