Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (902) → Архимандрит Савва (Мажуко): О чуде благодарности

Архимандрит Савва (Мажуко): О чуде благодарности

№5 (902) / 1 февраля ‘17

Свет невечерний

Друзья мои, сегодня мы с вами поговорим о благодарности. Вернее, о чуде благодарности – благодарности как чуде. Мы с вами – люди взрослые, опытные и неоднократно попадали в такие ситуации, когда ты делаешь человеку добро, а он на это добро совершенно никак не отвечает: у него отсутствует сама способность отвечать на добро. Вот об этой ситуации, о том, как важно иметь эту способность ответа, правильную и благодатную ответность на любовь человека повествует Евангельская история.

В 17-й главе Евангелия от Луки мы встречаем повествование о десяти прокаженных (это реальная история, конечно же – вы знаете, что в Новом Завете в Евангелиях есть реальные события, а есть притчи, т.е. какие-то образы. Вот мне почему-то всегда хочется назвать эту историю о десяти прокаженных именно притчей – образом, картинкой, архетипом, может быть даже моделью: в этой истории слишком много говорится о природе человека). Послушаем эту притчу: «Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас». Обратите внимание, что прокаженные заговорили вдали – болевшие этой болезнью считались в древнем обществе отверженными, людьми, на которых лежит печать проклятия, греха, отвержения. И к какой бы касте, социальному слою или образованию они ни принадлежали, их изгоняли: сама болезнь пугала – представьте, что у человека болеют все органы тела, кожа, части тела отваливаются, издают жуткое зловоние.

И вот эти люди, потерявшие свои семьи, имена и биографии, сбивались в стайки и жили возле городов. И до них дошел слух, что Иисус Христос – великий Учитель, Проповедник – исцеляет. И не как-то призрачно, а вполне реально: есть люди, которые пережили жуткие болезни, и они исцелены этим Учителем и Пророком. И прокаженные не дерзают подойти близко ко Христу – это было не принято. Они стоят и кричат издали: «Иисус Наставник, помилуй нас!». «Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились». В одном стихе, в одном предложении вся история исцеления – Господь просто сказал: «Пойдите покажитесь священнику»: это была норма ветхозаветная – если человек претендует на то, чтобы его считали здоровым, он должен пройти освидетельствование у священника (священник тогда в Израиле нес функцию даже врача). И вот по дороге к священникам эти люди очистились.

«Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин». Почему добавляют эту деталь «и это был Самарянин»? Для иудеев, народа, среди которого проповедовал Христос, самаряне были нечистым народом; в то время, когда родовые семейные ценности доминировали в обществе, очень четко чувствовалось и с детства внедрялось это ощущение чужака. И это были иудеи, которые смешались с другими народами Ближнего Востока и у которых была религия, отличная от иудеев. Поэтому иудеи чистокровные даже не сообщались, не разговаривали с этими самарянами. Считалось, что даже если ты заговорил с этим человеком, ты уже себя осквернил – как будто бы подхватил какую-то заразу.

Вспомните, например, повествование от Иоанна, когда Христос разговаривает с самарянкой у колодца. Для нас это совершенно естественно – люди есть разных рас и народов, а для учеников Христа, которые увидели эту картину, учитель беседует не просто с самарянкой, с которой нельзя беседовать, он с женщиной разговаривает: для статуса пророка-учителя это было жутким унижением. И ученики стояли в недоумении и не понимали, что происходит.

И евангелист Лука подчеркивает эту деталь: из десяти человек, которых Христос исцелил, только один вернулся поблагодарить Бога за исцеление. И здесь интересна Евангельская статистика, как бы некоторый образ – 1/10 людей способна к благодарности. К некоторой такой ответности. И человеком, у которого оказалось чуткое и благодарное сердце, был самарянин. Это само по себе было некоторым вызовом иудейскому расизму, если угодно.

«Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». Обратите внимание, здесь звучит классическая Евангельская фраза – «вера твоя спасла тебя», которую Господь довольно часто произносит в Евангелиях; обычно ею завершается исцеление какого-то человека. И в этом случае вера совпадает с благодарностью – мы видим, что в этой ситуации, в этом контексте вера и благодарность – одно и тоже. Почему так?

Потому, что в основе христианства лежит именно чувство благодарности, ответа на любовь Божию. Господь к нам простирает Свои руки, Он идет к нам навстречу, но мы часто бываем не способны воспринять ту любовь и тот дар, который нам дается. И если смотреть шире, даже вне религиозного контекста, мы не воспитываем ни себя, ни своих детей в этом чувстве благодарности. Это очень плохо. Что такое благодарность? Способность к ответу, способность чувствовать другого человека настолько же живым, как и ты сам, видеть его красоту и добро, его труд, который он предпринимает ради тебя, и многое другое.

Десять прокаженных, десять человек. Кто их там посчитал? Из учеников, наверное, кто-то. Люди без имен, без лиц, без биографий. Их не видят, их не отличают, они все на одно лицо. И вот мы часто в нашем обществе, в котором так много средств коммуникаций, бываем жутко одиноки. Даже в своих семьях и среди друзей. Среди большой компании, шумного города – мы без лиц, без биографий, одни только цифры, среднестатистические данные. Мы очень ждем, чтоб нас кто-то увидел, заметил нашу красоту и добро, наш труд.

Это очень важно для каждого человека, но особенно для христианина, в основании жизни которого лежит именно способность к ответу, к благодарности, к тому чуду, которым мы переводим слово «Евхаристия» – благодарность Богу за ту любовь, которую он даровал нам.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс