Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (900) → Протоиерей Иоанн Кудрявцев: Памяти жертв революционного террора начала ХХ века

Протоиерей Иоанн Кудрявцев: Памяти жертв революционного террора начала ХХ века

№3 (900) / 17 января ‘17

Беседы с батюшкой

Так уж случилось, что наша передача сегодня посвящена памяти жертв революционного террора начала XX века в нашей стране. Поговорим о терроризме и его жертвах. Расскажите, почему Вы предложили эту тему? В чем суть проблемы?

– Существует несколько причин, почему мне хотелось бы эту тему затронуть. Во-первых, тема терроризма, на мой взгляд, еще не до конца осознана людьми: духовные корни терроризма, его истоки. Второе – 2017 год, столетие с момента февральской и октябрьской революций 1917 года. И революционные события очень тесно связаны с этой темой: главным инструментом революционеров, революционных экстремистов был терроризм. А третья причина, почему мне хотелось бы затронуть эту тему, – она очень близка истории нашего храма: он был создан, построен и освящен в 1909 году как раз в память о первых жертвах террора. И в храме до его разорения были созданы мраморные доски с именами всех погибших, пострадавших от рук террористов-революционеров в начале XX века (в 1905–1907 годах).

Список этих людей огромный. По историческим данным, на этих досках было около 2 000 имен. Но на самом деле, чтобы представить себе эту ситуацию, необходимо вспомнить, что в первое десятилетие XX века волна терроризма буквально захлестнула Россию и пострадало свыше 17 000 человек – это огромная цифра для того времени. И, как правило, это были ни в чем не повинные люди, честно исполнявшие свой долг служения Отечеству, государственности, русскому народу. Как правило, это были талантливые полководцы, известные архипастыри, пастыри, простые люди – государственные служащие, которые защищали порядок в государстве, веру Православную. И эта страшная волна терроризма, развернувшаяся в России, собственно, и привела к тем событиям, о которых мы вспоминаем, – к революции. Не было бы терроризма – наверное, не было бы и революции.

Вообще, терроризм – очень страшная идеология, это не просто неосознанные действия каких-то сумасшедших людей, экстремалов, это сознательное служение злобе, сознательная пропаганда духа насилия, разрушения, духа страшной гордыни. Собственно, это служение дьяволу, сатанизм в чистом виде. Идеологи терроризма, который зарождался еще в середине XIX века в Европе, прямо говорили, что терроризм – это пропаганда насилия, человеческого самовластия, что мы всего можем добиться путем террора.

Вспоминается герой Достоевского Раскольников, который тоже переживал искушение гордыней, когда, планируя убийство, говорил: «Кто я такой? Тварь я дрожащая или право имею?». Ему казалось, что геройство в том, что он имеет право убить человека. И террористы руководствуются такой идеологией, что они имеют право распоряжаться жизнью другого человека. Это ложная, страшная идеология, которая приводит к разрушению всего и вся. И в конечном итоге сам носитель этой идеологии уничтожает себя этим.

Безусловно, жертвами террора станут самые лучшие люди, которые сознательно служат добру, Богу, Отечеству, народу своему. И они становятся мучениками за Христа, хотя, может быть, и не прославленными в лике святых, но они фактически шествуют тем же путем сознательного крестного подвига, которым шел Спаситель. И в этом их служении и заключается победа над злом и над терроризмом.

Кто сейчас знает этих несчастных террористов, в начале XX века развернувших террор? Никто не знает, и они погибли очень страшной смертью. Но герои, которые прославились подвигом, приняли мученическую смерть от этих злодеев, известны всей России. И вот мне хотелось бы сегодня вспомнить об этих людях, которые увековечили свой подвиг, которые остаются в нашей памяти навсегда и являются для нас примером служения Богу и людям.

Я уже говорил, что около 2 000 имен было запечатлено на досках, и мы сейчас собираем материал об этих людях, чтобы, увековечивая их память, знать их историю, их подвиг: уже некоторые материалы опубликованы у нас на сайте, некоторые материалы уже доступны, известны. Среди них самый известный герой – Великий князь Сергей Александрович, в память о котором и был построен наш храм. Он пострадал в 1905 году одним из первых от рук террориста Каляева прямо в Кремле. Его супруга Елисавета Феодоровна именно после трагической кончины мужа встала на путь деятельного служения ближним, основала Марфо-Мариинскую обитель, собрала сестер, деятельно служивших воинам, несчастным и обездоленным.

Но, кроме Сергея Александровича, есть ряд других людей, о них известно меньше. Например, архиепископ Никон (Софийский), экзарх Грузии, был убит в 1908 году, когда был поставлен экзархом в Тифлис в самое неспокойное время; когда он получил назначение на кафедру, он уже знал, что едет на мученичество, и даже составил завещание, где сказал: «Если меня убьют, похороните меня во Владимирском соборе» (там он долгое время служил). Он знал, что жизнь свою закончит мученически, но не отступал, хотя, как и любой человек, страшился подвига. В этом подвиге его укрепляла вера, любовь к Православной Церкви и грузинскому народу, ради которого он этот подвиг и нес.

Обычно революционные движения подкрепляются какими-то благими веяниями. Люди считали, что сейчас они поменяют государственный строй и что-то станет лучше, изменится жизнь народа и т.д., как-то оправдывали свои действия. Но как христианин должен к этому относиться? Ведь он такой же гражданин страны, он тоже живет не только церковной жизнью, но еще и обычной, его касаются проблемы государства. Конечно же, иногда любой из нас может сказать, что действительно нужно что-то менять. Как православный человек должен относиться к своей стране, к каким-то новым толкам, веяниям и так далее? Чем он должен жить прежде всего? Ведь мы не всегда довольны властью, не всегда нравится, что происходит...

– Безусловно, всякий человек (и православный христианин) – гражданин своего Отечества, болеет за судьбы Родины, видит ее недостатки и пути, что можно что-то изменить, исправить. Но главный принцип христианина – в том, чтобы следовать воле Божией. А воля Божия всегда направляет человека к добру. Цель любого политика, государственного деятеля, просто гражданина – это всегда труд во имя добра, всегда подвиг во имя любви: не разрушать, а созидать свою жизнь и жизнь людей, тебя окружающих. Это главный принцип. И в этом христианское мировоззрение в корне отличается от всякой разрушительной идеологии, в частности, от идеологии терроризма, ведь терроризм – это стремление все разрушить, а взамен ничего не дается, никакой альтернативы. Хотя звучат громкие слова, громкие фразы, что «мы наш, мы новый мир построим», но в результате оказывается, что, кроме разрушений, больше ничего нет.

Как говорил Петр Аркадьевич Столыпин о террористах, о революционном движении: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия!». Христианин стремится к великой России, чтобы своим созидательным трудом преумножать славу России, бороться с грехом, который существует и в нем самом, и, может быть, в обществе, путем созидательного труда. А революционная идеология призывает совершенно к обратному: к разрушению, уничтожению и в конечном итоге вообще к отрицанию всего на земле. То есть это явная вражда против Бога, против мироустройства, миропорядка, созданного Богом. Конечно, христианин может увлечься какими-то идеями, если он недостаточно укоренен в Православной вере, он может даже ошибаться, но когда он осознает и сравнивает свою жизнь с Евангелием, с Евангельским благовестием, то он может увидеть свое состояние и понять, что идеология разрушения совсем не христианская и никаких благих плодов она не приносит, но приносит только зло, приводит только к смерти.

Мы говорили о памятных досках. Могли бы Вы еще назвать какие-то имена?

– Да, целый ряд имен, причем среди этих жертв есть люди, пострадавшие совершенно случайно. Как это происходило? Революционная ячейка по каким-то своим законам приговаривала того или иного человека к расстрелу, выбирала жертву, следила за ней, но часто жертвой оказывался совершенно не тот человек, которого они выбирали. Многие были убиты просто по ошибке. Но были люди, сознательно служившие своему делу. Например, Александр Иванович Войлошников, начальник сыскной полиции Москвы. Революционная ячейка приговорила его к расстрелу, хотя он вообще никак не был связан с борьбой с революционным движением, а занимался уголовной полицией. Но его почему-то приговорили эти недовольные бунтари и сделали это очень жестоко. Они ворвались к нему домой, когда он был среди семьи, была его супруга, дети, и тут же прочитали приговор революционного трибунала, что он должен быть расстрелян. И тогда Александр Иванович поступил очень жертвенно – он успокоил жену, детей и сказал: «Хорошо, я с вами пойду, только не трогайте мою семью». И когда он вышел на улицу, прозвучал выстрел, его нашли убитым, исколотым штыками неподалеку от дома, где он жил. Фактически на глазах его детей и жены совершилось это кровавое преступление. Много и других таких страшных, вопиющих примеров жестокости, просто революционной вакханалии в те годы.

Это мы говорим о 1905 годе?

– Это 1905–1907 годы, когда был пик массового террора. И этот террор считался доблестью среди революционеров. Была целая партия эсеров, своим главным лозунгом считавшая террор ради непонятно каких революционных целей. В конечном итоге все эти люди или погибли насильственной смертью, или сошли с ума, или их жизнь как-то по-другому закончилась трагически, но конец у них у всех был один. Но речь не об этих людях, мы вспоминаем эти годы не чтобы пощекотать себя какими-то страшными подробностями, как любят порой на телевидении вспоминать что-то кровавое, – мы вспоминаем эти годы, чтобы извлечь урок. Потому что, безусловно, когда человек забывает свою историю, он повторяет те же самые ошибки, что были 100 или 200 лет назад, и он опять может попасть в ту же беду. Чтобы никогда больше такого не повторилось, мы вспоминаем героев, вспоминаем жертв террора, чтобы, знакомясь с их жизнью и подвигом, понимать, в чем сила православного русского народа. А сила эта в том, чтобы быть верным Православной вере, православному Отечеству, заповедям Божиим: когда мы начинаем надеяться на самих себя, даже самые лучшие наши начинания, планы превращаются в ничто.

Вспоминается эпизод, когда в 1904 году погиб адмирал С.О. Макаров. Во время русско-японской войны он был послан возглавить русскую армию в борьбе с японцами. Тогда многие возлагали очень большие надежды на него, говорили, что это талантливый военачальник, уж он-то не посрамит русское оружие, и победа будет за нами. Но случилось так, что адмирал погиб, и многие были обескуражены этим событием. В те годы архиепископ Никон (о нем мы говорили) написал удивительные слова о причине этой трагедии, почему Господь попустил гибель такого славного флотоводца, почему русское оружие терпит поражение от японцев: «Не в том ли причина, что мы слишком надеемся на свои человеческие силы, не в том ли, что мы забыли обращаться к Богу за помощью и надеяться только на Него?».

Сейчас очень интересный период в нашей истории – Россия возрождается духовно как сильная держава, но именно в этом возрождении важно помнить, в чем наша сила. Наша сила в уповании на Бога, а не на свои способности, таланты, свою мощь, даже если это мощь всего нашего народа. Не надеяться на планы на будущее, а надеяться на Бога, Который и помогает нам раскрыть свои таланты именно в служении. Не в том, чтобы человек был профессионалом в какой-то узкой области, чтобы он был талантливым врачом, военачальником, политиком, менеджером, инженером, а в том, чтобы раскрыл в себе талант любви, бескорыстного служения людям и чтобы именно в этом главном таланте раскрывались все его остальные способности. Я думаю, тогда мы действительно придем к настоящему возрождению России, тогда это будет не только внешнее благополучие, а главное – русский человек будет ощущать себя соработником у Бога, делателем, который трудится не только для временной жизни, но и для Царства Небесного.

Мы много говорим о людях, которые погибли, что они в какой-то степени герои, жертвы начала XX века. Но как мы порой с ненавистью говорим об их убийцах, так и сейчас везде в СМИ мы читаем о террористах с чувством негодования и ненависти к этим людям. Как правильно относиться к людям, называющим себя террористами, борцами за какие-то свои идеалы?

– Очень хороший вопрос вы затронули, очень правильный. Ответ на него мы найдем в жизни этих героев, жертв террора, тех, кто находил в себе силы простить. Вспомните Елисавету Феодоровну, когда она собственными руками собрала останки своего мужа, а потом пришла в камеру к террористу Каляеву, бросившего бомбу в карету. Она его простила, давая ему этим прощением шанс к покаянию: прощение – это великая сила, великая милость Божия, дающая возможность озлобившемуся человеку вдруг вспомнить, что он раб Божий, что он человек с бессмертной душой, он создан для любви, прощения. И, прощая, наши герои, мученики, страдальцы за веру давали шанс этим террористам для покаяния, исправления своей жизни. Но, к сожалению, не многие этим шансом воспользовались.

Таким должно быть и наше отношение. Безусловно, мы осуждаем терроризм как зло, осуждаем любой грех, особенно приводящий к уничтожению. Но мы всегда должны помнить, что человек, этот грех совершающий, заблудился в своей жизни, страдает грехом, запутался, требует милости к себе, сострадательной молитвы о нем, чтобы Господь его вразумил, простил и помог ему осознать свой грех. Ведь многие и многие новомученики перед своей кончиной благословляли своих убийц и палачей. Священномученик Владимир, митрополит Киевский, прославленный в лике святых, который освящал наш храм в 1909 году, был убит в Киево-Печерской лавре. И когда красноармейцы и матросы вели его на казнь, он их благословлял и говорил: «Прости им, Господи». Вот такое отношение – только так можно победить это зло. Это не значит, что надо попустительно к этому относиться, не надо сопротивляться, но это значит, что не надо иметь злобы к этому человеку, который запутался, заблудился, а молиться о нем.

Многие священники, с которыми приходилось беседовать, старшие по возрасту, говорят, что советское время было благодатным, а сейчас свобода и мы расслабляемся. И вот такая немного истерика по поводу того, что 2017 год – столетие русской революции, выборы президента у нас и что-то должно случиться. Как к этому относиться? Многие связывают революцию, военные действия, убийства невинных с какими-то последующими непременно страшными событиями.

– Когда было 12 декабря 2012 года, тоже предсказывали страшные события: человек склонен к мистическим сопоставлениям, мистическим страхам. На самом деле, если мы испытываем мутный, безотчетный, непонятный страх, – явно, что в нас действует лукавый дух: во Христе нет страха, есть радость о Христе. Радость, когда человек видит волю Божию и ее исполняет. Очень хороший пример тому, когда мы видим какие-то нехорошие сны, начинаем в них углубляться: это явно действие лукавого. И здесь тоже может быть действие лукавого на нашу душу – посеять в нас страх, панику, неуверенность в будущем и так далее. Но мы должны черпать для себя силу и надежду в том, что мы пережили все-таки удивительный опыт, как никакая другая страна: мы пережили и терроризм, и революцию, и гонения на Церковь, и из всего этого можем извлечь уроки. Даже Европа этого не переживала. Например, сейчас в Европе закрываются христианские храмы, и никого это не волнует, никто на это не обращает внимание. В нашей стране это было бы невозможно.

Тот же самый терроризм, который сейчас захлестывает Европу… Ясно, что после опытов нашей истории наш человек совсем по-другому относится к этому. Все это становится для нас залогом нашего будущего развития, духовного процветания: учитывая опыт истории, мы не должны возвращаться к прежним ошибкам. И тогда не будет такой фатальности в нашем отношении к жизни. Наоборот, мы будем понимать, что мы соработники у Бога, что наше будущее зависит не только от Промысла Божия, от воли Божией, но зависит и от нас. Потому что человек – соработник с Богом, Господь дает человеку свободу действовать, созидать, исполнять благую волю и спасаться. И в этом великое достоинство человека, великое счастье.

Просто мы должны извлекать уроки и смотреть в будущее на основании того опыта, что мы имели в прошлом. И для этого необходимо знать имена своих героев, рассказывать об этом нашим детям, стараться возрождать начинания наших предков. Как говорили про Столыпина: если бы он смог продолжить свои реформы, то он был бы великим реформатором России.

Он и был им.

– Действительно, был, ему не дали исполнить все эти реформы в полной мере. Но ведь жизнь продолжается, и какой-то опыт из этого наследия мы можем использовать в своем будущем.

Когда знакомишься с книгами этих людей, с их жизнью, идеями, то открываются огромные перспективы для нас с вами. Например, Поместный Собор 1918 года – сколько было принято правильных решений, хороших, очень важных, которые до сих пор еще не осуществлены.

Только одно постановление – возрождение Патриаршества...

– Да, возрождение Патриаршества сколько уже принесло Русской Церкви! А сколько постановлений и решений еще не претворилось в жизнь? И нам предстоит это все сделать, у нас большое будущее, большая перспектива. Нам не стоит оглядываться со страхом, что какие-то там цифры совпадают, бояться, а стоит осмыслить свое прошлое и идти в будущее.

Давайте подытожим нашу сегодняшнюю встречу. Скоро праздники, просим Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Несмотря на такие печальные события, хочу всем пожелать духовной радости. Духовная радость – это главный признак христианина, несмотря ни на какие трудности и скорби. Сердце человека, если оно очищено покаянием, ощущает духовную радость, радость общения с Богом, служения людям, исполнения своего долга. Каждый на своем месте, в своей области, в своей профессии может эту радость ощущать, когда он трудится ради правды Божией, любви, процветания нашего Отечества, ради славы Божией. Дай Бог, чтобы Господь вас укреплял, дал вам сил и здоровья, благополучия, чтобы нам всем вместе еще больше любить Отечество и прославлять Бога. Всех с наступающими праздниками, храни вас Господь!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс