Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (900) → Протоиерей Александр Агейкин: Крещение Господне

Протоиерей Александр Агейкин: Крещение Господне

№3 (900) / 17 января ‘17

Беседы с батюшкой

Открыв церковный календарь, мы видим, что 19 января Церковь празднует святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святое Богоявление и Крещение – это два разных праздника, отмечаемые в один день, или это все же одно Евангельское событие?

– Это одно Евангельское событие, которое можно именовать как крещение Иисуса из Назарета, пришедшего к Иоанну на Иордан, но в этот момент была открыта тайна Его Божества в особом явлении благовествования, которое произошло во время самого крещения.

Когда-то в древности праздник Рождества и Крещения объединялся в один праздник – праздник Богоявления: в нем совмещались и воплощение Сына Божьего, и Его явление миру через крещение, но позднее их разделили на два отдельных праздника: Рождество и Крещение. Поэтому то, что мы читаем в календаре: Богоявление Господа нашего Иисуса Христа (Крещение), – это один момент Евангельской истории.

А почему Рождество и Крещение разделили, если раньше их отмечали вместе?

– Все эти уточнения происходили позднее, на фоне образования каких-то ересей, когда Церковь противостояла ложным учениям о том, что не было Рождества и вообще Иисус Христос либо не Бог, либо Бог, но не Человек. Поэтому в истории Православной Церкви происходила такая трансформация для того, чтобы упразднить все эти недоумения и преодолеть различные еретические учения, возникавшие в ходе первых веков христианства.

А в чем заключается Богоявление?

– Об этом повествует Евангелие, которое читается за богослужением: о том, как Христос пришел к Иоанну на Иордан, чтобы выполнить полностью то, что предстояло Ему как Богочеловеку. Иоанн Креститель провидел Духом Святым, Кто перед ним стоит, и пытался немного отойти в сторону, преклониться перед Божеством, а Христос сказал, что им обоим надлежит выполнить все это, и в момент крещения раздался с небес глас Бога Отца: «Сей есть Сын мой возлюбленный». Многие увидели сходящего на Христа голубя – в этом виде сходил Святой Дух. Это событие и называется Богоявлением, потому что здесь открылась тайна Триипостасного Божества.

А для чего Христу нужно было креститься? Ведь по еврейским обычаям крестились, чтобы омыться, очиститься от грехов, но Христос был безгрешен.

– Богословы до сих пор рассуждают о том, какова была природа крещения Иисуса Христа от Иоанна: было это таинство, которое и мы воспринимаем от крещенской купели, или было что-то другое, исполнение какой-то правды?

Иоанн Креститель, явившись миру, призывал людей к покаянию, к началу новой жизни. Соответственно, чтобы начать новую жизнь, нужно смыть с себя остаток старого. Христос был безгрешен, но Он как Человек должен был выполнить весь Закон. После Рождества Христова мы празднуем Обрезание Господне. Для чего Младенцу Иисусу надо было проходить обрезание, если Ему это не было нужно как Сыну Божию? Чтобы выполнить всю правду, касающуюся человеческого естества: то, что воспринято Богом телесно, должно пройти все ступени восхождения к Богу и Отцу. Соответственно, омыться в водах реки Иордан приходили многие иудеи, чтобы исповедовать свои грехи, получить некое ритуальное омовение, чтобы начать новую жизнь. К этому и призывал Иоанн Креститель. Христос по Своему человеческому естеству должен был выполнить все, что надлежало исполнить человеку. Поэтому мы и говорим о том, что Он не как Бог прошел через это омовение в реках Иордана, а как Человек.

После крещения Господь отправился в пустыню, чтобы поститься сорок дней и явить миру Свое Евангелие, Свою благую весть. То есть перед уходом в пустыню Он должен был соблюсти формальности человеческого естества. Иоанн Креститель ничего нового не принес. Если бы он призывал к чему-то новому, то, наверное, мало кто пришел бы к Иордану. Значит это омовение было традиционным. В Ветхом Завете множество раз можно прочитать предписания о различных ритуальных омовениях, и в Евангельской истории Христос говорит прокаженным: «Идите, омойтесь и покажитесь священнику», то есть ритуальное омовение в речных водах было естественным, знакомым, и они пришли, чувствуя, что их ожидают какие-то перемены. Для этого Иоанн и призывал их покаяться, то есть отказаться от старой жизни, омыться от нее и начать новую жизнь.

Как раз тогда были сказаны слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

– Да, с этого начиналась проповедь Иоанна Крестителя. Если бы Иисус тогда явил Себя миру, Ему могли бы задать резонный вопрос: «А Ты Кто?» И многие из учеников, первые апостолы, последовали за Ним и спрашивали, кто Он, где живет. «Приходите и увидите», – говорит Христос Андрею Первозванному.

То есть крещение было той формальностью, которая была в то время необходима?

– Это было готовностью к новой жизни: акт свободной воли, чтобы начать новую жизнь. Ведь фарисеи тоже приходили к реке Иордан послушать Иоанна, но немногие из них заходили в Иордан, немногие совершали крещение. Они приходили послушать, что интересного скажет Иоанн, чтобы потом было что обсудить, поспорить, но они не были готовы начать новую жизнь.

Спаситель сказал, что Он пришел не нарушить, а исполнить Закон.

– Да, исполнить то, что надлежит. Он не отменил ни одной заповеди, Ему надлежало исполнить их все. И еще сверх того выполнить, подняв человечество на новую высоту нравственного закона.

В Крещенский сочельник и сам праздник Крещения службы совершаются особым чином, и многие прихожане, которые из года в год ходят в храм, знают, что службы совершаются иначе, чем в обычные дни. Поясните, в чем состоит отличие крещенских богослужений.

– Служба сочельника внутренне готовит нас к предстоящему празднику. В сочельник всегда пост. Этот один день поста предуготовляет человека к тому, чтобы он более внимательно воспринял то событие, которое собирается праздновать духовно, молитвенно.

Богослужение сочельника предуготовляет к смысловому восприятию праздника Крещения. Оно состоит из так называемых царских часов, когда византийские императоры приходили послушать особые чинопоследования часов, в которых содержится только один псалом из первого, третьего, шестого и девятого часа, а остальные два – другие, и всегда читается Священное Писание во всей полноте (пророчества из Ветхого Завета, Апостольское послание и Евангелие) на первом, третьем, шестом и девятом часе. Ветхозаветные пророчества повествуют о Богоявлении, о радости единения с Богом. Все это настраивает на главное богослужение праздника, которое начинается со всенощного бдения. А через часы и изобразительны, через пение особых псалмов переходят в совершение вечерни, которая перетекает в Божественную литургию. Когда-то в древности это было очень длительное богослужение, оно длилось всю ночь. Сейчас это все совершается компактно, и эта компактность – чтобы человек не потерял смыслов праздника.

Очень важно молиться и на богослужении сочельника, восприняв на себя такой духовный подвиг, прийти на всенощное бдение самого праздника, состоящее из великого повечерия и утрени, и помолиться на праздничной Божественной литургии. В оба эти дня совершается великое освящение воды по одному и тому же чину, который ничем не отличается. Это уже народные предания, когда люди рассуждают, что если два раза совершается освящение, значит должна быть разница, иначе оно не совершалось бы дважды. Но мы забываем о том образе жизни, который был раньше и от которого нас отделяют века, десятилетия. Это сейчас открыл кран – и вода течет постоянно. Шестьдесят лет назад нужно было потрудиться, чтобы эту воду натаскать в чаны, бочки, емкости, и все равно ее не хватило бы на всех. Соответственно, два дня освящения по одному и тому же чину традиционно проходят не потому, что вода будет отличаться по своему естеству, а чтобы каждый мог взять себе эту святыню, чтобы всем досталось.

То есть не имеет значения, когда взять святую воду: накануне, в сочельник, либо в сам день праздника?

– Абсолютно непринципиально. Если говорить о традициях нашего первопрестольного города, то очень многие хотят взять воду, освященную Предстоятелем Церкви.

И поэтому, еще со времен Патриарха Сергия, Предстоятель всегда совершает это освящение сам, но не каждый житель нашего города сможет отстоять огромную очередь в Храм Христа Спасителя, поэтому и у Патриарха есть традиция дважды освящать воду: в Крещенский сочельник – в Храме Христа Спасителя, в нижнем Преображенском храме, а в сам день праздника – в Богоявленском соборе.

В Храме Христа Спасителя в сам день праздника воду освящает либо служащий архиерей, либо ключарь собора – отец Михаил, но она освящается уже в малых количествах, для своих внутренних нужд, потому что каждый может спуститься в нижний храм и почерпнуть воду, освященную в сочельник Патриархом. Так же и в Богоявленском соборе: в сочельник воду будет освящать Владыка Феофилакт, викарий Московской епархии, а на следующий день – Святейший Патриарх Кирилл, чтобы и здесь люди имели возможность взять воду, освященную Предстоятелем Церкви. Но человек также может набрать святой воды в сочельник или в сам праздник в любом храме, она ни в чем не умаляется.

То есть это народное поверье, что в крещенский сочельник вода богоявленская, а в сам день праздника вода крещенская?

– Более того. Говорят, что крещенскую воду можно пить, а богоявленскую можно использовать только для хозяйственных нужд. Это уже народные традиции.

Чем отличается вода, освященная великим чином, от воды, которую освящают в храме, может быть, каждую неделю?

– У нас в храме водосвятные молебны совершаются каждый день, но по чину малого освящения воды. Чин великого освящения воды – это воспоминание того момента, когда вода была освящена тем, что Само Божество соприкоснулось с водами Иордана, когда Сын Божий вошел в воды реки и раздался глас Самого Отца, когда многие, кому было дано, увидели явление Духа Святого в виде голубя и когда водная стихия изменилась, соприкоснувшись с Творцом.

Что произошло? В воды Иордана зашел Творец, от Которого все началось. И сама вода стала водой по слову Бога Отца через Сына и Святого Духа. Во время великого освящения читаются паремии (пророчества) и особые молитвы, которые отличаются от молитв малого освящения, особые прошения на мирной ектении, которых больше и гораздо глубже тех, что на малом освящении воды. Поэтому это особая вода, по-гречески ее именуют «агиасма», то есть «святыня». Есть святоотеческие упоминания о том, что отлученным от Причастия, снисходя к ним, рекомендовали в этот период пить агиасму, чтобы человек не погиб окончательно. То есть это особая святыня.

Зачастую люди приходят в храм, чтобы набрать крещенской воды и уйти, и при этом никак не участвуют в литургической жизни. Насколько такая практика полезна для человека?

– Это откровенное язычество, не имеющее никакого отношения к духовности. Я понимаю, когда в советское время перекрывали трубопроводы или специально снижали давление, чтобы не дать людям набрать воды… Как рассказывали, в день Крещения вода из крана могла течь тоненькой струйкой, и все равно люди с терпением, кротостью, благоговением ждали, пока наполнятся резервуары водой, чтобы ее потом почерпнуть. И тогда несколько раз совершали освящение из-за того, что храмов в Москве было очень мало.

У нас в соборе существовала такая практика: первое освящение воды совершалось в 6 часов утра, до начала ранней Литургии. Мне пришлось упразднить эту практику, потому что согласно Уставу вода освящается по окончании Литургии: по заамвонной молитве духовенство исходит на освящение воды, потому что первично таинство таинств, совершаемое на Литургии, а остальное вторично, иначе получается подмена. Многим действительно было удобно: пришел в 6 часов утра, набрал водички и целый день занимаешься своими житейскими делами. Спросишь:

– А зачем ты пришел за водой?
– Ну как же, без святой воды и дом не дом: и скотинку окропить, и дом, и попить самому.
– А ты причащаешься?
– А зачем мне причащаться? Некогда мне, и немощь, и в храм тяжело ходить, а так в 6 утра пришел, народу никого, набрал водички и пошел.

Это и есть откровенное язычество, сразу вспоминается «живая» и «мертвая» вода – такие сказочные вещи. Это бытовое христианство: «Все, что говорят в храме, мне мало понятно, а вот водичка, говорят, помогает – выпьешь, и все недуги пройдут». Хотелось бы наполнить все это настоящим смыслом, когда человек с благоговением и молитвой приступает к святой воде, когда он участвует в Литургии, когда, очистив себя покаянием, постом и молитвой, приобщается к Святым Дарам от единой Чаши Тела и Крови Христовых, а потом уже с благоговением несет в свой дом агиасму. Все должно быть на своем месте, иначе, если цепочка рвется, то нет смысла в этой цепи – она ничего не держит.

Насколько уместно окроплять святой водой скотину, свой дом?

– В чинопоследовании освящения об этом говорится – «и кропящим, и мажущимся этой водой…», то есть это нормально. Если это совершается с молитвой, значит человек призывает на помощь благодать Божию, которая сосредоточена в этой воде. Она изменила эту воду, значит, соответственно, эта благодать может остаться и в твоем доме через окропление и благоговейное отношение, через омовение.

Обязательно ли купаться в проруби на праздник Крещения?

– В церковной традиции такого не существует. Это была благочестивая человеческая традиция, которая сейчас тоже трансформировалась в какие-то крайние, неестественные для духовной жизни формы. Когда люди, и часто нетрезвые, приезжают купаться к этим «иорданям», большинство из них на богослужении не были, но они хотят покуражиться, показать свою молодецкую удаль. В советское время это называлось моржеванием. Что изменилось? Моржевание совершается в день христианского праздника?

Я могу понять, если человек, помолившись, приехал и с благоговением совершил это омовение в речной воде, ободрив себя, но чаще всего это превращается в искушение Бога. Господь говорит: «Не искушай Господа Бога твоего», и говорит это самому дьяволу в пустыне после Своего крещения. И мы часто искушаем Самого Бога, когда говорим, что такие купания гораздо полезнее, чем покаяние и молитва на богослужении, и понятнее нам, чем причащение. Все должно быть в меру. Я не категоричный противник купаний, но они должны быть наполнены духовным смыслом. Если это воспитание духа, силы воли – пожалуйста, но с правильной расстановкой смысла и с глубиной. А по-другому нет смысла совершать это действо. Часто, к сожалению, у нас бывают перегибы.

Меня спрашивают, поеду ли я купаться. Многие священники совершают такие погружения ночью под Крещение. Но если обратиться к источникам, у Коринфского в «Народной Руси» есть упоминание смысла этих погружений, которые берут свое начало в XVIII – XIX веках, когда появляются традиции общих купаний на Крещение. Он пишет, что было такое предание: те, кто занимался языческими вещами в святки (гаданием, разгулом), должны омыть эту скверну, погрузившись в прорубь. То есть если ты купался в проруби, значит, ты недостойно провел святки. А сейчас все наоборот.

Христос показал нам пример, крестившись в водах Иордана. А что нам дает Крещение?

– Во-первых, сам праздник Крещения – это, конечно, воспоминание нашего личного Крещения и тех обетов, которые мы давали Богу. Ежегодно, подходя к этому празднику, мы можем вспомнить, как мы провели этот год, какие обеты своего Крещения нам удалось соблюсти, как мы умерли для мира и родились для новой жизни в Крещении и соответствуем ли этому?

Праздник Крещения – это еще и молитва за тех, кто пока не осознал необходимости войти в Церковь, не осознал того, что он должен стать частью Церкви. Раньше в этот праздник крестили оглашенных. В этот день поется: «Елице во Христа креститеся, во Христа облекостеся» – это воспоминание той традиции, когда те, кто готовился к Крещению на протяжении довольно длительного периода, становились членами Церкви. Это был праздник для всей общины. И все вспоминали свое Крещение. Это был главный стимул переосмыслить свою жизнь, свое место в Церкви, понять, что сделал для Христа и как прошел этот духовный путь. Смысл праздника не в том, чтобы свечку в этот день поставить в храме. Нужно подумать о себе, своем месте в Церкви, ведь когда-то через купель Крещения человек вошел в Церковь – остался ли он в ней, стал ли ее частью или остался сторонним наблюдателем?

Неужели нам не спастись без купели Крещения?

– А что такое купель Крещения? Это снисхождение к человеку через это таинство, когда человек погружается в купель как в воду всемирного потопа, для того чтобы умереть, но благодатью Божией рождается для новой жизни.

То есть умереть для греха?

– Да.

То есть обязательно после Крещения человек должен изменить свой образ жизни?

– Те люди, которые приходили креститься к Иоанну, были готовы к чему-то новому: омылись от старого и были готовы для нового. Мы покрестились – умерли для старого (для греха), чтобы родиться для вечности. Как без этого? Без этого нельзя, это наш вход в Церковь, в вечность. И это акт свободной воли человека: «Я готов умереть, чтобы во мне жил Христос». Как говорит апостол Павел: «Теперь не я живу, но живет во мне Христос». Таково было его восприятие после того, как он принял святое Крещение.

Что сегодня нужно, чтобы принять таинство Крещения? Просто прийти в храм и изъявить свое желание, или есть какая-то определенная процедура?

– Сейчас, милостью Божией, у каждого есть возможность прослушать огласительные беседы. В каждом храме Москвы и за ее пределами сейчас совершаются две огласительные беседы, когда человек может узнать о смысле своего нового пути: куда он идет, для чего он это делает, об основах нашей веры, нужно ли ему вообще креститься.

Крещение – это не просто ритуал, обряд, когда помимо твоей воли что-то произойдет, это твой выбор, свободное проявление твоей собственной воли изменить свою жизнь. Номинально у нас есть семь таинств, хотя, если богословски рассуждать, их гораздо больше. Эти таинства не могут произойти без воли человека: ничто не совершается без свободной воли человека, ведь свобода в человеке – это дар Божий. Соответственно, Крещение – это начало всех таинств, потому что через него открываются двери ко всем остальным таинствам и к самому главному таинству – Евхаристии, к возможности причащаться. Крещение в древности всегда соединялось с Литургией, чтобы человек мог соединиться со Христом в этом таинстве. Это начало жизни в таинствах, в благодати, поэтому Крещение – первотаинство, которое подводит к возможности жить в благодати Божией.

Без Крещения не спастись, не наследовать жизнь вечную...

– Остальные таинства невозможны без Крещения.

Значит, нам нужны и другие таинства кроме таинства Крещения…

– Человек немощен и не может сказать: «Я готов, Господи, стать частью Церкви, я вошел в купель». Но когда он вышел из нее, очень быстро вновь совершает какую-то ошибку, и что же – еще раз креститься, омываться от скверны?

А второй раз креститься можно?

– Нет, «исповедую едино Крещение во оставление грехов», как написано в Символе веры. Поэтому нам и дано таинство Покаяния. Как святые отцы говорят, мы омываемся слезами покаяния как неким вторым Крещением, а потом третьим, четвертым и т.д., то есть всю свою жизнь человек должен сверять себя, смывать с себя скверну греха. Это дар Божий, иначе не было бы смысла в жизни, только бездна отчаяния и уныния.

Бытует такое мнение, что в таинстве Крещения смываются грехи, которые были совершены ранее. Так ли это?

– Да, при искреннем раскаянии и изменении образа жизни. А если человек просто хочет умолчать об этих грехах, а потом к ним вернется, значит он опять вернется к той нечистоте, от которой ушел. Для взрослых людей перед Крещением обязательна покаянная беседа со священником, когда вообще поднимается вопрос, что такое грех и что такое добродетель. Это не таинство Покаяния, но это выяснение намерения больше не возвращаться к греховной жизни, чтобы человек понимал, что ему предстоит, от чего ему нужно отказаться.

В 90-е годы, по большому счету, никто с людьми в храмах не разговаривал, люди приходили и крестились – не было ни огласительных, ни покаянных бесед. Люди вроде бы оказались крещены, но это «мертвые души», если можно так выразиться.

– Они не «мертвые», они спящие. Душа человеческая бессмертна, если, конечно, речь не идет о людях, как сказал апостол Павел, сожженных в совести. Такие люди бывают. Но большинство людей – просто искренне не знающие, не ведающие, не задающие вопросы. А сейчас появились огромные возможности – и у них, и у нас, пастырей, – пробудить интерес к вере, к подлинному смыслу жизни, добродетели, благочестию. Это можно сделать, когда такой человек, крещенный в 90-е годы без понимания, приглашается быть восприемником, крестным. Такие люди тоже должны пройти огласительные беседы, которые существуют не только для тех, кто в сознательном возрасте готовится креститься, но в первую очередь для восприемников. И на них человек впервые иногда слышит о смысле человеческой жизни, о себе и своих перспективах что-то такое, о чем раньше даже и не задумывался – и душа пробуждается.

Иногда капризно говорят: «Вот, придумали ходить на эти беседы два раза, две недели подряд тратить воскресный день, чтобы по часу слушать священника или катехизатора, но не у каждого есть на это время и возможности». Но в нашей практике очень часто люди потом благодарят, потому что появилась возможность пообщаться со священником, задать ему вопрос. Многие впервые услышали о добродетелях, о вере, грехе, о том, что они живут неправильно, но не ведают этого. Поэтому я думаю, что эти души не «мертвые», а уснувшие до определенного времени, когда Господь может постучать и в это сердце.

В 90-е годы крестились иногда в угоду моде.

– Это была не мода, а просто открывшаяся возможность. В начале 90-х годов, когда я еще не был в священном сане, у меня было послушание оформлять крестины в храме. Священнику тогда надлежало окрестить за день 180–200 человек. О каких беседах тут можно было говорить? Меня очень просили разделять людей на какие-то небольшие группы, чтобы крестить хотя бы по 50 человек. И то это было очень много: помимо 50 крещаемых в маленьком помещении собирались и их восприемники. Представляете, какими были условия, в которых священникам приходилось крестить людей? И не их вина, что они не смогли тогда сказать нужные слова крещаемым. А сейчас у нас такая возможность есть – и мы должны ею пользоваться.

То есть слава Богу, что они хоть таким образом, но крестились?

– Да, потому что даже в моей небольшой практике есть огромное количество людей, которые услышали о Боге, о вере спустя 20 лет после Крещения и остались в Церкви.

Бытуют разные точки зрения насчет Крещения младенцев. Кто-то говорит, что нужно крестить детей, когда они подрастут и сознательно придут в храм и к Богу, а кто-то говорит, что нужно крестить чуть ли не на сороковой день после рождения. Какое у Вас отношение к этому?

– Своих детей я крестил буквально через две недели после их рождения, потому что крестить младенцев – это нормально и не противоречит канонам Церкви, но мы крестим детей по вере их родителей и восприемников. Поэтому следует задать вопрос: каких детей не нужно крестить? Тех, которые, можно сказать, обворованы тем, что у них неверующие и незнающие крестные и такие же родители? Но, может, тогда отложить не до того момента, когда эти дети вырастут, потому что вырастут они в неверующей среде, а до того времени, когда какие-то основы веры донесут до родителей? Тогда я соглашусь, что Крещение этого ребенка стоит отложить, потому что мы отдаем святыню в дом, где нет благочестия. Но если и родители, и восприемники – благочестивые верующие, почему мы должны отказываться крестить детей?

Расскажите, пожалуйста, какая череда богослужений предстоит нам в эти святые дни в Богоявленском кафедральном соборе.

– Для нашего собора праздник Богоявления является главным храмовым праздником, в честь него освящен престол, на котором осуществляется служение великого таинства Евхаристии.

В эти дни, как и в каждом храме, у нас будут проходить богослужения Крещенского сочельника (18 января, в понедельник): ранним утром (в 7 утра) мы будем совершать чтение царских часов (в других храмах, может быть, это будет немного позже), потом чтение изобразительных и примерно в 9.30 – вечерню с Литургией Василия Великого. По ее окончании будет совершено первое великое освящение воды, которое совершит викарий Святейшего Патриарха, епископ Дмитровский Феофилакт.

В этот же день в 18.00 Святейший Патриарх Кирилл совершит всенощное бдение, состоящее из великого повечерия и утрени, которое продлится примерно до 21.00. В сам день праздника, 19 января, у нас будут совершены две Божественные литургии: в 6.30 – ранняя, по окончании которой тоже будет великое освящение воды; и поздняя, которую возглавит Святейший Патриарх, она начнется в 9.30 утра. По ее окончании (по заамвонной молитве) Патриарх Кирилл совершит великое освящение воды.

Адрес храма: улица Спартаковская, дом 15, метро «Бауманская» (оно уже открыто). К нашей великой радости, метро отремонтировали на два месяца раньше, и теперь каждый спокойно может доехать до нашего собора на метро.

Хочу напомнить, что 18 января телеканал «Союз» проведет прямую трансляцию всенощного бдения, которое возглавит Святейший Патриарх Кирилл, из Елоховского кафедрального собора г. Москвы. В день праздника в 9.30 будет прямая трансляция Божественной литургии, которую также возглавит Святейший Патриарх.

Расшифровка:
Елена Кузоро

Полную версию выступления вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс