Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Братья и сестры, Святая Церковь постановила, чтобы все мы 5 февраля молитвенно прославили весь сонм новомучеников и исповедников Российских. Почему же именно в этот день? Совершенно неслучайно. 5 апреля 1918 г. Поместный Собор Православной Российской Церкви в Москве издал определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь», в котором в том числе постановил «установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонении исповедников и мучеников». Дата 25 января (по старому стилю) была выбрана, так как это дата расстрела митрополита Киевского Владимира (Богоявленского).
Как пишет православный публицист Андрей Десницкий, «Владыка Владимир (Богоявленский) не был первым «церковником», погибшим от рук новой власти. Уже 31 октября 1917-го, через 6 дней после переворота, в Царском Селе отряд красногвардейцев убил протоиерея Иоанна Кочурова, были и другие жертвы в других местах. Но это убийство стало знаковым – митрополит Владимир был почетным председателем Поместного Собора, да и вообще одним из известнейших иерархов Русской Церкви. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так отозвался об этом событии: „Конечно, судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России”».
После окончания гражданской войны открытое поминовение за богослужением имен убиенных за веру практически прекратилось. Вызвано это было тем, что деятельность всех убитых в предыдущие годы православных христиан стала признаваться, как правило, контрреволюционной. Но, несмотря на это, память о новомучениках и исповедниках Российских хранилась в церковном народе. Многие священники и епископы поминали их имена за проскомидией.
А за рубежом шла работа по сбору данных о пострадавшем от репрессий духовенстве. В 1949 г. Русская Зарубежная Церковь опубликовала первый том книги протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские», в 1957г. увидел свет 2-й том. Это было первое систематизированное собрание сведений о русских мучениках и исповедниках веры. Канонизация некоторых новомучеников и исповедников состоялась в преддверии 1000-летия Крещения Великого князя Владимира и Киевской Руси. А 25 марта 1991г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором».
В 90-е годы прошлого века шла подготовка к массовой канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской и многие святые были прославлены как местночтимые. И вот наконец Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. были прославлены многие как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры. Чин канонизации 20 августа совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий с епископатом Русской Церкви и Предстоятелями Поместных Православных Церквей. Было прославлено 813 новомучеников и исповедников Российских, свидетельства о подвигах которых были получены из 35 епархий. Кроме того, в Собор новомучеников и исповедников Российских внесли для общецерковного почитания имена 112 ранее прославленных местночтимых мучеников и исповедников. Также было определено, что в состав Собора будут включаться святые по решению Священного Синода Русской Православной Церкви. В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на 1 января 2011 г. поименно было канонизовано уже 1774 человека. И Собор новомучеников дополняется по мере обнаружения и изучения сведений до сих пор.
Братья и сестры, конечно же, знакомство с подвигами наших новомучеников нужно начать с изучения истории начала XX века. А, с другой стороны, именно чтение житий святых, пострадавших в лютую годину гонений, создает по-настоящему четкое представление о той действительности, в которой приходилось выживать нашим православным соотечественникам. Если преподобные отцы первых веков и многие святители учат нас деланию духовному – покаянию, молитве, милосердию, то наши исповедники отрезвляют нас, лишают иллюзий о теплом и комфортном месте в обществе и Церкви. Слова апостола Павла в силе: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 11–12). Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.