Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №2 (899) 2017
– Следующий момент. Ни в коем случае не ругайтесь, не повышайте голос и не наказывайте подростка, т.к. он претендует на взрослое отношение: ребенок видит, что вы друг друга не наказываете и не кричите так неистово, говоря, что кто-то сделал что-то не так, а по отношению к нему такое используется. Здесь он чувствует себя не таким, как вы, здесь он чувствует свое ущемление, какую-то даже неполноценность – хочется противостоять, давать ответную реакцию. Понаблюдайте за ребенком. Замените критику и агрессию на какой-то другой способ выражения вашего мнения – я уверена, что если вы и в этом плане будете использовать какие-то взрослые модели, то они будут для подростка куда более подходящими, и он даст вам положительную оценку – может быть, критического – замечания, которое вы не дали ему как ребенку, а уже обсудили с ним как со взрослым человеком. Будьте для ребенка примером. Тогда, я думаю, будет проще ориентировать ребенка в жизни.
Очень странно звучит желание родителей, чтобы ребенок не употреблял спиртного, не курил – когда они сами демонстрируют такое поведение: у нас был звонок от отца, который говорил, что ребенок это делать не должен, «а я могу – я взрослый». Мы вернемся к тому, что наш ребенок-подросток претендует на взрослость, и поэтому попытки курить, попробовать алкоголь – это признак принадлежности ко «взрослому» поведению. Когда ребенок в этом процессе почувствует себя немножко иначе и ему покажется, что у него уверенности прибавилось, он подумает: «А, вот почему папа выпивает – я понимаю, что здесь я чувствую себя иначе. Буду я это делать регулярно». Тогда свой пример приводить, на себя ориентировать будет неправильно: этот диссонанс, это противоречие, конечно, выльется в то, что подросток уже не будет учитывать каких-то уроков, которые дает родитель и, наверное, не возьмет его в качестве образца и ориентира для себя.
Если мы все же вернемся к тому, что же брать за пример, можно спросить у ребенка: «Скажи, пожалуйста, а вот то, чем ты сейчас увлекаешься…».
Вы предварили мой вопрос – я подумал: «А если родители не могут быть примером, где его брать? На что ориентироваться? Что сделать примером? От чего отталкиваться?»
– Если сложно, то нужно спросить у ребенка: «Кто для тебя образец? Подскажи мне, что это за человек или, может быть, это какой-то собирательный образ, который тебе нравится?». Если подросток скажет: «Да нет у меня такого образа», тогда, может, тот способ, о котором мы говорили: «Оформи свою комнату, тебе будет в ней уютно и комфортно». И вот вы посмотрите за образами, символами, людьми, фотографиями: кто появится – наверное, они и есть для ребенка ориентиры. В любом случае, подросток нуждается в принадлежности к определенной группе, к определенной системе, к определенным, опять же, ориентирам, поэтому выявить их и знать будет полезно, чтобы как-то заметить эффект от этого ориентира: к чему он ведет.
Следующий момент, связанный с общением, – это, наверное, выстраивать с ребенком диалог в каком-то радостном, позитивном ключе: находить возможности решать проблемы с подростком не в серьезной, а в какой-то легкой обстановке – может быть, в момент отдыха, праздника, каких-то посиделок, где можно естественно, с чувством правильного юмора (не сарказма) порешать какие-то вещи. Может быть, снять этот психологический барьер непонимания, подойти к сыну, потрепать его за волосы и сказать: «Ну, что, сынок, мир сегодня? С сегодняшнего дня – мир? Все, общаемся?» – «Ну и все, мама, ладно, давай общаемся», как и с дочкой: «Ну что, дочка, сегодня мир у нас? Смотри, какая у нас душевная компания, как мы интересно сегодня о чем-то говорим». Пусть примирение и нахождение более комфортного общения произойдут в обстановке легкости, которая уже сама по себе к этому располагает. Я думаю, что сам ребенок, чувствуя напряжение в отношениях, нуждается в том, чтобы это снять. Поэтому используйте любой момент, который сам подросток предоставляет и вас, может быть, как-то направляет к примирению.
И последний момент, о котором родители спрашивают: как быть, когда ребенок отказывается выполнять поручение? Очень часто именно в подростковом возрасте поручения, которые ребенку дали в младшем школьном возрасте, сходят на нет: подросток себя не считает ребенком. Значит, нужно снова обсудить обязанности – может быть, их перераспределить и посмотреть на механизм их выполнения уже не как раньше, когда ребенок был младшим школьником и вы контролировали ежеминутно, напоминали ему, а на уровне более взрослой стратегии, которую вы используете по отношению ко взрослым членам семьи. Итак, чтобы ребенок выполнял поручение, требования, которые ему предъявляются, важно еще раз их обсудить, в том числе – как они будут выполняться теперь, и пересмотреть механизмы контроля и оценки за теми поручениями, которые подросток выполняет дома. (Продолжение следует)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-yanvarya-43_kak-nayti-obschiy-yazyk-s-podrostkom;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-yanvarya-45_kak-nayti-obschiy-yazyk-s-podrostkom
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.