Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (903) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Повседневная жизнь православного христианина

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Повседневная жизнь православного христианина

№6 (903) / 7 февраля ‘17

Беседы с батюшкой

К нам в студию приходят многочисленные вопросы, касающиеся простых дел повседневной жизни христианина, – утренних и вечерних молитв, молитв в течение дня, правил поведения в течение дня. И сегодня хотелось бы объединить эти вопросы и посвятить беседу повседневной жизни христианина – с утра и до вечера, в течение дня.

– Некий алгоритм?

Некий алгоритм обыкновенного дня христианина. Как следует начинать день христианину?

– Все начинается с начала. (Смеется.) День начинается с пробуждения. Но об этом самом пробуждении и об этом самом времени однажды Анатолий Оптинский сказал: «Если человек с вечера не решится встать и не будет иметь внутреннего настроения, устроения, настроя, то поставь над своей головой вместо будильника хоть оптинскую колокольню, все равно не встанешь». Вот это секрет и подводка к тому, о чем я сейчас буду говорить. То есть, чтобы утром вовремя встать, нужна решимость.

Вообще, весь день начинается с того, чтобы элементарно встать вовремя. Вот сейчас у нас передача началась секунда в секунду, в храм приходим – ранняя Литургия в 7 утра, поздняя в 10, вечерняя – где в 5 часов, где в 6, и все в храме идет по расписанию. Церковная жизнь – по расписанию, на телеканале – по расписанию, поезда ходят по расписанию, трамваи – то же самое, поликлиники тоже так работают. И прочее… Есть какой-то порядок. Само наше мироздание названо космосом – κόσμος, «космос» переводится как «порядок». И поэтому я людям говорю: «Когда я бываю у вас в доме, ваша квартира на храм не похожа. Вы в храме видели, чтобы что-то где-то валялось, не так лежало? Видите, в храме порядок и гармония, вот так должно быть и в доме». Говорят: «Ну, в принципе, да». А если должно быть в доме, то так должно быть и в душе. Как Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда»… То есть гармония – это вообще нормальное состояние христианина. Потому у нас тоже должен быть какой-то порядок даже в нашей повседневности. Поэтому у святых отцов принято в одно время ложиться, в одно время вставать.

Всегда в одно время?

– Так полагается – в этом тоже порядок, назначенное время потом становится привычкой, тебе самому легче, когда все этому подчинено, а не просто какому-то веянию или настроению. Мы же службу начинаем не по настроению, а по расписанию, передачу сейчас начали не по настроению, а по расписанию.

Кстати, интересно, я однажды ехал в такси, подвозил меня мусульманин, и я у него спросил: «Я знаю о ваших определенных правилах жизни, скажи мне: пять раз в день вы молитесь вообще или по расписанию?». Он говорит: «Слушай, самолеты как летают? По расписанию. А что – Бог меня будет ждать, когда я сам захочу? Нет, у нас тоже все по времени: на восходе, в 9.00 часов, в 12.00, в 15.00 и на закате, когда солнце садится». То есть тоже все подчинено какому-то порядку. А почему у нас утренние и вечерние правила когда хотим? В течение дня тоже по настроению, а так, чтобы в определенный час, – такого нет, то есть в принципе такого нет, но хотя бы начало должно быть все-таки более-менее фиксировано. То есть мы говорим сейчас о том, что начало тоже должно быть постоянным, если это от тебя зависит. Это правильно – приводить все это в порядок, поэтому возникает потом привычка, расписание, ты все-таки к этому привыкаешь.

Феофан Затворник Вышенский говорил: «Вы не надейтесь на себя, если задумали встать». Некоторые говорят: «А я встаю по наитию: когда себе скажу, тогда и встаю». Но это редкие какие-то таланты, я вот так, например, не могу. У меня два будильника, и у многих других тоже, знаю об этом. Поэтому обязательно должен быть будильник. И какое отношение к этому? Многие святые отцы дают такой совет, даже, например, отец отцов Иоанн Лествичник говорит: «С чего начинается подвижничество? Чтобы после пробуждения тотчас вставать». Казалось бы: а при чем здесь эти несколько секунд? А если не тотчас? А вот если не тотчас, что здесь наступает? В этом тоже есть определенный секрет. Действительно, надо вставать тотчас. Почему? Потому что как только мы просыпаемся, на наш ум, сознание, мысли начинают действовать темные силы. А каким образом? «Полежи пять минут», «болит голова»… Сразу начинаются мысли: «А как я себя чувствую?». Подожди, ты сначала встань, начни день, пойди умойся, потом будешь соображать, как ты себя чувствуешь. «Нет, еще немножко полежу». Вспомни, сколько ты потерял времени или случаев через это «еще немножко полежу».

А почему утреннее время самое драгоценное?

– Оно пока не занято, то есть если ты в 7 часов должен из дома выходить на работу или начинать завтракать, но если поставил будильник на 6 часов, то этот час – твой. Вообще, любой час до начала дня – твой, если полчаса – хоть полчаса, но они твои. А мы это время, которое могли посвятить своей душе, бездарно проспали, надо вскакивать, умываться, готовить завтрак, бежать на работу и начинать просто трудовой день, не начав его духовно. Поэтому Лествичник говорит, что подвижничество начинается с того, чтобы просто мгновенно вставать.

Я, кстати, прочитал одну очень страшную вещь (по-моему, у Паисия Афонского). Он говорит: «Если мы после пробуждения опять ложимся, на нас ложится бес». А почему? Это его какой-то личный опыт, то есть надо все-таки день начинать мужественно. У святителя Феофана Затворника Вышенского есть такой совет: «Тотчас скинь с себя одеяло». А я делаю так: будильник ставлю дальше, чтобы не дотянулась рука. Чтобы выключить будильник, надо встать. Это уже какое-то действие. А потом, я живу не один, с мамой, и чтобы ее не разбудить, надо не дожидаться, пока он так будет звенеть, что уже самому надоест, надо его выключать сразу. И на всякий случай – еще будильник в телефоне. Но старец Анатолий Оптинский говорил: «С вечера должна быть решимость, что ты конкретно встаешь».

Мне задавали вопрос: «Батюшка, тяжело вставать рано утром?». Конечно, тяжело. Сейчас, с возрастом, это стало легче. По молодости, когда был в Оптиной, спать хотелось всегда. Сейчас-то уже дело к старости, времени осталось мало, и старые люди сетуют на то, что у них появляется бессонница. Бессонница – это милость Божия, продляется время вашей жизни. Жить осталось меньше, поэтому Господь дает меньше сна и больше бодрствования. Что только не подумаешь, о чем только не вспомнишь – и о хорошем, и о плохом. Если о плохом, то покаешься, о хорошем – поблагодаришь, вспомнишь о добрых людях, которые тебе встретились по жизни (врачи, учителя, родственники), о ком-то помолишься, о ком-то поплачешь, о ком-то посетуешь, что так получилось, попросишь прощения – хотя бы мысленно. Поэтому бессонница – это тоже время некоторого итога, взгляда на свою жизнь. Потому очень важно иметь настрой и решимость.

Тяжело вставать? Тяжело. Но впереди должна идти мысль (я всегда заставлял себя вставать с одной мыслью, ведь вставать было всегда тяжело, и сейчас тяжело): «Царствие Божие нудится; и нуждницы восхищают е». То есть легко никогда не будет. Когда я говорю слова, что Царствие Божие нудится, это подвигает к тому, чтобы сразу встать. И еще: «Кому много дано, с того больше взыщется». Ты знаешь, что это утреннее время проспать нельзя? Знаешь. Вот кому много дано, с того больше взыщется: первые будут последними, и последние первыми, и тот раб, который знал волю господина своего и не сотворил, бит будет больше, чем тот, который не знал и не сотворил. У меня мгновенно проносились в голове эти мысли, и я заставлял себя через эти мысли вставать: как только мы просыпаемся, через доли секунды в голове появляется та или другая мысль.

Однажды у нас была воскресная беседа в храме с прихожанами, как кому помочь с ранним вставанием. Сейчас у нас Святки, сначала был Новый год, потом дни перед Рождеством, у всех были выходные. У нас служба в будни начинается и в храме Петра и Павла, и в Покровском храме в 8.00 часов утра, даже в 7.30. Я выходил на службу – не было почти ни одного светящегося окна, то есть люди отсыпались, заходил в храм – храм полный. Людям что – неохота спать? Охота. Они что – другого сорта или сделаны из других клеток, молекул? Нет, такие же. Что их вело? Вела впереди всего мысль, душа, забота о своем внутреннем состоянии. А тяжело было вставать? Конечно, тяжело. Если бы это было привычно, тогда бы все окна горели. Значит, любое раннее вставание – это все-таки определенный труд и понуждение.

Я как раз спрашивал совета у прихожан: «Как вам удается рано вставать и себя из кровати вытащить?». Одна бабушка сказала: «Вы знаете, когда просыпаюсь, я из-под одеяла ногу ставлю на ковер, становится холодно, и тут понимаю, что надо вставать»: обычно просыпаются и, чтобы сладенько было, опять начинают кутаться. Ну бессмыслица: ты проспишь самое ценное время. Поэтому, конечно, важен подвиг понуждения, но он должен быть с конкретной мыслью: начинается день, начинается молитва, на работу попозже пойдешь, а день христианина начинается с благодарного вставания, умывания – и сразу, прежде всех завтраков и прочего, конечно же, утренние молитвы.

Вопрос телезрительницы: – Я работаю в детском саду. Когда мы с детками садимся кушать (и я ем вместе с ними, и едят мои коллеги), меня как-то смущает, что я нехотя перекрещу тарелку, хотя они знают, конечно, что я верующий человек. Но я не знаю, как мне в этот момент быть, или действительно уже креститься как положено и прочитать молитву… Но когда столько глаз смотрит на тебя, то не знаешь, что делать; или вообще не есть тогда? Но мы обедаем вместе.

– Смущаться не надо. Надо перед тем, как сесть за стол, про себя прочесть «Отче наш», а когда уже сели, ложкой в тарелке сделать крестное знамение. А нарочито креститься не стоит: потом будет какое-то искушение из-за этого. Когда вы в кругу родных и близких – это одно, а когда вы на работе, тем более на светской, – другое, там это обычно не принято. Молитву читайте про себя всегда и перед едой, и после еды, а тарелку крестите ложкой или делайте незаметные движения крестного знамения. Или, как тоже делают, потянулись сначала за хлебом (вперед), потом за вилкой (назад), потом переставили стаканчик (справа) и потянулись к другой тарелке (слева), – у вас получилось широкое крестное знамение на весь стол. Но если даже этого не получится, просто перекрестите ложкой свою тарелку. Это уже будет для вас осенение крестом, и еда будет благословленной, и молитва, которую вы прочитали, тоже пойдет в благословение вам и тем людям, которые с вами. Кстати, еда после молитвы (мысленной или гласной) уже не еда, это лекарство, благословленное на пользу души и тела.

Итак, мы возвращаемся к утренним молитвам, с которых должен начинаться день христианина. И часто задают такой вопрос: «Эти молитвы для всех одинаковы или нет?». Дело в том, что у нас в молитвослове есть утренние молитвы, и они могут быть разными (по состоянию души человека). Например, начинающий человек должен обсудить со своим духовником или со священником, у которого он исповедуется, какое постоянное, но неизменное правило должно у него быть. Об этом епископ Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому, нет цены». Поэтому, если люди начинающие, оно должно быть чуть короче. Постепенно добавляется: через неделю одно добавил, еще через неделю – другое, через месяц – третье, и в конце концов надо выйти на полные утренние молитвы, которые составляют начало нашего дня. Епископ Феофан Затворник советует: после того как помолились по молитвослову, еще своими словами попросить у Бога благословения на наступающий день и, мысленно представив все те дела, которые должны быть в течение дня, испросить помощи Божией, вразумления, вдохновения, научения или предостережения, если знаете, что день будет тяжелый.

Еще такой важный момент. У всех нас есть крест: у священников иерейский, у монахов еще монашеский параманный крест, но всякий христианин носит крестик. Я вспоминаю наставление одного из старцев, который говорил: как только просыпаешься, сразу перекрестись и поцелуй свой нательный крестик. То есть все эти малюсенькие, уже чисто физические (не только умственные) движения будут помогать преодолеть самый тяжелый момент, о котором почему-то Лествичник говорит: «Подвижничество начинается с мгновенного вставания». Некоторые скажут: «Да я очень легко просыпаюсь». Ну, тогда вы счастливый человек, если легко просыпаетесь, большинство из нас все-таки любят поспать и через это просыпают половину своей жизни.

Кстати, вспоминается один очень мудрый совет. Учитель все время «тащил» юношу, чтобы он пораньше вставал и не опаздывал на учебу, а тот все время просыпал. Тогда он однажды подошел к нему, постучал по плечу и говорит: «Знаешь, сынок, те, кто много спит, видят только одни сны, а мы с тобой должны видеть еще и жизнь». Кто много спит, видит только одни сны, а потом – еще такие сны, когда приходится за чрезмерный сон еще читать молитву Василия Великого (читающий или смотрящий да разумеет, о чем я говорю).

Каков должен быть духовный результат утреннего правила, и почему его так важно читать до начала всех дел?

– Это благословение Божие, мы с Господом поздоровались, помолились: поблагодарили (первые молитвы – благодарственные), поисповедовались и попросили. Василий Великий учит нас этому алгоритму: вся наша молитва приблизительно должна состоять из следующего – из благодарности, исповедания и прошения. А результат этих молитв – настрой алгоритма: будильник завели, если на машине едем, дорогу (навигатор) проложили. Так вот, утренние молитвы – это и есть навигатор на целый день. Поскольку мы люди верующие, то понимаем, что это благословение Божие на начало всякого дня – тот, кто начал день с Богом, с Богом и проведет. А когда начал впопыхах, кое-как, таким и день будет. Поэтому утренние молитвы – фундамент для всего дня.

Мы сейчас говорили про утренние молитвы, которые составляют начало дня, и многие святые отцы советуют нам, чтобы это духовное время утром было как можно большим, – но начинать надо постепенно. Кстати, относительно меры сна многие святые отцы и подвижники благочестия, наши Оптинские святые говорили, что для здорового человека достаточно 6 часов сна, для болящего или немощного – 7, а что сверх этого, то с покаянием. Это они говорили в XIX веке, теперь же можно еще час прибавить из-за нашей психики, нервотрепок, плохой экологической среды, которая нас окружает. Но в Оптиной пустыни – духовный оазис, там лес, огороды, источник Пафнутия Боровского. Вот сейчас нас смотрят люди из Оптиной, мои друзья. Там другая экология, на свежем воздухе и нормальном питании там можно и поменьше спать, но в среднем получается так: 7–8 часов.

Если в среднем человек ложится в 10–11, то при подъеме в 6.00 утра получается 7 часов сна – спокойно можно вставать. А если на работу к 9.00, в 8.00 надо выезжать, то получается целых два свободных часа, если человек не спит до упора. Поэтому надо начинать постепенно. Например, в 8.00 человек должен начать завтракать, одеваться и выходить на работу, но пусть день начинается сперва за полчаса, потом за 40 минут, за 50 минут, за час до этого времени. То есть надо постепенно приучаться вставать пораньше, чтобы времени до начала рабочего дня было как можно больше: к утренним молитвам ты можешь тогда добавить и Священное Писание, что тоже является фундаментом нашей духовной жизни.

И старец Амвросий Оптинский давал такой совет: «Обязательно читайте Священное Писание с утра, чтобы потом те мысли, которыми вы напитались, питали вас в течение всего дня. Смотрите, корова сначала наестся травы, а потом жует жвачку, которой напиталась с самого утра. Так и ты, христианин, послушай слово Божие, потому что, когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда читаем Священное Писание, Бог беседует с нами».

Мы же хотим, например, во время нашей передачи что-то светлое, доброе, назидательное, полезное услышать от нас, простых людей. А здесь Сам Господь говорит через строки Священного Писания. Мало того, сколько раз я замечал: когда не знаешь, как поступить в течение дня, что сказать, что сделать, как ответить, начинаешь хоть что-то вспоминать из прочитанного утром Евангелия, и обязательно находится ответ из прочитанного, потому что это Сам Господь тебе утром хотел что-то сказать через конкретные строчки.

Со временем Священное Писание должно стать нашим повседневным «завтраком» для души. Мы же не бежим на работу без завтрака, если кто-то не сидит на диете (кстати, новые сведения появились, как можно похудеть за неделю на 7 килограммов – советуют есть куриный бульон сколько хочешь, но китайскими палочками, и гарантируют, что потеряешь 7 килограммов за неделю). Если кто-то не сидит на диете, то завтракает. Почему? Это питание для тела, но ведь должно быть и питание для души: утренние молитвы и хоть одну главу из Евангелия, которая, кстати, читается за 5 минут, если это короткая глава, и 7 минут читается длинная глава. То есть 5 минут, но это завтрак и питание для души, потому что мы все должны питать – и душу, и тело.

Вопрос телезрительницы из Калмыкии: – Моя дочь подошла к возрасту, когда ей уже можно ходить в воскресную школу, но занятия идут в то же время, что и Литургия. До этого мы всегда ходили с ней на Литургию, она причащалась; как могла, молилась. А теперь, получается, если я отдам ее в воскресную школу, она будет пропускать Литургию и не сможет со мной вместе стоять там. Что выбрать – Литургию или занятия в воскресной школе?

– Вы знаете, есть такая поговорка: «Всему свое время». То, что вы сейчас говорите, у меня вызывает очень большое удивление: как одновременно идут Литургия и занятия в воскресной школе? Если вы ничего не путаете, тогда это удивительно, поэтому надо переговорить с настоятелем этого храма и сказать: «Батюшка, а как бы вы поступили на моем месте?». Нужно подойти или одной, или с группой родителей, или написать – может быть, он этого не знает или это решение директора воскресной школы, но мне это слышать очень странно. Занятия должны быть хотя бы за полчаса или за 40 минут до начала Литургии или сразу после «Отче наш», но мешать все в кучу нельзя, поэтому надо здесь попытаться, чтобы все встало на свои места.

В любых нормальных храмах воскресная школа начинает работать сразу после Литургии. Я не знаю всех причин, может быть, там есть какие-то объективные причины такого распорядка. На вашем месте я бы чередовал: один воскресный день – Литургия, другой – занятия в воскресной школе, чтобы у ребенка тоже был навык к научению, к получению знаний. Может быть, вот так стоит поступить. В конце концов, если придется выбирать между воскресной школой и Литургией, конечно, больше сотворит наша молитва, чем наши слова, ведь «слова назидают, но только дела влекут».

Сколько мы знаем детей, закончивших воскресную школу… Я слышал эти вопросы и отвечаю на не заданный, но очень актуальный вопрос: «Почему, батюшка, мы замечаем, что многие дети, достигшие переходного возраста (12–14 лет), уходят из воскресной школы и даже из Церкви?». Однажды я задал такой вопрос священнику нашего храма, отцу Алексию Сысоеву (отцу убиенного Даниила Сысоева), который возглавлял воскресную школу. Он говорит: «Не многие уходят, а почти все». (Окончание в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс