Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (905) → Великопостные богослужения

Великопостные богослужения

№8 (905) / 21 февраля ‘17

Великий пост

Великий пост длится шесть седмиц и Страстная седмица: начинаясь не ранее 15 февраля и оканчиваясь не позднее 7 мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. При этом период с 21 марта по 3 апреля оказывается всегда приходящимся на Великий пост. В 2017 году Великий пост начинается 27 февраля и заканчивается 15 апреля.

Каждая из шести седмиц Четыредесятницы (заканчивается в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы) в месяцеслове именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д. – и завершается Неделей (воскресным днем). Со Страстной седмицы счет дней в седмицах начинается с Недели (воскресенья). Богослужение во все продолжение Четыредесятницы отличается от обычного главным образом тем, что:

– по понедельникам, вторникам и четвергам Литургии не бывает (если нет праздника);
– по средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров;
– по субботам и в Вербное воскресенье – обычная Литургия Иоанна Златоуста;
– по воскресеньям (кроме Вербного) – Литургия Василия Великого;
– каждое из шести воскресений посвящено особому воспо-минанию.

Богослужения Великого поста, как и богослужения подго-товительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, посвящены состоянию души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной Литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо этого по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров. В будние дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных Писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Первая седмица Великого поста имеет еще и народное название «Федорова неделя», поскольку в пятницу читается молебенный канон великомученику Феодору Тирону и совершается благословение колива (кутьи). Понедельник в народе называется «Чистым понедельником». Эта седмица отличается особенной строгостью, поэтому и богослужения продолжительнее, чем в другие дни.

С понедельника по четверг на великих повечериях читается Покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

Этот канон – покаянный плач, раскрывающий всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой:
«с чего начну я оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христос, нынешнему рыданию?..

Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов...

Я осквернил одежду своей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне вначале соткал Зиждитель, и поэтому я наг...

Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося...» В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию, как пример великого покаяния. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы».

В субботу первой седмицы Церковь вспоминает великомученика Феодора Тирона (ок. 306 г.), жившего при императоре Юлиане Отступнике, который в 362 году явился архиепископу Константинопольскому и повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе – кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной Литургии после молитвы великомученику Феодору.

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – «страдание»). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую, третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения.

Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или Торжеством, Православия. Это празднование установлено в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы православной Церкви над всеми еретическими учениями, особенно над последней из них – иконоборческой. Связь этого празднования с постом чисто историческая – первое Торжество Православия произошло именно в это воскресенье 843 года в Константинополе. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, Патриархом Константинопольским (842–846).

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после Литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери. Также в первую Неделю поста провозглашается «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры Православной, а «многая лета» – здравствующим верующим.

Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей свето-творных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сожалением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к внутреннему озарению.

Главное богослужение посвящено святому чудотворцу и великому богослову Григорию Паламе, архиепископу Солунскому (XIV в.). Святой Григорий известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете и не допускавшего возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, которым сиял Господь и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста.

Церковная служба в честь святого Григория Паламы и его Житие составлены Филофеем, патриархом Константинопольским (XIV в.), а канон – Геннадием Схоларием (XV в.).

Третья Неделя (воскресенье) Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды крестной смерти Спасителя. За всенощной этого дня, после Великого славословия, крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение кресту. Но во всех песнопениях этого воскресенья говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Смысл очевиден: достигнута середина поста, с одной стороны – серьезно постящийся человек устал и физически, и духовно, ему требуется поощрение, с другой стороны – уже пройдена половина пути и впереди уже видна Пасха. Вот что говорится в этот день в церкви:

«в тот же день в третью неделю Постов празднуем поклонение Честному и Животворящему Кресту – вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя... и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, – нам предлагается Животворящий Крест, освещающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас... мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, Святые отцы водрузили Живоносный Крест, по-дающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь... Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подданные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать Свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди себя свой скипетр и царское знамя – Животворящий Крест, наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу... Все это на неделе среди Святой Четыредесятницы, так как Святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния... Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением... потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и Святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то, как он его лишился, напоминая также, что, вкушая с этого Древа, мы больше не умираем, но оживляемся...»

Следующая за Неделей 4-я седмица Великого поста именуется Крестопоклонной; ее среда – Преполовение Святой Четыредесятницы (в просторечии именовалось Средокрестьем); от этогого дня до Великой Среды на всех Литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения «О готовящихся ко святому просвещению» (Крещению).

В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь чтит память святого VI века преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет жившего на Синайской горе и написавшего книгу «Лествица рая», в которой воспевается путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице (лестнице) души, ведущей от земли к вечно пребывающей славе. В «Лествице» 30 степеней (ступеней), по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

В среду пятой седмицы на утрене вновь читают Великий канон святого Андрея Критского, но на этот раз целиком. И если в начале поста этот канон служил как бы дверью, открывающей путь к покаянию, то теперь он звучит как итог покаяния и его завершение. Вечером же читается Житие преподобной Марии Египетской (V–VI вв.), которая поднялась из бездны порока на самую вершину совершенства и святости. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая – по третьей песни канона.

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрене читается акафист в честь Божией Матери и избавления Константинополя в дни поста от нашествия врагов в VII в. при императоре Ираклии. Этот первый из акафистов составлен в VII в. на основе еще более древних кондаков, в которых воспеваются события Рождества Господа и Благовещения Пречистой Богородицы. Получило распространение еще одно название этой седмицы – «Похвальная» от Субботы Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородице.

В пятое воскресенье Великого поста Церковь вспоминает и прославляет святую Марию Египетскую.

Шестая и последняя Неделя поста называется Вербной (неделя Ваий по-славянски). На протяжении шести дней перед Лазаревой субботой церковное богослужение дает возможность верующим как бы следовать за Христом в те дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим.

В воскресенье нам говорят:
«С усердием начиная шестую неделю Великого поста, принесем, верующие, венное пение Господу, идущему в божественной славе и силе в Иерусалим умертвить смерть...»

В понедельник мы слышим:
«Сегодня Христос, ходящий по ту сторону Иордана, провидит болезнь Лазаря...»

Во вторник:
«вчера и сегодня Лазарь болен...»

В среду:
«Сегодня погребается умерший Лазарь и рыдают его сродники...»

В четверг:
«Сегодня уже два дня, как Лазарь умер...»

И, наконец, в пятницу:
«Завтра Христос придет воскресить из мертвых брата Марфы и Марии...»

Таким образом, в течение всей недели нас духовно готовят к встрече Христа со смертью – сначала со смертью Лазаря, а затем и Его собственной.

(В 2017 году на пятницу шестой седмицы приходится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля, когда служится вечерня в соединении с Литургией Иоанна Златоуста.)

В субботу шестой седмицы Церковь воспевает чудо воскрешения Господом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. Воскрешением Лазаря Иисус явил Свою Божественную силу и уверил всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

Неделя Ваий (Вербное воскресенье) посвящена воспоминанию о торжественном Входе Господнем в Иерусалим, куда Он шел для страданий и крестной смерти. Этот праздник называется Неделей Ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами.

Первое указание на праздник – в III веке – принадлежит святому Мефодию, епископу Патарскому, оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма торжественно. В VII–IX вв. святые Андрей Критский, Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Феодор и Иосиф Студиты, а также император византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. На утрене этих дней (первая из них совершается в воскресенье вечером) поется тропарь: «Се, Жених грядет в полунощи», а в конце произносятся слова: «Грядый Господь на вольную Страсть».

Великий (Чистый) Четверг – воспоминание о Тайной Вечере и установления таинства Евхаристии. В этот день совершается вечерня с Литургией Василия Великого и заготовляются запасные Дары для Причащения больных. По окончании Литургии при Архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног.

Вечером в четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних, одна из самых длинных и красивых служб церковного года. Существует старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

Великая Пятница – день строгого поста. Литургия не служится. После полудня – вечерня с выносом Плащаницы, затем поется канон «Плач Пресвятой Богородицы», во время которого происходит целование Плащаницы.

Вечером в пятницу или в ночь на субботу совершается утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы Спасителя. В саму Великую Субботу служится Литургия Василия Великого, во время которой духовенство переоблачается из великопостных фиолетовых и черных одежд в белые. Во время этого богослужения уже читается Евангелие, в котором вспоминается о Воскресении Христовом (28 глава Евангелия от Матфея). После Литургии – освящение пасхальных яств.

В Пасхальную ночь богослужения начинаются полунощницей с чтением канона Великой Субботы перед Плащаницей. Во внебогослужебное время в храме читаются Деяния Святых апостолов. После полунощницы служится Пасхальная заутреня с Пасхальным каноном преподобного Иоанна Дамаскина, а затем – Пасхальная Литургия святителя Иоанна Златоуста.

Питание во время Великого поста

По церковному Уставу во время Великого поста запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения – мяса, молока, яиц, рыбы. С понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего два раза: на Благовещение Пресвятой Бого-родицы (7 апреля) и на Вербное воскресенье (в 2017 году – 9 апреля). В Лазареву субботу (в 2017 году – 8 апреля) разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников – 22 марта, святителя Григория Двоеслова – 25 марта) разрешается растительное масло. В первый день поста – Чистый понедельник – принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.

В Страстную пятницу (в 2017 году – 14 апреля) нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

Разумное воздержание полезно. Неумеренность – причина болезней. Церковь облегчает тяготы поста для беременных женщин, больных, престарелых, людей, занятых тяжелым трудом. Чтобы пост служил укреплению, мало лишь отказа от «тяжелой» для пищеварения пищи – мяса, жиров. Нужно исключить любые злоупотребления – пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей.

«Истинный пост, – учит святитель Иоанн Златоуст, – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост – уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. (...) смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание...».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс