Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №1 (898) 2017
– Сегодня мы рассмотрим 39-й псалом. Мы с вами не раз говорили, что Псалтирь не просто дает нам переживания и духовные советы, но она еще и христологична, в ней очень много пророчеств о Христе Спасителе, о новозаветной Церкви. И это не случайно, потому что псалмопевца Давида мы называем не только царем, но еще и пророком, ведь он очень много пророчествует о Христе Спасителе. 39-й псалом как раз наполнен христологичными предсказаниями, потому что псалмопевец Давид предвидел Пришествие Христово. И когда пришел Христос, Он открыл эту тайну для тех, кто искал ответа на вопрос: Он это или не Он? И когда люди читали Псалтирь, вдумываясь в каждое слово, они стали узнавать Христа Спасителя.
«Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою». В этих словах присутствует и буквальный смысл, и христология. Конечно, нужно потерпеть Господа. Не раз псалмопевец Давид говорит, что потерпеть – значит исполнить волю Божию. И Господь, испытывая нас в нашем терпении, все равно слышит нас. Он слышит нашу молитву, прошения и дает нам все потребное не только к этой жизни, но и ко спасению. Однако же в этих словах есть и ожидание народом Пришествия Христа Спасителя, ведь это терпение всегда было в ожидании, люди не просто терпели – они молились. О чем молилась ветхозаветная Церковь? О Пришествии Христа Спасителя, о том, что придет семя жены и сотрет главу змия. И наконец-то все это произошло – Господь услышал молитву ветхозаветной Церкви, пришел на землю, воплотился и принес спасение для всего рода человеческого.
«И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя». Откуда Господь вывел человека, когда пришел на эту землю? Давайте вспомним всю языческую огромную Церковь, которая находилась во рве страстей и в брении тины, то есть в грехах. Грех руководил человеком, исступлял его, страсти управляли человеком, помрачали его разум. Но Господь постави на камени нозе мои, то есть нозе Церкви Своей. «На камне сем созижду Я Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее», – говорит Господь уже в Новом Завете. «И исправи стопы моя» – то есть стал человек исправлять стопы свои: мы видим, как с приходом Христа Спасителя на землю стало преображаться человеческое общество. И в то же время мы дожили до того времени, когда видим совершенно иное – человек уходит от Господа, уходит от Христа, и происходит такая же деградация – человек вновь начинает опускаться в ров страстей и брение тины, то есть в грех, страсти человеческой жизни.
«И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа». Песнь новая – это новое направление, новое мышление, новое стремление. Такой песней мы можем называть Священное Писание, Евангелия, все новозаветные Писания, которые научают человека мыслить по-другому и возводят на более высокую ступень служения. В Церкви мы воспеваем уже новые гимны, новые песни пришедшему в этот мир Христу, Богу Отцу, давшему такое послушание Своему Сыну, Животворящему Святому Духу и, конечно, Пресвятой Богородице, послужившей делу Воплощения, и тем подвижникам благочестия, которые тоже ведут нас истинным духовным путем, показывая пример служения Богу, и уподобляют человека Небу и Самому Господу.
«Блажен муж, eмуже есть имя Господне упование eго, и не призре в суеты и неистовления ложная» – счастлив человек, который уповает на Бога и не живет попечениями и ложью этого мира. Ложью чаще всего называли язычество, волхвование, которые есть неправда, человеческий обман. Первые люди, принявшие Христа, уходили от обмана, лжи, неправды и становились совершенно счастливыми людьми, живущими в мире, покое. В наше время возвращаются и волхвование, и астрология, и магия. И человек буквально начинает теряться в этой жизни, ведь он обманут и идет за ложью. Если человек идет за Христом, значит, он идет за Правдой, а здесь он идет за ложью, приносящей немало вреда.
Особенно распространены в наше время гороскопы. Обратитесь, пожалуйста, к нашим телезрителям: к сожалению, даже православные, которые трудятся в храмах, иногда спрашивают меня: «Кто Вы, Любовь Сергеевна, по гороскопу?». Я обычно отвечаю: «Я по гороскопу – православная».
– Правильно отвечаете. Слишком много всего перемешано в этой жизни, и человеку, даже и не желающему этого, навязывается. Открывая любую страницу интернета, обязательно встречаешь гороскоп, где начинают предсказывать. И, конечно, человек слабенький хочет узнать: «Что меня сегодня ждет, не побьет ли меня жена сегодня скалкой? И обязательно нужно прочитать, не поругает ли меня начальник!». Это маловерие и малодушие. То, что будет на самом деле, – все в руках Божиих. Мы должны четко понимать: не твори греха, и не узришь неправду жизни этой.
«Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах, умножишася паче числа». Действительно, Господь, Пришедший на землю, сотворил много чудес. Здесь мы говорим не только о ветхозаветных чудесах: всякие ветхозаветные чудеса в свете Христа и Его служения – это лишь некое подобие, и они, конечно, померкли. Великие чудеса сотворил Господь, когда утверждал истинную веру на земле. Изменилось само мышление человека, поменялся разум человеческий. «Возвестих и глаголах, умножишася паче числа». Проповедь Божия дала огромнейший результат – преображение и изменение самого человека.
«Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси». Это пророчество, что Господу не нужны человеческие жертвы, жертвы животных, которые приносили. Но какую жертву и от кого Господь захотел принять? «Тело же свершил ми еси» – явился Сам Господь от Духа Святого и Марии Девы и Себя принес в Жертву за грехи всего человечества. Он и есть наша Бескровная Жертва, которая приносится ради грех человеческих, чтобы человек имел прощение, оправдание и жизнь вечную.
«Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне». Книга – Священное Писание, главизна – это свитки, в которых было все написано и рассказано о Божественном Спасителе.
«Еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего». Конечно же, Господь пришел не Сам по Себе.«Я творю волю не Мою, но волю пославшего Меня Отца», – не раз говорил Господь. И самое главное – «закон Твой посреде чрева моего», то есть выходил из сердца. Господь исполнил, наполнил и обогатил Закон и делал это не просто по послушанию, но, как нужно и человеку, влагая в каждое слово и в каждое дело Свое сердце. То есть это было истинное, искреннее служение, направленное на спасение всего рода человеческого.
«Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси». Церковь великая – та Церковь, что была основана, огромная языческая Церковь, которая поверила Христу и пошла за Ним и где звучит проповедь Священного Писания и Самого Господа. Этой проповедью жили святые апостолы, через них как учеников Господа, через учеников самих апостолов, равноапостольных служителей Церкви, священнослужителей, через массовое распространение Евангелия слово Божие распространяется по всему миру даже до сегодняшнего дня.
«Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа». Мы узнали правду, которую открыл Господь, и милость, которой мы живем. Без этой милости мы не могли бы оправдаться ни на каком Суде, не могли бы даже надеяться на вечность: спасение приходит не от наших трудов. У некоторых христианских конфессий есть такое учение, что ты спасаешься своими добрыми делами и трудами, а если делаешь их сверх должного, тогда можешь поделиться с другими, и они будут спасаться твоими сверхдолжными заслугами. В Православии такого положения нет, мы спасаемся только великим милосердием Божиим: как сказано в Священном Писании, человекам невозможно спастись, Богу же все возможно.
«Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступит мя». Прекрасные слова! Те великие благодеяния, что Господь излил на весь род человеческий, стали и нашим богатством. Поэтому мы должны просить Бога, чтобы Он не отнял от нас эту истину, но особенно явил ее в последние дни жизни нашей, а паче всего на Страшном Суде: без милости Божией мы не оправдаемся.
«Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми, вонми». Здесь вновь говорится, что Господь пришел в этот мир спасти грешных, невзирая на то, что мы творим много зла. Человек слаб и по слабости своей совершает грехи: не потому, что он хочет их совершать, но потому, что порой совершенный грех рождает многие другие грехи. И мы не можем сами справиться с этим, не можем сами оправдаться. Наши грехи порой умножаются «паче влас главы моея, и сердце мое остави мя». Но мы просим, чтобы Господь не оставил нас, но был с нами и избавил от всего этого. «Господи, во еже помощи ми, вонми» – мы просим, чтобы Господь обязательно помог: без Него нам невозможно справиться со всеми беззакониями. Поэтому Господь и оставил Свои великие дарования, благодать Святого Духа, Тело и Кровь, чтобы через них мы обновлялись, изменялись и приобщались к вечности.
«Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже». Действительно, если мы всегда живем с Господом, уповая на Него и на Его милосердие, то всегда должны жить надеждой на то, что Господь никогда не оставит нас. «Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою», то есть Господь не даст до конца испытать невозвратных потрясений в жизни тем, кто уповает на Него, и не попустит ищущим душу, чтобы ее изъяли, то есть лишили человека жизни. «Да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая», то есть те, кто хотят злого, будут посрамлены, и Господь не позволит им сказать: благоже, благоже, то есть: «Как нам приятно, как нам здорово, что у этого человека столько бед, скорбей и переживаний».
«Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое». Господь никогда не оставит Свою Церковь, не оставит Своих людей и даст им испытать радость. Господь возвеличит любящих Его. Вот такую дает надежду, такую радость открывает нам псалмопевец Давид.
«Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни» – «не остави меня, Господи, я уповаю только на Тебя, сам я нищий и убогий, я ничего не имею». Действительно, всякий верующий человек не только не стремится к земному богатству и не ищет его, но старается быть беднее лишь чтобы у него было меньше соблазнов, искушений, меньше грехов, не отдавая свое время всему земному, а больше посвящая его служению Богу, служению Церкви Христовой, приобретению богатств духовных. Мы знаем, что блаженны нищие духом, то есть те, кто ничего не имеет за спиной. «Аз же нищ есмь и убог», то есть и в духовном отношении мы нищие и убогие, мы – не те великие подвижники, которые могут сказать, что имеют большое духовное богатство или большие духовные дарования. Мы простые и поэтому просим, чтобы Господь был нашим Помощником, нашим Заступником и не замедлил в этом, иначе мы потерпим поражение в этой жизни.
Вот такой удивительный и замечательный псалом дает нам почувствовать псалмопевец Давид. Псалом пророческий, христологичный, он говорит о роли Церкви, об изменении, которое произойдет в человеке, и что Господь никогда не идет против того доброго, что может созидать человек. И в то же время Бог никогда не оставляет Своего человека, который крещен, освящен: такого человека Он будет покрывать постоянно. И самое главное, о чем здесь говорится, – никогда не должно быть так, что будут препятствовать Крещению, то есть рождению новых членов Церкви. Мы неслучайно говорим сегодня об этом, потому что слышали, как Европейский суд принял закон, запрещающий крестить младенцев. Теперь в Европе запрещено крестить младенцев; правда, не знаю, как этот закон будет трактоваться и исполняться.
То есть человек только сам, в зрелом возрасте сможет принять такое решение?
– Да. На самом деле это очень страшно: отсутствие христианского воспитания и Крещения будет уводить человека, достигающего зрелого возраста, от Церкви и спасения.
А что же католики Италии, Испании, Португалии?
– К сожалению, у католиков нет детского Крещения, основное, полное Крещение происходит у них в двенадцать лет. Протестанты тоже крестятся в зрелом возрасте. Закон как раз направлен больше на православных. Я думаю, что Православие, конечно, удержится…
То есть Греция, Болгария, Черногория…
– Да, вот эти православные страны должны бить в набат. Если человек не будет крещен в детстве, он не получит духовное направление и, значит, когда вырастет, будет потерян, он не будет зрелым, так как будет воспитываться вне благодати Божией, вне жизни Церкви, которая животворит даже младенцев.
Говорят, что Евросоюз сейчас делает попытки выступать и против Афона, заявляя, что Афон не может быть так называемой монашеской республикой, что это...
– «…противоречит конституции Евросоюза, демократическим нормам, ущемляет права женщин». Но мы знаем пророчество, что Афон будет стоять до конца, и только когда его покинет образ Иверской иконы Божией Матери, будет повеление всем монахам оставить Афон, потому что он уйдет под воду. Каким образом это произойдет – неизвестно, но таких пророчеств, что на него не ступит женская нога, все-таки нет. Я думаю, что у Афона будет возможность отстоять свои позиции. Ну а когда образ Царицы Небесной покинет эту землю, тогда и наступит тот конец, о котором мы только что с вами сказали.
С другой стороны, относительно Крещения это тоже нарушение прав человека: каждый человек волен выбирать, крестить своего ребенка или нет. Как и монахи Афона вольны принимать женщин или нет, у них есть устав монастыря. Кстати, при Пафнутии Боровском тоже не пускали женщин в монастырь.Мы знаем Аносинженский монастырь, в который не допускались никакие прихожане (ни мужчины, ни женщины), но для них была выстроена специально церковь.
– Есть некие нормы в этом мире, которые принимаются и облекаются в закон, а закон является первой инстанцией и действием к исполнению. Сейчас не считаются ни с чем: ни с историей, ни с традицией. Вырабатываются совсем новые понятия, новая идеология, совершенно чуждая христианской. Чтобы привести человека к концу и погубить его, враг рода человеческого и создает эту систему, и создает ее, в первую очередь, через человека.
Если мы будем читать Псалтирь и назидаться ее словами, то поймем, что уходим от Священного Писания, от тех норм, той благодати и того спасения, которые Господь уготовал людям. Если человек будет отходить от священных книг, прекрасных замечательных свитков, открывающих нам волю Бога, тогда мы все погибнем, потому что воля Божия открыта человеку в Священном Писании и через него мы приобщаемся к Богу. А когда человек все откидывает и уповает только на свое горделивое «я», на свое мнение, тогда рождаются совершенно иные законы и понятия, новая идеология, новое мышление. Даже в нашей православной стране мы такое встречаем очень часто. Был случай, когда ко мне подошла женщина без платка. Я ей говорю: «Чтобы войти в храм, нужно надеть платочек, это традиция». – «А где это написано?». Я открыл Священное Писание, показал ей апостольское Послание, она говорит: «А Вы неправильно его понимаете». Такому человеку невозможно ничего доказать – для него нет авторитета. Для него авторитет – он сам, его собственное понимание и собственное желание. Поэтому с каждым годом всем нам будет приходиться все тяжелее, но будем молиться, призывать Господа.
Православным надо четко держаться своей линии, и женщинам, считающим себя православными, соблюдать те правила и традиции, которые есть в Церкви, и подавать пример: надевать юбку, платок, в котором женщина может смотреться очень красиво. Мужчинам тоже надо вести себя подобающе: летом не надевать шорты в храм. И тогда все будут следовать нашему примеру. Как Вы полагаете?
– Полагаю, да. Есть определенная форма одежды, и мы должны ее придерживаться, для того чтобы нам было комфортно находиться в том или ином месте. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Нина Кирсанова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.