Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (903) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Молитвой надо ударять в Небеса

Протоиерей Димитрий Смирнов: Молитвой надо ударять в Небеса

№6 (903) / 7 февраля ‘17

Беседы с батюшкой

Батюшка, хочу начать с такого вопроса: «Разъясните, пожалуйста, стих из Евангелия от Луки: “Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение”. Господь дает нам новую заповедь: да любите друг друга. И тут же говорит о разделении. Почему?».

– Разделение произошло много-много раньше, еще в раю. В результате грехопадения молодой семье Адама пришлось покинуть райское место, которое было заранее уготовано. И с тех пор разделение как следствие греха вошло в мир, что проявилось уже прямо в этой семье: Каин убил брата Авеля.

Хотя Господь, конечно, хочет всех привлечь к Себе, но люди остаются и равнодушны к слову Божию, и враждебны. Это как раз слова, отражающие то состояние душ, умов в бедном, заблудшем человечестве, которое находится в тенетах греха. Поэтому это есть просто Божественная констатация факта. И это нельзя объединить, как нельзя объединить горячий чай и чай со льдом. Что получится? Бурда, которую пить нельзя.

То есть приход в мир Христа Спасителя разделил всех людей на тех, кто Его принял, и тех, кто не принял?

– Да. Еще сказано: идет процесс отделения овец от козлищ. Одни – овцы стада Христова, другие – козлы. И человек сам выбирает себе козлиную жизнь и участь. Сам выбирает: одно слушает, другое не слушает; одно ему нравится, другое не нравится. Выбор происходит ежедневно, ежечасно.

Но люди даже обвиняют Христа, что именно Он внес раздор в семьи…

– Вот, обвиняют. Иван Андреевич Крылов говорил: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя оборотиться?». Конечно, лучше, дорогой Иван Андреевич (Царство тебе Небесное). Но эти слова остаются втуне. Человек по своей гордости считает себя умным, оставаясь полным слепым дураком.

Как в семье порой неверующий человек с тоской смотрит на верующего и говорит: «Бог меня у тебя отнял».

– И так бывает. Двое на ложе: один берется, другой оставляется. Раздражает вера других. И с этим ничего не сделаешь. Просто Господь не может отнять у человека ту свободу, которую Он ему дал. Если бы Он отнял свободу, то человек в эту же секунду превратился бы в животное. А «козел» – это не биологическое название человека, это просто образ его упрямства, настырности, желания настоять на своем.

И даже примеры святых людей, которые явили нам в себе удивительную жизнь во Христе, не вразумляют.

– Понимаешь, дело не во вразумлении: им это просто не нравится, им это не подходит.

Жизнь по правде?

– Да, сама правда Божия как таковая. Им нравится какая-то своя правда. Им нравятся свои фильмы, свои герои, своя музыка.

Человек создал свой собственный мир.

– Да, и именно в этом мире он и существует. У них все свое. Им Бог не нужен. Как один философ сказал: «Мы в идее Бога вообще не нуждаемся».

Вопрос: «Истинная дружба предполагает открытость, искренность. Однако святые отцы советуют ничего о себе не рассказывать, не допускать свободного обращения в общении друг с другом. Как все это учесть и при этом сохранить дружбу?».

– Дело в том, что это всякие мифы. Из той же серии, что «человек – это звучит гордо». Люди сначала высказывают какую-то на вид кажущуюся красивой мысль (например, «учение Маркса всесильно, потому что оно верно»), а дальше все подгоняется под этот ответ. А это совсем не так. И здесь то же самое.

То есть нет запрета на искренность в общении?

– Разумеется, нет. Но человек очень часто (и это мудрые заметили) жалеет , что он сказал, – но практически никогда, что промолчал. Молчание – золото.

То, что недосказано, всегда можно досказать, а то, что сказано, не вернешь.

– Да, и это может быть употреблено во вред. Человек непостоянен: сегодня он тебя любит, а завтра из-за какой-нибудь ерунды... Причем эта ерунда вообще может быть клеветой. Например, кто-то сообщает: «А ты знаешь, что Вася про тебя говорит?». И выдает некую сентенцию, имея в виду совершенно другого Васю. А этот уже становится его врагом. И все, что ты ему рассказывал о себе – самое тайное, сокровенное – приходит к твоим врагам и превращается в насмешку, а тебе очень больно.

Но многим людям свойственна потребность поделиться.

– Потребность к бессмысленной болтовне есть у многих, и она настолько в человеке мощна, что человек пренебрегает всем. Это как человек говорит: «Люблю поесть». И во вред своему здоровью устраивает в желудке страшную картину, какую-то битву титанов. А потом и сердце, и печень, и поджелудочная железа начинают страдать.

Удивительно, но единственное существо на земле – человек, которое что ни делает, то во вред себе.

– Да, потому что потерял Бога. Ведь Бог создал человека свободным. Но чтобы человеку оставаться в этой свободе, не быть рабом греха, ему необходимо быть в послушании своего Отца Небесного, и это достаточно широкое поле свободы. Исключительно только то, что Господь открыл: не надо вкушать того, что тебе неполезно. Но человек, как маленький, теперь уже неразумный ребенок (он был создан взрослым), говорит: «А я хочу... А я буду».

«А мне нравится».

– Да. Он требует, капризничает. Потому что он – дитя Адама. Поэтому требует и капризничает себе на погибель.

Вопрос: «Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить, если знаешь, что человек, просящий денег взаймы, их точно не отдаст...

– И я подтверждаю, что точно не отдаст. Причем никогда.

…а у меня нет возможности делать подарки на те суммы, которые просят?».

– И не надо такие подарки дарить.

Господь все-таки говорит нам: «Просящему у тебя дай». И человек в смущении.

– Конечно, говорит. Обязательно. Но не говорит, какую сумму.

Он не говорит: дай столько, сколько просят.

– Да Господь и не мог такого сказать: мы и так от жуликов страдаем, а тогда воцарилось бы царство жулья уже полностью, окончательно и бесповоротно. Сейчас хоть можно найти человека, с которым можно поговорить спокойно, а иначе – это будет уже совершенно законченная история.

Каждый будет норовить другого обмануть.

– Да, и так это постоянно наблюдается, и люди страдают от своей такой доверчивой нетрезвости. Надо понимать, где мы живем и с кем имеем дело.

Люди, особенно старшего поколения, еще помнят те времена, когда действительно можно было людям доверять, и сейчас очень часто попадаются на удочку.

– Очень относительно. Старые люди тогда были молодыми и очень строго держали язык за зубами (насмерть), так что даже и дети не знали, что у них в головах. Они даже при детях молчали о некоторых предметах. Просто сейчас они устарели, а стар – что млад, теряет бдительность и остается гол как сокол на улице в зимнюю погоду. Мозг не так работает. Тут дело не в том, что когда-то было какое-то идеальное общество, из которого он «приехал», – нет. Просто он был молодой и соображал: что можно, что нельзя, с кем можно, с кем нельзя.

Вопрос: «Подскажите, как преодолеть грех лени? Может быть, есть какие-то советы?».

– Сколько угодно! Взять лопату и выкопать траншею – от забора и до заката.

Даже если она никому не нужна? (Смеется.)

– На закате лень уже пройдет. Можно такую канаву, которая будет сохранять, например, от затопления участок. Или сделать по ней сток ненужной воды.

Всегда есть целый список дел, которые ждут, когда к ним приложат руки. Человек даже иногда перечитывает этот список, но как-то все руки не прилагает.

– Тогда, значит, он не хочет исцелиться от лени. Поэтому есть самый простой способ: лопата, забор, закат.

Вопрос: «Молодой человек сделал предложение. А как понять – мой это человек или нет?».

– Пока еще не твой.

То есть если этот вопрос стоит, значит, надо продолжить исследования.

– Да, надо глубоко исследовать. Как если ты покупаешь дом. Я вижу дом и думаю: мой это дом или не мой? Документы запроси, там написано, что не твой. А если хочешь, чтобы он был твоим, – обследуй: посмотри крышу, фундамент.

Пригласи специалиста.

– Тоже можно. Но это уже надо деньги платить. А можно и самому много узнать, у соседей спросить: «Как вы считаете?..». Люди же очень разговорчивы.

Очень любят, когда их мнение спрашивают.

– Да.

Вопрос телезрительницы: – 30 лет назад ребенка крестили, а Причастие она не принимала. Такое было время, ездили далеко. Крестили в субботу, а в воскресенье нужно было принимать Причастие. Так вот, крещеная она или нет?

– Крещеная.

Телезрительница: – Но ведь Причастие она не принимала.

– Я понял. Крещение – это одно, а святое Причастие – другое.

Телезрительница: – Но ведь Причастие много значит.

– Очень много. Настолько много, что я могу до конца часа рассказывать, как велико значение Причастия. Но дело в том, что тот, кто ее возил крестить, этого не понимает: за 30 лет можно было бы причаститься уже 10 000 раз.

Телезрительница: – Но они думают, что она крещеная и что ничего больше не надо.

– Думать можно что угодно. Но если человек хотя бы раз в году не причащается, он уже и не христианин.

Вопрос: «Святой Исаак Сирин говорит, что без непрестанной молитвы приблизиться к Богу невозможно. Как же достичь молитвенного состояния? Или всему свое время и надо просто подождать?».

– Нет, если просто ждать, то ничего не будет. «Толцыте, и отверзется». Как сказал другой святой, молитвой надо ударять в Небеса.

И вот святой Исаак говорит, что надо ударять непрестанно.

– Это не Исаак сказал, а апостол Павел. А Исаак только повторил немножко в другом контексте.

Вопрос телезрительницы из Беларуси: – Мне недавно попала в руки Псалтирь Ефрема Сирина. Что такое Псалтирь Давида, я знаю, читаю. Там есть пояснения, как читать дома, как читать по усопшим. А здесь никаких пояснений нет. Я ее, конечно, прочитала с большим удовольствием. А вот как вообще она должна читаться, чтобы больше пользы было? Пожалуйста, поясните. Мне очень понравилась эта книга, и я раньше о ней ничего не слышала.

– Так бывает, что человек до определенного времени ничего не слышал о той или другой книге. Книга давно известна, давно переведена на русский язык. Говорят, что она составлена из произведений Ефрема Сирина. Другие говорят, что она просто его именем названа. Но текст вполне доброкачественный, и ее вполне можно читать. Как? Очень просто: открываешь и читаешь, используя как любой другой молитвенник.

То есть нет никаких особых ограничений на ее чтение?

– Нет, конечно, это для домашнего чтения.

Вот по поводу Псалтири Давидовой много есть рекомендаций: как читать, что читать.

– Она используется в церковном обиходе, и там есть некоторые правила. Но можно читать и без всяких правил.

Открываешь и читаешь: псалом первый…

– Да, или сто пятидесятый...

Вопрос телезрительницы: – Зачем нужно детей учить труду? Почему это важно? И в чем духовное значение этой добродетели?.

– А зачем учить труду? Пусть вырастут бездельниками. Сейчас очень многие мамы до 60 лет кормят своих детей. Потом, когда работать не могут, – на свою пенсию, потому что, если сынку 60, ей минимум 80. Пускай лежит, смотрит телевизор. Так что это совсем необязательно.

Это нужно только тем, кто хочет вырастить человека христианином. Бог, как говорит русская пословица, труды любит. И святые отцы говорили, что праздность есть такое болото, на котором произрастают всякие пороки. Вот каких-то молодых ребят, подростков приводят в милицию 1-й или 15-й раз и спрашивают: «Ну, зачем ты это сделал?». А они отвечают: «От нечего делать». И потом, труд и для здоровья полезен. Вы говорите: надо приучать к труду, но на этот счет разные мнения. Например, наша прокуратура считает, что не надо, и очень внимательно следят, как бы в детском доме не заставляли детей что-нибудь делать.

То есть это запрещено?

– Запрещено. И от этого бывают предписания. Упаси Бог, чтобы дети стирали, готовили еду, убирали за собой.

А есть какое-то объяснение этому запрету?

– Нет. Эксплуатация. Убрать за собой – это эксплуатация.

Но должен же быть какой-то закон, на котором основан запрет.

– Не закон (для закона это слишком малозначимая вещь), но всякие инструкции, правила существуют. Приходят люди в форме и смотрят: как бы кто чего-нибудь не делал.

То есть если они увидят воспитанника детского дома со шваброй, это уже все?

– Ну не все, но, во всяком случае, лучше это «убрать под замок».

Интересно, конечно.

– Да вообще мы в интереснейшее время живем.

Вопрос: «В утренних молитвах есть такие слова: вера вместо дел да вменится мне. В Евангелии апостола Иакова сказано, что вера без дел мертва. Объясните, пожалуйста, в чем здесь разница?».

– А имеются в виду дела веры. Если человек что-либо делает руками или головой, то это еще не спасение. А если он, например, исследует Писание, которое свидетельствует о Христе, или молится непрестанно Богу, или посещает болящего ради Христа, то это есть дела веры. Вот без таких дел вера мертва. А вера понуждает совершать такие дела.

Тогда слова «вера вместо дел да вменится мне» что означают?

– То, что человек спасается верою, а не делами. Если ты, следуя свой вере, сделаешь все повеленное тебе, говори про себя, что ты раб негодный. Делами человек не спасается: любое дело ничтожно, но свидетельствует о вере.

Есть люди, воспитанные в благочестии, в труде…

– Это очень помогает. Если человек воспитан в труде, то ему не тяжко. Иго Христово не тяжко.

Но человек делает добрые дела не ради Христа, а, например, ради жалости к человеку.

– Есть такое явление, такие христианские порывы души, в силу того, что всех людей на Земле создал Христос посредством его родителей. Поэтому христианские порывы есть у всех. Но эти порывы не спасают, они только свидетельствуют о природной доброте человека. Если человек родился добрым, а в результате своей жизни не стал в пять раз добрее, значит, он закопал свой талант в землю. Нужно обязательно тот духовный капитал, который тебе дан, преумножить: умножают кто в 2, кто в 5, кто в 10 раз. Поэтому даже если у тебя совсем мало «золота» – один талант, и то нельзя закапывать его в землю, а этим даром служить Богу и ближнему. А лучше сказать: служить Богу через ближнего. Это правильно.

Вопрос телезрительницы: – В 100-м псалме есть слова: „Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях; гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях” – то есть не общаться с таким человеком. Иисус Христос в Евангелии говорит: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас, и так далее. Вот у нас в храме есть прихожанка, которая писала клеветнические письма, какие-то заявления благочинному на нашего очень хорошего священника. То, что касается меня, например, если на меня что-то говорят, я прощаю. А вот к ней я не могу относиться по-доброму. Священник меня благословил посетить ее (недавно она сломала ключицу), зная мое отношение к ней. Но это все неискренне, я не могу избавиться от этого чувства: мне обидно за священника, что она его оклеветала...

– Так, наоборот, то, что вы к ней за послушание сходите, будет дороже стоить.

Телезрительница: – Я сходила.

– Ну и молодец. А пошлют – еще раз сходить. Что такого? Если враг твой голоден, накорми его.

Телезрительница: – Не могу я избавиться от этого чувства…

– Ничего, потихонечку все пройдет. Ведь клеветник страдает больше всех. Его жжет внутри, он пишет, часто подпись не ставит. Он понимает, что делает подлость. Так что это бедный человек. А так – нехай клевещут.

Телезрительница: – Но у меня неприязнь к этому человеку. И не могу от этого чувства никак избавиться.

– Да не надо быть в приязни. Такого человека нужно обходить за три версты. Но раз просит батюшка сходить – сходите чисто по-христиански.

Телезрительница: – А мне с ней общаться или не общаться?

– А зачем общаться-то? Разыгрывать из себя умиление и в десны целоваться совсем не нужно. И осуждать не нужно, сплетничать про нее не нужно. Есть такое русское присловие: «Бог с ней». И все. Ну что я для Вас сказал нового, моя хорошая?

Телезрительница: – В принципе, я только от этого чувства никак не могу избавиться.

– Так Вы просите у Бога – и избавитесь.

Телезрительница: – Спасибо.
– Если все время вспоминать некую неприятность, она так и будет будоражить, как будто только что совершилась.

– А если это воспоминание будет сопровождаться крестным знамением и просьбой к Богу: «Боже, очисти меня, грешного», – то и пройдет. На меня тоже пишут, и всегда писали, и будут писать. И мне пишут и учат, объясняют, что я должен это, это и это. Все учат.

И как Вы к этому относитесь?

– Я читаю с интересом.

Но что-то черпаете для себя из этих советов?

– Не часто, но бывает.

Спасибо, батюшка, за ответы, за передачу. Пора нам прощаться.

– Всего вам доброго! До свидания! Спасибо вам за ваше внимание. Приводите деток, супругов, поговорим.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс