Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №6 (903)
Мы назвали качества, которые можно определить как «лучшее» для человека. Такой практический момент: человек смотрит нашу передачу, задумывается, что в нем не так, видит, что не так, и хочет начать меняться (будем считать, что он находится в сознательном возрасте, раз выбрал нашу программу). Как ему начать двигаться к лучшему? Как начать себя позитивно менять и двигаться в сторону Бога?
– Как представитель более старшего, чем вы, поколения, я всегда вспоминаю наш советский кинематограф или наших блокадников – то есть нам есть с кого брать пример. Когда мы читаем Деяния апостолов, то смотрим на пример первых мучеников, которых убивали иной раз и до 20 000 каждый день. И мы знаем, что они шли на это с радостью. Точно так же арестовали и приговорили к смерти Николая Чудотворца. И вдруг эдикт императора Константина освободил их всех из тюрьмы. Попробуем представить эту картину: они с радостью уходили оттуда? Нет. Они плакали. Плакали, не понимая, чем они прогневали Бога, что их не убили: «Что плохого мы сделали, что не заслужили мученический венец?». Они уходили с непониманием происшедшего, и это было началом рождения монашества. Вот зерно Православия – человек живет покаянием. Человек живет, постоянно преображая себя, – как огородник постоянно работает на огороде, как женщина постоянно прибирается в доме. Это невидимый труд, но если его не будет, то не будет и всей этой чистоты, порядка.
Поэтому вся наша жизнь, весь ее смысл в словах «преображение» и «покаяние». Когда нет этого, тогда, собственно говоря, нет и Православия. Даже вспомните фильм «Остров»: в конце концов герой встретился с генералом – оказалось, что он его не убил, а помните гениальную концовку фильма? Он все равно продолжает каяться. Ничего в его жизни не поменялось: как каялся, так и кается. Казалось бы, зачем? Он же не убийца. Оказывается, есть в чем каяться. А у нас у многих проблема: завтра иду на воскресную службу, надо причащаться, а что же мне сказать на Исповеди, что же придумать? Думаем, думаем и придумываем, выжимая из себя, как из лимона. Нет, оказывается, покаяния, а просто констатация фактов грехов.
Нет работы над собой. Мы хотим работать друг над другом: жена над мужем, муж над женой, родители над детьми, дети над родителями, начальник над подчиненными, подчиненные пытаются воспитать и начальника. Так мы и живем, «работая» друг над другом. Но никто не работает над собой. А откуда берутся герои? Это те, кто работал над собой и создал что-то из себя. Но при этом они скромны; скажи ему: «ты герой». – «Нет!». Скажи ему: «ты святой!». – «Нет, я грешник». Скажи, что он мудрый. – «Да вы глупее меня не встречали». Он ни за что не признается. А как ведут себя грешники? «Да я самый крутой, с меня берите пример». Вот разница. И мир как раз навязывает эту последнюю модель: будь крут, не бойся сделать кому-то больно, не бойся переступить через кого-то. Ничего страшного. Ты же имеешь право на талант. Имеешь право на свое счастье. Это эгоизм.
А где же выстраивание отношений? Ведь ты же должен быть в составе семьи. Как пчелки: их 90 тысяч (это маленький улей), и при этом никто никогда никого не укусит. Никогда. А у нас день даром прошел, если мы не укусили друг друга. День прошел даром, если мы не сделали кому-то гадость, не осудили, не раздражались. Вот пчелка не раздражается. И не потому, что она тупая. Она не тупая. У пчелы мозг меньше миллиметра, в десять раз меньше, чем даже у мухи, а интеллект ее равен интеллекту медведя. У нее высочайший интеллект, как у самого страшного и интеллектуального хищника. «Нас, пчел, много, и мы должны с ним бороться» – мед для медведя как наркотик, он без него никак не может. Но медведь понимает: «Одну пчелку раздавить несложно, а против улья я не пойду».
Так и мы живем друг с другом – как пчелки, понимаем, что наша сила в том, что мы живем друг с другом. И нам надо жить друг с другом. А у нас получается: это я должен жить, а все остальные – мне помогать сформироваться, реализоваться. Все! «Спасибо всем большое, благодарен – и все». Это безумие нынешней цивилизации, к сожалению. Мы не хотим быть «пчелками». Мы, увы, как-то очень быстро превращаемся в «мух»: выбирая даже цветочки, садимся на то, что воняет. Так устроен наш мозг: он выбирает то, что, увы, воняет, мы на это реагируем. Посмотрите на клевету. Ведь все говорят, что монашество без клеветы – не монашество. И проверить тебя, православного, можно только по клевете: как ты ее переносишь? Тебя обозвали, облили грязью – ну, хорошо, грязелечение полезно для здоровья. Но это мы понимаем сейчас, когда говорим со стороны. А если ты в ситуации, когда тебя обливают грязью, посмотри на себя, увидь: это ты или набор непонятно кого? Как ты реагируешь во время клеветы? Если спокойно, то ты близок к Православию. Нет – ты ничего не знаешь о Православии, вообще ничего.
Православие построено на страданиях, и здесь работа как в спорте, как на войне: здесь нужны результаты. Эти цели надо постоянно ставить и постоянно реализовывать. При этом не забывая, что рядом с тобой тоже люди, и они, может быть, слабее тебя, и им нужна помощь. Ты хочешь быть космонавтом, а есть человек, который нуждается в тебе здесь и сейчас – он в тебе нуждается именно сейчас, а ты взял и улетел. И человек сломался, не получив от тебя тот самый талант, который был ему необходим. Кто тебя заменит? Мы забываем, к сожалению, эти механизмы.
Вы очень интересно сказали – улетит от другого человека в космос. Ведь в космосе пусто, никого нет. В космическом пространстве нет воздуха, там холодные звезды вращаются, спутники, всякий космический мусор. И человек улетает вроде бы как к звездам, но человека он там не встретит.
– Более того, космический вакуум – хороший образ вакуума сердечного: насколько наше сердце наполнено любовью и насколько в нем много вакуума. Это особенно хорошо видно по тому, как с человеком общаются дети: они – как лакмусовая бумажка, у них очень четко настроен сканер, и они просто виснут на человеке с огромным сердцем. И не воспринимают никакие подарки от человека злого. Не важно, что это дорогие подарки: «не возьмем, мы боимся, мы будем плакать» – вот это правильные дети.
Но мы, к сожалению, вырастаем из правильных детей, становимся вроде бы взрослые, а на самом деле превращаемся в плохих детей, потерявших все самое ценное, что есть у детей. И что приобрели взамен? У ребенка любовь бесплатная, а у нас корыстная, купи – продай: «вот я тебя люблю, что мне за это будет?». У детей вера бесплатная и абсолютная. А у меня какая вера? Нужно чудо – тогда поверю. Ребенку не нужно чуда, он уже верит, а нам для веры требуется чудо: мы искажены. У нас очень много проблем.
Поэтому, на самом деле, очень мало людей, способных думать. И из этих способных думать людей очень мало таких, которые еще способны что-то делать: мало знать – надо еще что-то делать. И, к сожалению, у нас получается общество не пчелок. А проблемы с медведем, увы, еще никто не отменял, они все равно есть. Поэтому хотя бы перед этой проблемой мы должны задуматься: а зачем нам реализация этих талантов, если главного нет – мы не семья, мы не нация, не народ? Мы друг друга не поддерживаем, обижаем друг друга, причем имеем на это право, – опять фашизм. Это обидно, горько, что мы, победившие фашизм, сами стали фашистами. Как в древней легенде: победивший дракона становится сам драконом – пока ты сражался, ты сломался, ты научился убивать – ты стал убийцей. Но ты не можешь изжить этот грех сам.
Сделав грех, ты становишься грешником, поэтому поможет тебе только Бог. А тебе Бог нужен? Ты считаешь, что для тебя важно спасение. Ведь в христианстве важно считать, что я тону. Спросите у молодого: «Ты тонешь, погибаешь? Ты чувствуешь это?». – «Нет. Я хочу быть крутым, хочу быть капитаном». – «Так ты тонешь». Люди чувствуют это? Нет, они не чувствуют, что погибают, что вот он, медведь, что мы, пчелки, должны объединяться. Вот это беда.
Так что искренне желаю, чтобы мы учились общаться друг с другом. На том свете нам не понадобится знание английского языка или грамотное вождение автомобиля. На земле это нужно, а там нужно только общение: мы умрем и будем общаться. С кем мы собираемся общаться, если здесь не общаемся? Если у нас появились все условия – интернет, сотовая связь, а мы друг друга не успеваем поздравить? Раньше, когда всего этого не было и страна была в полтора раза больше, мы успевали все – и поздравить, и быть нормальными людьми. А сегодня у нас есть столько способов – и мы ничего не успеваем. Бог сократил время: часики тикают с той же самой скоростью, но Бог сократил время – мы не тем занимаемся. Иначе бы мы успевали еще больше грешить.
Мы не обращаем внимания на то, что время – это духовная субстанция. Не живем духовностью, и нет этого времени: зачем оно тебе, если ты грешить собираешься? А мы же думаем, что «это ради общества я хочу быть талантливым, гениальным» – даже ради Церкви и даже ради Бога, но ты же грешник, и им остаешься. Вот и все. Не хватает времени? Задумайся, человек, на что ты потратил драгоценное свое время. Бог тебе дал эту батарейку, а на что ты ее эксплуатируешь? Другой у тебя просто нет.
Спасибо, отец Владимир. У нас буквально минута на то, чтобы что-то пожелать нашим телезрителям.
– Учитывая, что я служу в храме, посвященном князю Владимиру, который практически в одиночестве создавал новое государство, где мы теперь живем, хочу пожелать всем обращать больше внимания на этого великого святого. Почему-то не так много мы ему молимся, не так много к нему обращаемся, а это действительно один из самых великих святых. И он может помочь нам практически во всем. Стоит обращать внимание на жизнь князя Владимира, на его искания Бога, его переживания, страдания. Каково ему было идти войной на собственных сыновей? Сколько раз он отправлял военные походы! Каково ему было все это переживать?
Надо изучать наших святых, изучать и молиться им, потому что мы до сих пор живем вместе с ними. И раз они нас терпят, наверное, надо как-то познакомиться с ними. Поэтому искренне желаю всем познакомиться хотя бы с теми святыми, чье имя вы носите. Ну а по большому счету – со всеми святыми, потому что они все здесь жили, здесь страдали, мучились и нас по-прежнему как-то обнимают. Они не могут нас предать, это мы предаем друг друга, а они нас обнимают, они нам помощь и стеной стоят за нас. Дай Бог нам не разочаровать их. Дай Бог, чтобы им было не стыдно молиться за нас перед Богом.
Записала:
Ксения Сосновская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.