Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №5 (902) 2017
– Уроки «Школы покаяния», в которых мы с протоиереем Андреем Каневым изучаем наследие святителя Игнатия (Брянчанинова), мало чем отличаются от уроков в обычной школе. Есть материал, изложенный в учебнике (в нашем случае это статья святителя Игнатия «Слово о смерти»), есть преподаватель, который объясняет и комментирует этот материал, и есть мы – учащиеся. И ведем мы себя порой так же, как обычные школьники, причем не всегда самые прилежные. Слушаем урок, вроде бы что-то понимаем, но приведись выполнить самостоятельную работу – обнаруживается, что мы ничегошеньки не поняли, а спросить уже не у кого… Или, например, мы читаем духовные учебники – Евангелие, творения святых отцов – пока читаем, опять вроде бы что-то понимаем, а случись в жизни исполнить ту или иную заповедь или совет – увы, ничего не получается. Но школа есть школа, и в ней есть свои, проверенные опытом, правила. Одно из них гласит: «Не понял – переспроси». Не надо бояться спрашивать, особенно у тех, кто выучил эти уроки прежде нас и может объяснить непонятные места.
Именно таким правилом мне и пришлось воспользоваться, когда мы вместе с отцом Андреем приступили к чтению главы «Вечная смерть» из упомянутой статьи святителя Игнатия. Мы дошли до того места, где говорится, что причина всякой смерти – преступление заповеди Божией, и что душа, разлучившись с Богом через преступление заповеди, умирает, но послушанием заповеди опять соединяется с Богом и оживотворяется этим соединением. Последовавший за этими словами текст я понимать перестала, и тогда отец Андрей стал растолковывать и переводить его при помощи уже других Священных текстов.
В этом сложном для понимания отрывке святитель Игнатий сначала приводит слова Господа из Евангелия: «Слова, которые, говорю Я вам, есть дух и жизнь», а затем слова апостола Петра, который, познав их опытно, отвечает Спасителю: «Ты имеешь глаголы вечной жизни». И после святитель пишет: «Но глаголы живота вечного (т.е. слова вечной жизни) есть глаголы живота для послушных, для преступников же заповедь жизни соделывается причиною смерти». И, прочитав это вслух, я честно созналась батюшке, что ничего не поняла.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Я уже цитировал Евангелие, и мы с вами разбирали, когда Господь говорит: «Кто хочет наследовать жизнь вечную, тот должен душу погубить ради меня и Евангелия», т.е. речь идет о смерти, о погублении. И наоборот, кто не погубит души своей ради Евангелия, не получит жизнь вечную. Этот же смысл перекладывается по отношению к заповедям. Заповеди для тех, кто их пытается исполнять, становятся предметом оживания, и такой человек действительно меняется, приближается к Богу, исправляется.
А те же самые заповеди для человека, который не хочет идти за Христом или изображает, что он идет за Христом, но не выполняет их, становятся причиной для смерти, нашего перехода: как говорят отцы, Евангелие как раз будет Книга, по которой Господь будет судить. О Страшном Суде Евангелие говорит: «Я был голоден, вы посетили Меня, – а вы не посетили Меня» – одно и то же дело стало для одних предметом их оправдания, а для других, не сделавших, предметом осуждения: об этом здесь пишется.
Та же благодать Божия для человека, кающегося и подготовившегося к таинству Причастия: желание исправляться и покаяние становятся предметом оживления, а для неготового человека, который не хочет расставаться со страстями, она же будет в осуждение, в увеличение его грехов. Таково действие благодати, оно зависит от самого человека: как он выбирает, что он выбирает, как относиться, как действовать, как идти, не идти, выполнять не выполнять. Поэтому заповеди, с одной стороны, являются средством оживления, а в то же время и средством осуждения, если человек их не делает.
– «Эта жизнь принадлежит не только душе, но и телу, доставляя ему бессмертие воскресением. Она не только избавляет его мертвенности, но с нею и никогда не престающей смерти – будущей муки. Она дарует телу присносущную жизнь о Христе, безболезненную, безнедужную, беспечальную, воистину бессмертную. Как душевной смерти, то есть преступлению и греху, в свое время последовала телесная смерть – соединение тела с землею и обращение его в прах, а за телесною смертию последовало помещение отверженной души во ад, так и за воскресением души, состоящем в возвращении души к Богу, посредством послушания Божественным заповедям, в свое время должно совершиться воскресение тела соединением его с душою , а за этим воскресением должно последовать нетление и вовеки пребывание с Богом достойных этого пребывания, соделавшихся из плотских духовными, способных, подобно Ангелам Божиим, жительствовать на Небе…».
Протоиерей Андрей Канев: – В этих словах святитель Игнатий говорит, что причиной смерти стало нарушение заповеди. Соответственно, что происходит? В человека входит яд смерти, грех, разлучение души и тела, помещение души в ад. Возвращение к Богу – противоположное, когда человек, здесь находясь, начинает исполнять заповеди Божии и наследует воскресение и жизнь вечную. Т.е. если Адам нарушил, то нам дается шанс, возможность ожить, исполняя заповеди.
– И далее святитель Игнатий обращает наше внимание на смерть Спасителя: «Сын Божий, соделавшись Человеком, умер плотию: душа Его разлучилась с телом , но не разлучилась с Божеством; потом Он, воскресив тело Свое, вознес его на Небо во славе. Так бывает и с жившими здесь по Богу. Разлучаясь с телом, они не разлучаются с Богом; по воскресении же и телом вознесутся к Богу, входя с неизглаголанною радостию туда, куда предтечею нашим взошел Иисус, для наслаждения с Ним Его славою , которая тогда явится (Евр. 6, 20; Римл. 8, 18). Они соделаются общниками не одного Воскресения Господня, но и Вознесения Его и всякой боговидной жизни. Не удостоятся этого жившие здесь по плоти и не вступившие ни в какое общение с Богом в час исхода своего…».
Протоиерей Андрей Канев: – Комментарии здесь краткие: Господь прошел весь тот путь, за которым, как Он сказал, Я вам приготовлю место и «вы за Мной придете». Это не просто какой-то образ, а действительность. При мучительной кончине, искупившей всех нас, Господь умирает на Кресте и Воскресает потом – и уже плотью восходит на Небеса. Так же и человек – предлагается очень красивая идея, мысль: если человек здесь, на земле будет пытаться быть с Богом, то после своей кончины он не теряет Бога, а приобретает. И по воскресении, когда Господь воскресит уже всех перед Страшным Судом, человек, помилованный Господом, уже не только душой, но своим телом будет пребывать там же, где и Господь.
– «Где прияла начало истинная смерть – причина и содетель временной и вечной смерти для души и тела? Не в месте ли жизни? По этой причине – увы! – человек немедленно был осужден и изгнан из рая Божия как стяжавший жизнь, сопряженную смерти, неприличную для Божественного рая. Так и наоборот, истинная жизнь, причина бессмертной истинной жизни для души и тела, должна иметь свое начало здесь, в месте смерти». (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.