Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (900) → Диакон Павел Сержантов: Освободить может только Христос

Диакон Павел Сержантов: Освободить может только Христос

№3 (900) / 17 января ‘17

Догматическое богословие

Продолжение.Начало в №8 (857) 2016 – №2 (899) 2017

– На уроках Православия с кандидатом философских наук диаконом Павлом Сержантовым мы знакомимся с ключевыми темами церковной догматики – темами из раздела православного богословия, в котором раскрывается смысл основных христианских вероучительных истин или, иначе, догматов. Эти непререкаемые истины были даны нам через Божественное Откровение и в большинстве своем определены и сформулированы Церковью на Вселенских Соборах. Все они образуют основу нашей веры и не могут ни изменяться, ни искажаться, иначе это приведет к ереси. Всего в Православии 12 догматов, и сейчас мы будем говорить об одном из них – об искуплении человечества от греха. Отец Павел расскажет, как надо понимать выражения «искупление», «Жертва Христова», и о том, что для истолкования искупительного дела Христа Спасителя в современном богословии используется наименование «теория искупления». Таких теорий существует несколько, мы будем говорить именно о юридической теории искупления: как она развивалась в католическом богословии и какое влияние оказывала на некоторых православных авторов, о сильных и слабых сторонах юридической теории искупления.

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Сегодня мы с вами обратимся к теме «Учение об искуплении». Тема связана с учением о Христе: Христос Искупитель – вот мы говорим с вами об искуплении. Богословский подраздел, посвященный искуплению, традиционно называется – сотериология, в переводе – учение о спасении (греч. σοτηρία спасение и λόγος – учение); одно значение у глагола «спасаю», но оно не единственное, есть еще значение – «исцеляю».

Тот, кто хорошо знаком с церковно-славянским Евангелием, может эту двойственность смыслов уловить. В целом ряде Евангельских повествований Христос говорит человеку, которого Он исцелил, фразу примерно такую – «ты спасен от болезней». В общем, звучит нормально: мы понимаем, о чем идет речь. Болезни бывают тяжкие – к смерти, бывают и не к смерти, но человек влачит жалкое существование, полусуществование. И тяжело это все, и мучительно – всевозможные ограничения и так далее, поэтому выздоровление вполне может восприниматься как спасение от великой беды. Но мы с вами должны быть людьми грамотными (я надеюсь, мы таковы и есть, а если что, то подучимся). И мы с вами должны расслышать в этом церковно-славянском Евангелии языковую особенность, свойственную нашему Священному Писанию. Слово «спасение», оно же «исцеление», настолько сакцентировано на теме спасения и искупления, искупительного подвига Христа, что этот первый смысл остальные как бы оттесняет, замещает, и поэтому там, где можно было бы переводить «ты исцелена от болезней», переводится «ты спасена от болезней» просто потому, что за этим словом закреплен смысл спасения.

Это единственный пример, когда у слова несколько значений и одно из них доминирует даже в тех случаях, когда оно не должно доминировать. Греческое слово «Христос» – посмотрите, в Псалтири царь Давид говорит о себе, что он – помазанник. Но по-гречески это «христос» и в церковно-славянском удержано это слово «христос», хотя можно было перевести словом «помазанник», чтобы не было этой двойственности, чтобы это к Давиду именно относилось, чтобы не путали с Иисусом Христом. Но тем не менее в славянском остается перевод «христос»: главное значение как бы закрывает собой другие значения. И в понятии о спасении отзвук смысла «исцеляю» нам пригодится (я сейчас специально это рассказываю, чтобы мы на него обратили внимание, понимали, что он нам пригодится).

Но, во-первых, что надо сказать? Конечно, когда речь идет о спасении, – значит, проблема серьезная, реформой ее не решить: на земле ситуация настолько сложная у нас, людей, что мы нуждаемся в спасении, а не просто где-то что-то немножко скорректировать, подлатать, переиначить, перепрошить – «дальше все снова заработает, все будет великолепно и здорово». Речь идет о погибели – раз спасение, значит, речь идет о погибели: людям угрожает смерть, гибель угрожает. Ну, а почему, собственно говоря, угрожает гибель? В чем причина?

Причина в грехе. Смерть пришла в мир через грех, мы это знаем. В первых главах Книги Бытие об этом говорится: смерть пришла в мир через грех – Адам и Ева вкусили от запретного дерева. Господь их предупредил, что «вы смертью умрете», и они действительно в тот момент стали смертными и смерть, как перспектива, ясно обозначилась в их судьбе.

Грехопадение повредило природу человека, принесло с собой пороки, болезни, смерть. И вот это все царствует, буйство этого мы видим – и это настоящая трагедия, кровь, слезы. Освободить от этого пришел Христос – освободить от этого всего может только Христос. Произошла настоящая трагедия – люди стали в стороне от Бога, отступили в сторону. И поэтому тут какими-то полумерами не обойтись никак. Господь властно вторгается в эту трагическую ситуацию, но действует не насильственно – всем указывает свое место, кому-то голова с плеч, – а действует иначе. Он становится Человеком, т.е. Он становится одним из нас, принимает участие в человеческой жизни на равных.

И что же Он делает? Господь Иисус Христос собирает вокруг Себя учеников, они понимают Кто с ними рядом – это Христос, это Мессия: мы Его ждали, Его хотели, о Нем молились.

Вот Он пришел. Что же Он будет делать? Что от Него ожидают? Надо свергнуть, наверное, римское владычество, наладить жизнь – как-то так мыслилось это спасительное дело, которое должен был Мессия совершить. И мы видим, что подобного рода чисто земных, чисто человеческих ожиданий Христос не оправдывает: Ему прямая дорога в цари, а вместо этого он идет на Голгофу. Апостол Петр Его пытается отговорить от этого и получает такую отповедь – очень даже внушительную. Господь идет на Крест: Он арестован, Он мучится, Он убит. А для апостолов это невыносимые страдания, трагедия всей жизни: все оборвалось, все надежды рухнули, жизнь захлопнулась.

Что Христос делает? Почему именно в этом Его путь? Вот в чем вопрос. Что именно происходит? Как это понимать? Он приходит как Спаситель, Он приходит нас спасти, – а что это означает? Как именно Он спасает? Любовью, примером? Как по-другому сказать слово «спасение»?

Это слово было найдено и прозвучало оно практически сразу. Это слово, с которым мы с вами будем заниматься, размышлять над ним. Искупление – да, произошло искупление. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Святая Земля

Геенна огненная

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс