Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №7 (904) 2017
– Все это требует очень внимательного и обязательного сопровождающего участия родителя. Если оставить ребенка в этой ситуации, то неизвестно, куда его поведет, куда склонит, а если участвовать, сопровождать и помогать, он не уйдет в какую-то «деструктивную сторону» и действительно поймет, что праздновать любовь можно и без шампанского. Например, сходить в кино или туда, куда ему интересно. На мой взгляд, основная причина того, что ребенок из благополучной семьи употребляет алкоголь, кроется в родителе, который не реагирует: если вовремя отозваться на то, что с ребенком происходит, проинформировать его, как можно по-другому поступить, то подросток, увидев альтернативный вариант, больше к спиртному не прибегнет.
Мы с Вами заговорили об алкоголизме, сказали о причинах, определили, чем это может закончиться и к каким последствиям привести. Давайте попробуем немного поговорить, как реагировать, чтобы эта пагубная привычка не привела к таким плачевным последствиям.
– Самое важное – это вообще реагировать: многие родители боятся сказать ребенку, что они заметили, что от него пахнет спиртным, пивом или еще чем-то.
Да, а как сказать своему ребенку об этом? Например, спросить: «Ты пил, что ли?»
– Да, страшно признаться, что твой ребенок в 12–15 лет может быть с запахом алкоголя. Какое-то время родитель пребывает в недоумении: как такое возможно? Он думает: «Я, наверное, ошибаюсь, наговариваю на своего ребенка».
Не стесняясь этого и даже ссылаясь на то, что показалось, надо об этом сказать. В передаче о курении мы уже обговорили примерную фразу. Родитель предполагает: «Мне показалось или действительно от тебя пахнет алкоголем?» Но бывают разные случаи. Моя клиентка, мама, пришла в панике, в стрессе, не зная, как поступить: ее дочь была абсолютно пьяная – это было явно, она падала, не могла разуться.
А сколько дочери лет?
– Дочери 15 лет. Мама спрашивает: «Как мне вообще здесь надо было поступить?» Я говорю: «А как Вы поступили?» Она говорит: «Я увидела, что ее «штормит» по коридору, она не может снять с себя сапоги. Она начала вешать пуховик – оборвала вешалку, потому что повисла. Когда я все это увидела, я убежала в свою комнату». То есть мама испугалась и спрашивала, как ей надо было поступить.
Понятно, что в этот самый момент учить и говорить дочери о том, что пить нельзя, что она пьяная, нет смысла: она в измененном состоянии сознания, ничего не воспримет и это ее не научит. Но мама убежала, и в любом случае у дочери запечатлелось, что рядом никого не было, ее не видели. Когда она утром проснется, и мама ей скажет, что она была вчера пьяная, дочь ответит: «С чего ты взяла? Тебя рядом не было». Получается, что маме предъявить ребенку нечего. Лучше если бы это была ситуация сопровождения: «Дочка, а чего ты падаешь? Почему ты пуховик так повесила? От тебя пахнет? А чем это пахнет, а что с тобой? Видимо, что-то произошло? Может быть, давай с тобой поговорим?»
Смогла бы дочь что-то рассказать или нет, не важно. Но, по крайней мере, если здесь, прямо сейчас, в ту же самую минуту увидеть эту ситуацию и понять, что действительно факт налицо, то тогда бы было о чем поговорить завтра. А так получается, что надо ждать следующего раза, когда можно будет по горячим следам о чем-то говорить. Так и получилось. Когда дочь проснулась с головной болью, с запахом, она сказала маме, что голова у нее болит не по причине выпивки, запах у нее от того, что она не то вчера поела, и вообще – маме показалось, потому что она просто была уставшей.
Тогда мама спрашивает у меня: «Что делать?» Но поезд уже ушел: надо было решать эту ситуацию прямо сейчас, когда дочь так себя вела и так себя чувствовала. Поэтому, уважаемые родители, не бойтесь собственных детей и включайтесь в эту ситуацию именно тогда, когда вы ее наблюдаете. Это ваш ребенок, ваше чадо, ваша кровинушка. Бояться и думать, что это вам показалось или к этому отношения не имеет, не нужно.
Или бояться наговорить.
– Да, вы имеете право на очень многое, в том числе и на выражение каких-то чувств, недопонимания, но ни в коем случае не на игнорирование. Когда вы ушли из этой ситуации, то несознательно это воспринимается как допущение таких вещей: мы говорим, что молчание – знак согласия, так же, как игнорирование… «Мне все равно, что с тобой происходит – пьяная, значит пьяная».
Если вы правильно отреагировали и спросили: «Что с тобой такое? Утром поговорим», – то, когда наступило утро, это ваш «час Х», чтобы понять почему, зачем, что дальше делать, чем вы можете помочь.
Юлия Александровна, я предлагаю в следующей программе продолжить эту тему. Вы подскажете нашим зрителям, как правильно разговаривать со своим ребенком. По крайней мере, с чего начать и какую линию вести, но уже в другой передаче, потому что время, к сожалению, подходит к концу. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Людмила Моисеева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.