Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (899) → Иеромонах Макарий (Маркиш): Христианство – это не только и не столько учение, а образ жизни и мысли

Иеромонах Макарий (Маркиш): Христианство – это не только и не столько учение, а образ жизни и мысли

№2 (899) / 4 января ‘17

Беседы с батюшкой

Сегодня мы отвечаем на вопросы наших телезрителей с форума. Первый вопрос – от Александра из Первомайска: «Считается ли грехом работа на вредном производстве? Ведь работа вредная для здоровья, мы это знаем, но все-таки работаем».

– Ну вот смотрите, дорогие зрители, тут ошибочка системная – когда про грех и вообще про какие-то серьезные вопросы пытаются выяснить, «считается или не считается». Это уже сразу дает совершенно неверную постановку вопроса, неверный анализ ситуации. Да никто ничего не считает. В бухгалтерии – там считают, верно; может быть, в гражданском или уголовном суде. Здесь речь идет о факте. Грех – это некий вред, который люди приносят друг другу, себе, обществу. Смотрите, вредное производство. Да, может быть вред, но в то же время в современных условиях, по крайней мере в России, принимают соответствующие меры, чтобы вредное производство, объективно вредное, не причиняло вреда здоровью работника или окружающей среде при условии соблюдения законов и правил.

Поэтому на этот вопрос можно было бы ответить так: работа на таком вредном производстве будет грехом, если нарушаются правила производства работ, техники безопасности, охраны труда. А если они досконально соблюдаются, соответственно, этот вред нивелируется, устраняется и работа становится нормальным путем зарабатывать себе средства к существованию и участвовать в общественном производстве. Ведь, по существу, в каком-то серьезном смысле большинство производств может причинить вред. Если вы нарушаете правила техники безопасности и охраны труда, всюду этот вред может возникнуть. Поэтому вопрос здесь достаточно очевидный: соблюдайте закон, соблюдайте установленные требования, и не будет ни вреда, ни греха.

Вопрос: «В одной книжке, посвященной Исповеди и покаянию, прочитала, что желание нравиться – это грех. Но мне кажется, что для девушки это естественное желание. Разрешите, пожалуйста, это мое противоречие».

– Я думаю, противоречие состоит в том, что люди читают неизвестно какие книжки и очень легко им доверяют. Такая доверчивость, склонность все принимать на себя – это опасность. Понятное дело, разные бывают ситуации, направления, установки этого желания нравиться. Например, человек начистил ботинки. Для чего? Из желания выглядеть красиво и прилично, может быть, кому-то и понравиться, это плохо, что ли? Нет, думают: это, наверное, грех, пойду-ка я в грязных ботинках, неглаженой рубашке… Ну и так далее; понятно, как это дело может развиваться. Все здесь определяется некоей нормой, здравым смыслом, общепринятыми обычаями. И да, вы совершенно правы, уважаемая зрительница. Для молодых девушек и вообще для женского пола эта эмоциональная компонента, эмоциональное направление занимает большее место, чем, скажем, для пенсионера – такого, как я. Это нормально, это естественно. Женщина в самом деле носительница телесной красоты, она заботится о ней, одевается красиво и делает все остальное прочее, что полезно и правильно для себя и окружающей среды.

Но здесь, как и во многих других делах, нередко переходят границу разумного, границу нормы. Сами понимаете, на эти темы говорить можно бесконечно. Я думаю, нужен здравый смысл, здравое рассуждение и, еще раз говорю, соблюдение нормальных обычаев. Нормальных, я подчеркиваю; это не значит, что кто-то их утвердил как нормальные – христианское мировоззрение, христианский образ мысли определяет, что допустимо и правильно в общении с окружающими людьми, а что и неправильно. Желание нравиться может вести людей в самых разных направлениях. Добивайтесь того, чтобы оно вело вас в добрых направлениях, в направлении христианском, благочестивом. Вот и весь тут разговор.

Вопрос: «Я только начал приходить к вере. Мне нравится бывать в храме, интересуюсь вопросами веры, но есть какой-то барьер. Я испытываю стыд и неловкость, когда нужно кланяться или целовать руку священника. Не хочется называть себя рабом Божьим. В чем причина такого стыда и как с этим быть?»

– А причины что искать? Есть непривычка, отсутствие обычая, нормы, которой одни люди следуют, а другие не следуют.

О «рабе Божьем» следует сказать, пояснить это выражение. «Раб Божий» по-гречески (δούλος του Θεού) означает не совсем то, что в современном русском языке означает слово «раб». Когда мы говорим слово «раб», нам представляется некая личность, закованная в цепи, где-то на плантациях, под ударами бича; или чернокожие рабы, которых везут из Африки в Америку и они гибнут, бедные, в трюмах парусного корабля, – что-то в таком духе. Ничего подобного.

Формулировка «раб Божий» присутствует в Священном Писании. Если вы возьмете соответствующие стихи Священного Писания в переводах на европейские языки, то не увидите слова «раб» (по-английски будет slave). Нет, там будет стоять servant of God – слуга Божий, или по-немецки die Knecht. Слово «Knecht», наверное, вам знакомо, это то же самое, что «рыцарь» (knight по-английски). Значит, δούλος в употреблении, соответствующем евангельскому греческому языку, это «слуга, служитель» – тот, кто совершает служение.

Другое дело, что по социальным условиям тогдашнего времени рабство в его форме, которая дотянулась до XIX века, тоже было распространено. Но оно совершенно не имело того социального смысла, значения, к которому мы привыкли. Достаточно сказать, что по Апостольским правилам раб (настоящий раб, принадлежащий хозяину) может быть епископом. Но только с согласия хозяина. Кстати, за это христиан презирали. Одной из причин презрения, ненависти к христианам со стороны язычников было это равенство, социальная интеграция, что в одной и той же общине могли быть рабы и свободные, знатные и незнатные, в том числе раб мог занять епископскую позицию в христианской Церкви. Для гордых язычников это было абсолютно неприемлемо.

Значит, когда мы произносим «раб Божий», мы должны понимать, что мы слуги Божии. И раз мы рабы Господа, то больше ничьи. Это другая сторона. Если некто является рабом какого-то хозяина, то другому хозяину он уже не будет рабом. Он принадлежит только Господу. Это важное соображение, которое сразу проясняет ситуацию в отношении этого высказывания, выражения, этой фразы.

Ну а все остальное – есть на все обычай. Вы, конечно, прекрасно знаете, что был (иногда и остается) добрый обычай целовать руку женщине, которую вы приветствуете. Кому-то это может не понравиться, а кому-то, наоборот, очень нравится. Кто-то недоволен, а кто-то, наоборот, очень доволен. Все здесь дается всего-навсего обычаем и привычкой. Ну и так далее, таких примеров очень много. Христианство – это не только и не столько учение, а образ жизни и мысли. Есть в этом образе очень существенные и важные компоненты, а есть вещи второстепенные, третьестепенные – такие, как вы упомянули. Да, целуем руку. Многие священники, кстати сказать (иногда даже я так поступаю), ведут себя как-то так, что и руку-то не особо целуют. А иногда и целуют. Ничего в этом нет абсолютно. Если так посмотреть на это, мы увидим, что эти поверхностные особенности ничего не означают, кроме всего-навсего принятых форм поведения.

Вопрос: «Меня не один год мучает вопрос. Если девушка и парень решат пожениться и повенчаться, то в ином мире они также будут друг для друга мужем и женой? Важно ли быть венчанными, чтобы на том свете быть вместе? Почему разрешается жениться и выходить замуж, если супруг и супруга скончались? С кем же тогда эти люди будут на том свете – с первым супругом или со вторым?»

– Разумный вопрос. Противоречие, которое приводится нашей зрительницей, доказывает, что простого решения не предвидится.

Второбрачие после развода (когда человек разводится, а потом снова женится) Церковь, прямо скажем, не одобряет, хотя и допускает. Но что касается вдовства и бракосочетания после смерти одного из супругов (мы видим это по Священному Писанию), апостол Павел прямо говорит: желаю, чтобы вдовые выходили замуж и рожали детей. Не так мало, это слово апостола. Еще раз говорю: это доказывает, что наши попытки как-то, говоря сложным языком, экстраполировать, или стараться предвидеть, что происходит в ином мире, несколько близоруки. Мы не способны досконально, детально, формально определить, что же будет происходить в ином мире.

Но определенные выводы можно сделать. Под одним и тем же словом могут фигурировать совершенно разные явления. Бывают такие браки, которые, прямо скажем, на брак-то не похожи. Хотя люди зарегистрированы в загсе, венчаны в Церкви, но в то же время проходит год-полтора, и эти люди, сколько бы денег на свадьбу потрачено ни было, все равно разводятся. Мало того, даже иногда и во время самого бракосочетания люди смотрят с прищуром и говорят: надолго ли? Наверное, ненадолго. Ну что сделаешь, мы уже имеем тяжелый жизненный опыт и понимаем, что под одним и тем же словом «брак» понимаются события разной серьезности. Увы, увы, это факт. От нас, точнее от вас, тех, кто вступает в брак, зависит, чтобы этот брак был подлинным, чтобы он был как можно более близок к идеалу – полной и стопроцентной, безоговорочной взаимной жертве, самоотдаче супругов, мужа и жены. Чем эта взаимоотдача и самоотдача, взаимная жертва, будет полнее, всеохватнее, крепче, тем мы с большей уверенностью можем гарантировать продолжение этого брака в вечности. Вот, пожалуй, что тут можно сказать, а больше ничего не скажешь.

Почему второбрачие не приветствуется Церковью?

– Потому что развод вещь очень скверная. Например, обратите внимание на следующее. Вообще-то говоря, развод и второй брак допускаются Церковью. Мне приходилось венчать людей по чину второбрачных. Это люди, живущие счастливо, слава Богу, благодарим Господа. Но если, скажем, у женатого священнослужителя умирает жена (или, не дай Бог, просто уйдет, что тоже бывает), то священнослужитель во второй брак уже вступить не может. Мало того, даже если человек (который не был священнослужителем) был женат, потом развелся или даже овдовел и женился второй раз – опять, согласно канонам, его в священный сан не рукополагают (как второбрачного). То есть некоторая, будем говорить, стигма, печать неодобрения, остается на второбрачии. Не надо воспринимать это как какое-то осуждение. Можно провести простую аналогию. Скажем, принимают молодых людей в офицерскую школу. Хорошо, приняли, они проходят медосмотр, все прекрасно. А потом кого-то из офицерской школы еще в спецназ или в отряд космонавтов – тут уже они проходят более детальный медосмотр, и кого-то, может, и не примут. Не скажут: ты плохой, никуда не годишься. Скажут: прости, но уже для особых заданий ты не подходишь. Вот примерно так можно смотреть на второбрачие.

В Евангелии есть замечательный эпизод, касающийся повторных браков. Вы, наверное, помните. Саддукеи, то есть люди, скептически относящиеся к вере как таковой, представили Спасителю такой мысленный эксперимент. Я кратко напомню, если кто не помнит. Была женщина, у нее было семь мужей подряд. Причем не потому, что она была такая жадная до мужского пола. Был закон, обычный для традиционного общества: когда умирает мужчина, остается его вдова, она, по существу, без средств к существованию, просто выброшенная на улицу несчастная женщина. Женщина не имела тогда социальных, гражданских прав, не имела средств к существованию. Если у этого умершего мужчины есть брат, он берет ее себе в качестве второй жены (или третьей, а может, и первой). И вот было семь братьев, они все один за другим по какой-то причине умирали, и жена перешла от первого брата ко второму и так далее. Саддукеи спрашивают Спасителя: что же в вечности, чьей она будет женой, как они ее поделят? На что Спаситель ответил, что в вечности этой дележки не будет, нет ее, она не относится к вечной жизни.

Совершенно очевидно, что смена мужей этой несчастной женщины не привела к подлинному бракосочетанию. Была некоторая, может быть, интимная сторона и социальная сторона, но бракосочетанием как таковым, этой подлинной стопроцентной самоотдачей мужчины и женщины и не пахло. Соответственно, вопрос этот остался неразрешимым, чьей она будет женой. Ничьей, судя по всему. А чтобы муж и жена остались друг с другом в нераздельном союзе, они этот союз должны в земной жизни скрепить подлинным, настоящим браком: один муж, одна жена отныне и навеки.

Вопрос: «Не является ли грехом желание продлить свою земную жизнь, жить долго и счастливо? Ведь цель жизни христианина – Царствие Небесное – находится за пределами земной жизни».

– Можно двояким образом опровергнуть эту странную мысль. Первый – самый простой. Читаем Евангелие. Половина всех Евангельских событий – это исцеление Христом разных людей. Он никому не говорил: «Болеешь? Ну и болей, это тебе хорошо, нормально, давай болей, помирай, это то, что нужно как раз». Приходили к Нему люди – десятки, сотни, если не тысячи, Он их исцелял, помогал им, исправлял их телесные недуги. Само по себе это, наверное, немало значит, правильно? Просто открыть Евангелие, почитать – уже сразу немножко мозги прочищаются, согласитесь.

Более глубокий взгляд состоит в том, что вечность – это не будущее. Вечность – это настоящее. Вечность – здесь и сейчас. Просто мы, продолжая нашу земную жизнь, одновременно касаемся или участвуем в жизни вечной. Царство Божие уже явилось, говорит апостол, мы должны об этом помнить. И все то, что происходит с нами сегодня, в той или иной форме (есть вещи маловажные – стакан воды выпил или не выпил, разница небольшая), все, что имеет нравственную компоненту, добрые поступки, злые поступки, – это так или иначе участвует в вечности. Поэтому наше телесное здоровье, наша способность к доброму делу, участие в общей жизни – это и есть компоненты вечности. Недаром мы говорим: спасение наше через ближнего. То доброе, что мы делаем для окружающих людей, для Церкви (в широком смысле этого слова; и в узком тоже, почему бы и нет?), – все это составляет наше участие в вечности. И, наоборот, все недоброе тоже, к сожалению.

Поэтому забота о своем здоровье, о своем личном, о благополучии своей семьи, об участии в общем благополучии – все это очень важные компоненты нашего христианского подвига. Пытаться это как-то оспорить – в лучшем случае смешно, а в худшем случае опасно.

Последний на сегодня вопрос: «Сейчас очень популярно стало рукоделие в любом его проявлении. Практически каждая женщина чем-нибудь занимается. Особую популярность сейчас имеет текстильная кукла. Но откуда-то очень распространилась славянская кукла, славянские обереги, обрядовые куклы, которые приносят счастье, дают удачное замужество. Есть и Спиридон-солнцеворот, и много разных славянских кукол, защищающих и оберегающих от чего надо и не надо. Говорят, что это пришло от наших предков, что в старину женщины делали таких тряпичных кукол. В разных роликах на ютубе их так и называют: языческие славянские куклы. В интернете искала информацию от наших батюшек, но нигде не могла найти, можно ли православной покупать такие куклы?»

– Честно говоря, я удивлен этому вопросу – сейчас, оказывается, все делают кукол… В жизни не видел никаких кукол, честно говоря. Кто их делает? Ну, кто кукол делает, кто бумажных голубей запускает, кто крыжовник выращивает, у всех свои интересы. Они все измеряются, как говорит Спаситель, по плодам. Да, и суеверия, и предрассудки, и всякого рода языческие бредни… Псевдоязыческие, правильно бы сказать, потому что язычество – это состояние народа, нации до принятия христианства. С тех пор для России прошла уже тысяча лет. Эти выдумки, которые пытаются на правах конкуренции втиснуть в сознание малоумных и малоинформированных людей, к исходному язычеству не имеют ни малейшего отношения, как к погоде на Луне. Ну и что ж делать, это рынок, причем во многом коммерческий, а во многом и идеологический, антихристианская тенденция тут есть. Но воспринимать это как нечто серьезное – зачем? Хотите делать куклы – делайте куклы. Если вам пытаются что-то втиснуть насчет оберегов, принесения счастья – ну так, как говорит отец Димитрий Смирнов, пошлите их подальше. Надеюсь, я правильно цитирую. Что тут еще говорить-то, о чем речь?

Да, к сожалению, немножко шире, скажем, процесс магизации религии, замены веры в Истинного Бога верою в какие-то, попросту сказать, бесовские существа и почитанием не Бога, а каких-то еще злых, невидимых существ распространен по всему миру. Не только в христианском мире. То же самое происходит в буддизме, исламе, как мы знаем, – уклонение от истинной веры в сторону магии, замена религии магией. Это процесс общепланетарный, очень неприятный, опасный, плохой. Надо от него держаться в стороне, надо понимать, кто мы и в чем состоит наша вера. Вот и весь рецепт.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию выступления вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс