Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда мы произносим фразу «верующий человек», у нас в уме рисуется портрет человека, который предан Богу и ведет определенный образ жизни, который мы называем духовной жизнью. Это довольно сложная институция, очень сложный опыт, который имеет свое начало, который имеет свои законы, свои правила. И сегодня мы с вами как раз и поговорим о том, с чего начинается духовная жизнь православного человека. Сегодня речь пойдет именно об этом. Об основаниях духовной жизни.
Мне бы хотелось коснуться не просто каких-то теоретических оснований, а слόва, которое очень часто всплывает в церковном лексиконе – мы его часто употребляем применительно к святым отцам. Это слово «аскеза». Именно аскетами мы называем подвижников благочестия, которые оставили после себя писания о том, как правильно проводить духовную жизнь. Апостол Павел говорил, что «если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться». Вот еще одно слово – «подвизаться», т.е. определенным образом трудиться в некотором постоянстве, в добре.
И апостол подчеркивает важность постоянства. В Послании к Коринфянам у него есть такой образ – он сравнивает христианина со спортсменом, бегуном – бегун бежит на соревнованиях по стадиону, желая получить венец, а христианин «бежит» ради своего спасения. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить,» – говорит апостол Павел.
И вот этот образ очень хорошо нам проясняет значение термина, слова «аскеза» (от греч. ασκεσις – «упражнение»). Присутствует непременно значение спортивного упражнения, определенного усилия: христианин, который начинает вести духовную жизнь, должен настроиться прежде всего на постоянство, во-вторых, на определенные усилия. Об этом нам говорится и в Евангелии. Господь говорит, что от дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е. Это славянский текст. Но значит он то, что нужно себя постоянно понуждать. Только те, кто понуждают себя ко спасению, достигают Царства Небесного.
Итак, первый момент – это постоянство. Второй – понуждение. «Почему мы должны слепо понуждать к добру? Почему добро требует, чтобы человек себя постоянно понуждал к нему? Ведь это же так очевидно – понаделал добро, и все»... Это если мы размышляем как дети, люди неопытные, романтично настроенные. Действительно, так и есть, но ведь живем долго, взрослые люди, имеем определенный опыт. Мы знаем, что путь ко злу не далек, он не требует никаких усилий: чтобы поддаться какой-то страсти, своему греховному навыку, не нужно ничего – просто отпусти вожжи, и тебя твоя похоть приведет туда, куда приведет.
Как говорят в древнем Египте, не уподобляйтесь народу, который как коровы, водимые травой: и человек бывает водим какими-то своими похотями животными, постепенно теряя в греховной жизни человеческий облик. Поэтому христианин, который берет на себя задачу вести духовный образ жизни, пытаться жить аскетичной жизнью, должен прежде всего помнить об инерции греха, о том, что зло очень привлекательно и сопротивляться злу – это ежедневный, ежечасный, даже ежеминутный труд. Вот важные моменты аскетического дела. Мы должны помнить о насилии зла, которое живет в человеке.
С чего же начинается аскетическое делание? Есть моменты совершенно общие. Я их уже отметил – это постоянство, принуждение, память о том, что в нас живет семя тли, не дающее нам спокойно упражняться в добре. Но еще важный момент, который отмечают аскеты, – это молитвенность, молитвенное делание, в котором как раз и проявляются моменты, мною отмеченные.
Молитва требует постоянства, принуждения. Люди, которые постоянно молятся, знают, как тяжело каждое утро, каждый вечер вычитывать свое определенное молитвенное правило. Но я бы сказал, что человек, который только-только начинает входить в церковь, читать Священные тексты, упражняться в постоянстве в добре и пытаться законно подвизаться, т.е. так трудиться над своим спасением, как заповедовали нам святые отцы, должен начинать, мне кажется, с простых вещей. Прежде всего – вспомнить, что вообще культурная работа связана со сдержанностью и аскезой. Аскеза – это не просто какой-то момент, который существует только в христианстве: любая культура содержит в себе элемент аскезы – духовного делания, определенных сдержанности, норм поведения и духовных упражнений. Православная аскеза отличается тем, что она основана на Божественном Откровении, на Евангелии и на трудах святых отцов, но входить в нее можно только тогда, когда вы уже имеете определенный опыт культурного аскетического делания. Что это такое? Что я имею в виду?
Человеку, который не научился ладить с людьми, не умеет себя и свои какие-то жизненные моменты урегулировать правильно в обществе, нельзя восходить на следующую ступень православного аскетического делания. Об этом говорили святые Оптинские старцы – у них есть изречение, что настоящий монах ничем не отличается от благородного и благовоспитанного светского человека: фундамент или ступень, предшествующая аскетическому деланию, должна состоять в том, что вы благовоспитанный и приличный человек, то есть имеете в себе все признаки общекультурного развития, если угодно так выразиться.
Из чего состоит общекультурный момент поведения – хотя бы по отношению к себе? Нужно регулярно чистить зубы – это, может быть, прозвучит очень банально: вот оно, упражнение в постоянстве. Утром и вечером нужно чистить зубы. Утром делайте зарядку, будьте предупредительны, вовремя отвечайте на письма, уступайте место старшим в общественном транспорте, будьте вежливы со старшими, тщательно и ответственно выполняйте свою работу, будьте внимательны к своим детям, своим женам, своим близким, не опаздывайте на работу, качественно делайте то, что вам поручается.
Я сейчас говорю совершенно банальные вещи, но если человек не научился вот этим простым культурным вещам, если вы не научились постоянно понуждать себя к тому, чтобы быть просто благовоспитанным приличным человеком, следующая ступенька для вас будет недоступна и, если вы перескакиваете и сразу же погружаетесь в мир молитвы, каких-то духовных упражнений, вас обязательно ждут на этой ступени какие-то поражения – потому что мы незаконно подвизаемся, как говорил апостол Павел. Нужно сначала пройти предшествующий уровень и только потом дерзать вступать на путь святоотеческой духовной жизни.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.