Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (904) → Архимандрит Савва (Мажуко): Об Исповеди и покаянии

Архимандрит Савва (Мажуко): Об Исповеди и покаянии

№7 (904) / 14 февраля ‘17

Свет невечерний

– Дорогие друзья, недавно я беседовал с одним замечательным человеком. Он хорошо образован, воспитан, прожил красивую и благородную жизнь, он верующий человек, крещенный в Православной вере, сознательно ходит в церковь, молится, интересуется богословскими вопросами, изучает Писание, но есть у него один изъян, одна проблема. Он ни разу не был на Исповеди.

Я его спросил: «Ну, как же так? Почему же вы не пойдете никогда на Исповедь? Вы же посещаете храм Божий». Как же можно прийти в церковь и не причаститься, не поисповедоваться? Ведь Церковь для того и существует, чтобы люди могли прийти к Чаше Жизни – получить лекарство бессмертия. Он мне сказал: «Батюшка, я прожил долгую и сложную жизнь. У меня на совести есть вещи, которые мне страшно рассказать священнику. Я не могу представить, как это будет происходить, и у меня трясутся коленки, когда я об этом просто подумаю».

Вы знаете, таких людей очень много. Исповедь – это действительно рубеж, который довольно сложно перейти, сложно подготовиться к Исповеди. И сегодня мне бы хотелось именно об этом поговорить: как правильно подготовиться к Исповеди, как не испугаться или как правильно испугаться. Ведь действительно, отец Александр Ельчанинов, замечательный наш русский пастырь, говорил: «Я благодарю Бога за то, что каждую Исповедь переживаю как катастрофу». Исповедь – действительно катастрофа. Особенно Исповедь в первый раз. Но важно запомнить некоторые ключевые моменты, которые нас правильно настроят на Исповедь.

Конечно же, Исповедь – это событие. Нет какого-то шаблона, нет вещей, которые целиком и полностью формализуют и нормализуют это таинство: Исповедь – это именно таинство, это встреча с Богом, исповедание Богу своих грехов. Исповедь, как таинство, есть только маленький момент целого процесса внутренней работы, которая называется покаянием. Исповедь следует отличать, во-первых, от духовной беседы. Во-вторых, от откровения помыслов.

Духовные беседы возникают совершенно естественно. Когда у вас есть потребность поговорить со священником на какие-то важные темы (например, у вас проблемы с сыном или с женой или же вы не знаете, как поступить, вы приходите к священнику и с ним беседуете). Это не следует делать на Исповеди: на Исповеди вы каетесь перед Богом в своих грехах, в конкретных своих поступках. Священник – только свидетель, который помогает вам правильно настроиться на этот разговор: вы беседуете не со мной. В идеале, священник на Исповеди вообще не должен задавать вопросов, разговаривать с исповедником – может быть, несколько общих, настраивающих фраз, и все. Исповедь нельзя превращать в какую-то беседу и разговор (единственное исключение – когда речь идет о действительно сложных вопросах борьбы со страстями, какими-то закоренелыми привычками, о сложных ситуациях жизненных, но, опять же, все это можно перенести на другое время – не на Исповедь, а на подготовку к ней, на некоторую духовную беседу перед ней или после нее).

Другая крайность – это откровение помыслов. Очень часто прихожане в приходских храмах, да и паломники в монастырях злоупотребляют этой практикой и начинают на Исповеди священнику говорить какие-то мелкие, совершенно ненужные вещи. Это связано с тем, что почему-то считается, что следует закрыть все вопросы с Богом, какие у нас есть. Но ведь это своего рода кощунство: если у вас есть проблемы реальные, настоящие, их можно обсудить со священником или в них следует покаяться на Исповеди, но превращать ее в бесконечное перечисление каких-то мелких мыслей, обрывков помышлений не стоит.

Эта практика – откровение помыслов – родилась и имеет место в монастырском общежитии: когда послушник, который проходит определенный искус, или монах (а монашеская жизнь довольно сложна) практикует какие-то сложные духовные упражнения, ему следует ежедневно контролировать себя, проверять перед своим духовником. Если мы с вами не ведем такую интенсивную духовную жизнь, не живем в монастыре и не занимаемся сложными духовными упражнениями, то не нужно и профанировать важный элемент духовной жизни, который называется откровением помыслов.

Итак, вы пришли на Исповедь. Решились. На что следует обратить внимание, когда вы исповедуетесь? Прежде всего – на грехи против ближних: вот это – самое важное; вспомните первым делом, как вы относитесь к своим родителям – не обижаете ли вы их? Может быть, когда-то поднимали руку на своих родителей? Может быть, если вы мужчина, поднимали руку на свою супругу? Может быть, из-за вас пострадал какой-то человек (подумайте сразу: не пострадал ли человек из-за вашей, например, клеветы, из-за вашего наговора, из-за того, что вы просто пошли на подлость из зависти, из карьерных побуждений)? Вот это очень серьезные вещи.

Любое преступление против нашего ближнего возвращается нам и нашим детям. Это очень серьезные вещи, и на это следует обращать внимание. Во-первых, никогда не позволять себе таких подлых поступков. А во-вторых, если такое было в вашей жизни, никогда не повторяйте такие вещи. Старайтесь искупить как-то свой проступок и обязательно покайтесь в этом. Далее: следует подумать о таких простых вещах, как сквернословие, злоупотребление спиртными напитками.

Очень большую проблему для взрослых людей представляют отношения в сфере интимной жизни – измена супругов, аборты (кстати, что касается абортов, – это вина не только женщины, но и мужчины, и даже в большей степени: из-за слабости или малодушия женщины чаще всего идут на это детоубийство).

Следует подумать о таких вещах, как депрессии разного рода, уныние – были ли у вас мысли о самоубийстве, попытки суицидов? Это тоже большой грех, и в этом следует каяться.

Подумайте о том, воровали ли вы у людей или же у общества, у государства? Это большой грех и не достойно поведения человека. Были ли у вас моменты соблазнительного поведения, когда вы толкнули другого человека на грех, пристрастили кого-то к наркотикам и к игровым автоматам, алкоголю, подали плохой пример молодым людям?

Все эти вещи следует каким-то образом иметь в виду, когда вы подходите к Исповеди. На самом деле, не так уж и много нам сказать нужно – мы мельчаем, и даже грешим как-то без размаха, и подробная Исповедь занимает не так уж много времени, как может показаться: если человек хочет покаяться, хочет свое прошлое как-то принять, но принять в другом совершенно качестве, изменив к нему отношение, изменить свою жизнь, загладить свою вину перед ближними своими, перед Богом, то Господь открывает ему руки и объятия. Ведь, как сказано в третьей главе в Книге Откровение, се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. В сердце каждого из нас стучит Господь. И пока Он стучит, надо найти в себе силы и открыть Ему дверь: покаяться и найти в себе смелость изменить свою жизнь.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс