Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №2 (899) 2017
Сегодня мы продолжаем говорить о Псалтири.
Но сначала, отец Алексий, я попросила бы Вас помочь одной рабе Божией, которая смотрит нашу передачу. Увидев меня в храме, она попросила задать Вам вопрос, а я прошу Вас на него ответить.
Она новоначальная, человек воцерковляющийся, решила попоститься и первую неделю постилась достаточно строго, потом сказала, что сил нет, и стала позволять себе мясо и прочие продукты. Но решила в качестве какого-то подвига (не знаю, как правильно выразиться) читать в течение сорока дней Покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу. Она спрашивает: правильно ли она поступила и можно ли читать канон самочинно? Священника, к которому она ходила бы постоянно, у нее еще нет, посоветоваться не с кем.
– Новоначальному всегда рекомендуется избрать себе духовного отца, духовного наставника или просто обращаться к одному приходскому священнику, который мог бы регулировать духовную жизнь человека, чтобы тот не сделал каких-то ошибок и не надорвался в духовном подвиге: некоторые с горячностью начинают духовную жизнь, а потом забрасывают ее и перестают даже ходить в храм Божий.
Когда человек начал поститься и почувствовал, что у него не хватает сил вести свою жизнь в миру, он, как правило, прекращает поститься. Но мы все-таки рекомендуем таким людям, даже если не хватает сил и физическое здоровье не позволяет отказываться от определенной пищи, соблюдать хотя бы среду и пятницу. Похвально, что осталось какое-то молитвенное правило и человек продолжает ходить в храм Божий. Господь примет и такой подвиг. Но все же мы всегда рекомендуем, чтобы был один приходской священник либо духовный наставник, который отрегулирует духовную жизнь, и тогда не будет срывов, а будет полная удовлетворенность духовным состоянием, которое будет постоянно понемногу возрастать и приведет к совершенно нормальной христианской благочестивой жизни.
То есть было бы все же лучше поговорить со священником, прежде чем начинать читать канон?
– Конечно.
Спасибо большое. Что ж, продолжим: сегодня мы говорим о 40-м псалме.
– 40-й псалом, хотя и прививает нам любовь к нищим, но таинственно в нем говорится о Христе Спасителе, Его спасительном пути, о том, как Он взял на Себя различные человеческие прегрешения и пошел на подвиг крестных страданий, чтобы спасти человека, и как встретился с предательством Иуды.
Псалом называется «В конец, псалом Давиду». Почему «в конец»? Заканчивается время, когда иудеи жили до Пришествия Христа Спасителя и их действия были оправданы. А когда они Его не узнали, наступило рассеяние, которое они получили за грех неприятия Христа. То есть это действительно конец, последнее время их духовной жизни.
Псалом небольшой, но по смыслу весьма наполненный. Святые отцы говорят, что вся Псалтирь делится на пять частей, пять книг, и 40-й псалом завершает первую книгу, которая начинается с 1-го псалма – «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…», и здесь уже говорится о вещах духовных, вечных.
«Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит eго Господь». Блаженным называется человек, разумно относящийся к нищему и в то же время видящий убогого человека. Казалось бы, чем нищий отличается от убогого? Святые отцы видят разницу: если нищему не на что кормиться, он не работает, а только просит милостыню, то убогий мало зарабатывает, но все-таки работает сам на себя, и такому человеку тоже нужно обязательно помогать – нужно видеть не только человека неимущего, который вообще ничего не имеет, но и того, кто трудится, но многое у него в этой жизни не получается.
Конечно, к нищему всегда относились снисходительно, потому что Господь и в Ветхом, и в Новом Завете особое внимание уделяет делам милосердия. Не раз говорит и премудрый Сирах: кто подает нищему, тот дает Самому Богу. «Праведный весь день милует и взаим дает», – говорит Священное Писание. Много об этом сказал и Сам Спаситель, указав, что если мы не будем милосердно относиться к нашим близким, то должны ожидать Суда Господа над нами без всякого милосердия и снисхождения. Господь обязательно будет спрашивать о нашем отношении к тем, кто окружал нас: накормили мы их, когда они алкали, напоили их, когда они жаждали, или поделились одеждою, или посетили в больнице, темнице? Все это дела милосердия, которые человеку необходимо сделать, чтобы его жизнь была нормальной здесь, на земле, и, конечно же, чтобы Господь принял его в вечные обители.
Что мы можем говорить о страннолюбии и нищелюбии? Только то, что эти дела нам необходимо совершать. «В день лют избавит eго Господь» – то есть такого человека, который разумно, с рассуждением, с добрым и мудрым подходом относится к нищему и убогому. Почему здесь тоже необходимо иметь мудрость? В жизни мы видим, особенно в наше время, различных нищих, для которых, как бы лучше сказать, это работа, ремесло. Поэтому мы должны разумно подходить к милостыне и помнить слова святых отцов, говоривших, что «милостыня должна запотеть в руке твоей», чтобы она действительно попала в нужные руки и не принесла вреда тому, кому она предназначается.
Уже говорят, что есть мафия, целые группировки нищих, для которых это действительно работа и которые отдают часть собранного, что называется, наверх – практически преступные группировки, и попасть в их число нелегко, это какая-то закрытая организация. И потом, мы возле храмов часто видим людей, извините, просто пьяных, которые собирают себе деньги на выпивку, а затем возвращаются в храм и невесть что творят… Я помню, Вы рассказывали, что Ваша покойная мамочка давала Вам копеечку, чтобы, идя в храм, Вы подали ее нищему и сказали, за кого молиться.
– Это очень важно: тот, кто принимает милостыню, во-первых, должен возблагодарить Бога, что Господь дал ему такую возможность, а во-вторых, он милостыню тоже отрабатывает. Молитва – это серьезный труд, и нет ничего тяжелее, как Богу молиться да старых родителей кормить. Поэтому пусть нищий помолится, и тогда эта милостыня, даже если человек неправедно ее собирает, послужит ему не в грех и не в осуждение. Об этом мы тоже должны помнить.
Но все равно любой, кто дает милостыню, находится на особом счету у Бога. Господь такого человека никогда не оставит – он являет милосердие, и Господь к нему тоже явит Свое милосердие, и в день лют избавит eго Господь – в день скорби, в злой день. Лютым и злым днем мы называем день, когда у нас происходят какие-то неприятности или мы теряем здоровье. Святые отцы называют самым лютым днем день Страшного Суда, когда каждому человеку будет вынесен приговор за его земную жизнь. Поэтому в самый страшный день каждый человек захочет быть оправданным. Чем мы оправдаемся? Господь говорит, что оправдаться можно тем, что мы разумно подходили к нищему и убогому – человеку, который нуждался в милости, и явили эту милость.
Мы говорили, что 40-й псалом еще и христологичен, здесь говорится о Христе и Его служении. Почему такое отношение к милости у Бога? Сам Господь явил милость ко всему человечеству, недостойному этого. Он пришел на эту землю, был Человеком, чтобы спасти человека, чтобы открыть ему двери в Царство Небесное: Создатель уничижает Себя до Своего создания, чтобы мы имели жизнь вечную и никто бы из нас не умер.
На нашем телеканале «Союз» идет программа «Социальная помощь», где показывают людей в трудных обстоятельствах – как правило, это мамочки, у которых очень больные детки. И я с глубочайшим удовлетворением должна сказать, что телеканал собирает средства, и немалые. А наша православная аудитория, как правило, – это не самые богатые люди...
– Но самые милосердные.
И действительно собирают необходимые деньги на лечение. Это так отрадно, что мы, православные, при всей загруженности (сейчас всем тяжело) все равно проявляем милость и собираем деньги на лечение больным деткам! Я благодарю всех телезрителей, кто своим участием помогает собирать средства.
– Я думаю, что эта передача помогает расположить людей к тому главному деланию, к которому мы призваны Самим Господом.
«Господь да сохранит eго и живит eго, и да ублажит eго на земли, и да не предаст eго в руки врагов eго». Эти слова Псалмопевца относятся к первому стиху – тот, кто творит милостыню, Богом не будет забыт, Господь будет хранить такого человека на любых путях его непростой жизни. И, конечно, милосердие Божие будет явлено и тогда, когда он будет немоществовать своей душой и своим телом.
«И да ублажит eго [Господь] на земли» – мы уже говорили, что у такого человека будет безбедная и спокойная жизнь, достаток. И Господь не даст его в руки врагов, всегда будет защищать его ради той великой милостыни, которую тот являет к ближним, нищим и убогим – ведь не каждый может пережить нужду. Но чтобы людям, несущим этот крест, было легче, Господь и делает некоторых людей богатыми, но и ответственными за бедных людей. Если мы не творим эту милостыню, если мы ее творим неправильно, Господь ее не принимает.
Ведь милостыня бывает разная. Бывает подаяние по отношению к нищему и убогому, действительно нуждающемуся. Но бывает милостыня или, как сейчас говорят, «спонсорская помощь» тем, кто занимается неприличными делами, создает какие-то развлекательные передачи или устраивает показы мод, конкурсы красоты, развращающие человека. Такая милостыня не угодна Богу, и ее Господь никогда не примет. То есть подая-ние должно иметь праведную сторону, которая приятна Богу, и благодетельного человека Господь называет блаженным.
Я думаю, некоторая милостыня служит гордыне, когда человек требует, чтобы его назвали в качестве благотворителя конкурса красоты (или иного), думает: «Я должен сидеть в первом ряду, вы меня обхаживайте».
– Это милостыня вне праведности, так скажем. «Господь да поможет eму на одре болезни eго». Даже отдельно говорится, что Господь не только живит его, то есть дает жизнь, но и на одре болезни не оставляет, дает ему утешение, и одр его (то есть постель, к которой человек в основном приковывается по болезни) становится местом отдохновения, а не местом скорбей и переживаний.
«Все ложе eго обратил еси в болезни eго» – Господь переменил болезнь его на здравие, исправил болезненное состояние на состояние здорового человека, послал ему исцеление, причем скорое. И человек с благодарностью возвращается к своей обычной жизни.
«Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти». Эти слова как бы переломные в псалме – естественно, псалмопевец Давид также молился, чтобы Господь помиловал его и исцелил его душу: «Я согрешил Тебе, Господи, Ты прости и помилуй меня, но помилуй не просто так, не просто так дай исцеление моей душе, а потому что я исполняю заповеди, повеления Твои, я всегда был милосердным и являю милостыню ко всем тем, кто нуждается». То есть если он и обращается к Господу, то просит не просто подаяния, а явить милость, ведь он сам милосердный через исполнение слов Священного Писания.
Но в то же время эти слова относятся и ко Христу Спасителю. И тогда возникает вопрос: почему Сам Спаситель, будучи Сыном Божиим, обращается к Богу Отцу, чтобы Он Его помиловал, исцелил Его душу, яко согреших Ти? И здесь святые отцы совершенно полноправно говорят, что Христос принял человеческий образ, взял на Себя человеческие грехи, чтобы взойти с ними на Крест и исцелить человеческую душу. Поэтому Он вправе говорить такие слова, показывая, что Он – совершенный Бог и совершенный Человек.
«Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя eго?» – здесь мы говорим и о псалмопевце Давиде, который обращается к Богу с этими словами. Он утверждает, что враги хотели, чтобы он поскорее умер и имя его погибло, чтобы никто не вспоминал о нем как о добром, хорошем человеке. Но ведь у Христа Спасителя тоже были враги – фарисеи и книжники, которые хотели Его гибели, и не только хотели, но и предали Его на смерть. Они говорили: «Вот Он умрет и погибнет имя Его». Они думали, что сейчас, пока Он живет и творит такие дела, имя Его не сможет погибнуть, авторитет Его не сможет исчезнуть, и тропа к Нему не сможет зарасти – люди будут идти за Его чудесами, Его Божественными словами, Его огненными глазами, которые освещали и дарили добро, а умрет Он – и все Его забудут. Но ничего у них не вышло, и нет имени выше и святее во всей Вселенной, чем имя Господа нашего Иисуса Христа. Оно, наоборот, оказалось самым прославленным.
«И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце eго, собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше вкупе». Здесь уже говорится об Иуде-предателе, который искал случая предать Христа Спасителя. «И вхождаше видети» – он входил везде, где бы ни находился Спаситель, он был Его учеником. Мы знаем, что за Иисусом Христом ходило очень много народу, но Иуда всегда, в любое время имел возможность пройти к Учителю, толпа расступалась. Простые люди не могли подойти ко Христу – приходилось и кровлю разбирать, и на дерево залезать, чтобы увидеть Спасителя. А Иуда везде ходил с Ним – и не ценил это. Он был очень близок к Господу, выполнял очень важное послушание при служении Спасителя на земле. Но он этого не понял и вышел вон из среды апостольской, хотя был вместе со Христом.
«На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне». Это предательство выразилось в том, что Иуда оклеветал Господа и сам искал книжников, фарисеев и первосвященника, чтобы предать Христа Спасителя за определенную мзду.
«Слово законопреступное возложиша на мя: еда спяй не приложит воскреснути?». Какое слово законопреступное? Это неправедное слово. Нарушение закона – это нарушение слов, которые выражены в Священном Писании: оно говорит нам, что мы должны делать и что мы не можем делать. Если мы творим то, что разрешает нам Священное Писание, тогда мы исполняем закон. Если мы действуем вопреки, идем на какой-то компромисс ради определенной выгоды и говорим, что эта выгода «святая», творим некую талмудическую хитрость, тогда мы являемся законопреступниками, потому что мы не исполнили Закон Божий.
Слово законопреступное возложиша на мя: все они говорили: «Распни, распни Его! Предай Его смерти, мы имеем Закон, и по нашему Закону Он должен умереть». Но это была прямая ложь – как сказал Пилат, «аз ни единыя вины обретаю в Нем». Это было видно, и иудеи понимали, что в Нем нет вины. Но была зависть, и Его нужно было убрать. И тогда люди начали клеветать на Него. Священное Писание запрещает предавать смерти невинного, поэтому израильтяне и явили законопреступное.
«Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание». Здесь вновь речь идет об Иуде-предателе, о котором Иоанн Златоуст говорит, что он и был со Христом, и Христос уповал на него и видел в нем Своего ученика, но когда тот взял хлебы, тут же вышел и предал Спасителя.
«Ты же, Господи, помилуй мя, и возстави мя, и воздам им». Что хочет воздать Господь? Он просит отпущения грехов: «Отпусти им, ибо не ведают, что творят». И хотя Господь Сам Себя предал до смерти, однако же за всех, кто творил над Ним суд, Он молится и за всех просит прощения у Господа.
«В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне». Всех возлюбил Господь. И враги погибли не потому, что Господь их погубил, а потому, что они сами пошли за своими страстями. «Мене же за незлобие приял и утвердил мя еси пред Тобою в век». За незлобие – за смирение, за послушание и исполнение воли Божией, которую Сын Человеческий исполнил по Совету Святой Троицы здесь, на земле.
«Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди». В этих словах звучит и подтверждение, и молитва, и благодарение Бога за так устроенное в этой жизни, что человеку открыта возможность приобщиться к будущему. Поэтому пусть будет имя Его благословенно от века и до века. Буди, буди – это вместо подтверждающего «аминь».
Спасибо Вам большое! Очень назидательный псалом, который затрагивает многие стороны нашей повседневной христианской жизни. (Продолжение следует)
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.