Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №2 (899) 2017
Каких только досужих мнений, дорогие друзья, не приходится слышать от людей светских, пусть не советских, – мнений, касающихся жизни иноческой, призвания монашества. Некоторые из наших сегодняшних собеседников, быть может, по сию пору думают, что в монастырь идут скрываться от долгов, от кредиторов или от разбитой жизни, вчерашние актрисы пытаются спрятаться «от шума городского»… О нет, нет и нет. Но едва лишь только мы возьмем в руки гимны святого Симеона Нового Богослова, византийского писателя позднего Средневековья, мы поймем, что желание оставить многомятежный мир, роскошь Константинополя, византийской столицы у святого Симеона было продиктовано не желанием убежать от чего-то, но желанием обрести некое сокровище в глубинах его собственной души. Это сокровище есть не что иное, как искра Божьей благодати, напоминающая собою иногда сокрытый в лесной траве родник, что едва слышно журчит, – однако едва лишь усталый путник припадет к нему, встав на колени, как не сможет насытиться этой сладкой прозрачной ключевой водой, пьет и пьет и черпает в этих струях жизнь.
Так и сегодня, раскрыв акафист Иисусу Сладчайшему, мы найдем в нем, в акафисте, обращение к Спасителю: «Иисусе пресладостный, преподобных радование!». Из этих слов нам открывается замечательная истина, что иноки, оставляющие мир и все, что в нем, обретающие покой в обителях, находят там не унылое, вялое, блеклое, невыразительное житие, в котором каждый день похож на предыдущий и последующий. Иноческая жизнь – это не тюремное заключение, как кажется иногда греховодникам, которые ежедневно топят свой ум в чаше с кипящей влагой, но инок обретает некую полноту. Хорошо о ней сказано в Священном Писании: полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 23). Он Сам, обращаясь к человеческой душе, изрекает в Апокалипсисе, Книге Откровение: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8).
Для того-то мы все восприняли дар Духа Святого в таинстве Крещения, чтобы, пребывая в лоне семьи или выбирая иноческое призвание (каждому свое, каждому Господь предлагает путь, сообразный его собственному призванию), но занимаясь, по существу, одним и тем же, – эту искру превращали в пламя. То есть, молясь Господу на всякий день и час, обращаясь к Нему со всякой нуждой, как малые дети к своим родителям, неся свой жизненный крест с терпением и благодарением, мужественно преодолевая все невзгоды, мы обретали бы сокровенную радость – ту самую, о которой говорил Спаситель, которую обещал Своим ученикам в беседе на Тайной Вечере незадолго до гефсиманских страданий и Голгофского распятия. «Мир Мой даю вам, – вещал тогда Искупитель апостолам, – радость Мою даю вам такую, которую никто никогда не сможет у вас отнять».
Что это за радость? Это радость вечной жизни, ощущение которой преисполняет истинного христианина уже в земном бытии. Эта радость приходит к нам в таинстве Покаяния – Исповеди, и о ней, опять-таки, свидетельствует слово Божие: радость бывает на небеси, пред ангелы Божии, о едином грешнике кающемся. Это радость единения с Господом во Святом Причащении, так что мы начинаем, едва лишь только отойдем от Святой Чаши, разуметь соль и смысл слов, выбранных из псалмов Давидовых: Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.
«Иисусе пресладостный, преподобных радование!». В чем еще обретали подвижники сокровенное радование? Конечно, в уединении, которое означало для них встречу со Всемогущим, Всеблагим и Всепремудрым Богом. «Радосте моя, избави мя от обышедших мя» – так словами Давидова псалма молится христианин, именуя Бога, страшного и неприступного в Его величии, Радостью. Да, действительно, не ошибался преподобный Серафим Саровский, который говорил, что Дух Божий, едва лишь прикоснется к бессмертной человеческой душе, оживляет ее, радостотворит. Так на старинный манер выражался Саровский подвижник, говоря о взыгрании духа, ощущении удивительной внутренней полноты, осмысленности каждого мгновения, которое проживает христианин не один, но в единстве с Господом.
Радость преподобных – это еще особое, вышеестественное состояние ума, который у обычных, грешных людей заполонен мечтаниями, ненужными помыслами, домыслами. Иногда какой-то чехардой, ватагой вращаясь в нашем уме, они буквально приводят его в изнеможение. Речь идет о так называемых навязчивых мыслях, от которых человек, не привыкший молиться, не знающий, что Господа Бога можно попросить: «Избави меня, Господи, от дурных помыслов», мучается почти физической болью.
Радование преподобных – это ясный ум и чистое сердце, когда, выйдя на лоно природы, подвижник во всем созерцает невидимое присутствие своего Господа – и в шелесте листвы, и в сиянии ясного месяца, и во Млечном Пути, серебристым полотном пролегающим над его главою. Везде и всюду человек, чистый сердцем, видит присутствие Божие, знак, или печать, Его премудрости, силы и благости.
Конечно, наивно было бы считать, что иноки не имеют никаких печалей. На земле живем, и сами вы знаете, что годы часто прибавляют нам недугов и немощей. Везде люди, а, значит, везде страсти, какие-то огорчения, смущения, но если человек живет со Христом в сердце, если он старается распространять вокруг себя свет и тепло любви, милосердия, терпения, то, поверьте, никакие человеческие коллизии и смущения надолго не задержатся в сердце. Очень важно поэтому вытеснять все отрицательное, негативное из души, призывая Иисуса Христа. Молитва Иисусова была и остается радованием благочестивого сердца. И когда мы, вооружившись крестным знамением, идем дорогой жизни с верой, терпением и любовью, освящая каждый час, может быть, каждую минуту, каждый миг нашего бытия призыванием имени Христова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», – поверьте, какие бы скорби ни наваливались на нас, какие бы внезапные огорчения, беды ни сотрясали наше житие-бытие, Бог Своей вещей десницей всегда прикоснется к нашему челу, отведет уныние и печаль, а главное, даст нам крылья надежды и молитвы, укрепит нас в нашем делании. Человек, сильный духом, с Богом в душе, в состоянии преодолеть любые препоны, какие только ни вырастают на пути нашем, препятствуя нам войти в Небесный Иерусалим.
«Иисусе пресладостный, преподобных радование!»... Часто подвижник веры, сердце которого умягчено состраданием и любовью к людям, терпит скорбь. Нас огорчает, если наши близкие не идут дорогой веры, чести и добра, как мать не может не плакать, видя погибающего во грехах сына. Сердце болит за людей, но чем больше души мы вкладываем в нашу заботу о них, чем более печемся о них, ходатайствуем за них пред Божьим Престолом, тем больше сердце чувствует любовь Христову, и посреди скорбей и слез душа улыбается, потому что Господь необыкновенно близок ко всем, кто любит милость. И сбываются на настоящих христианах слова из Евангельских блаженств: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). (Продолжение следует)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.