Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Константин, давайте для начала обозначим понятие круга рождественских праздников, что он в себя включает?
– Литургический цикл рождественских праздников, объединенных между собой, во-первых, идейной связью, а во-вторых, исторической (есть определенная преемственность в их историческом происхождении), включает в себя праздники, посвященные воспоминанию Боговоплощения Спасителя мира Христа. Это те праздники, когда мы литургически вспоминаем и вновь переживаем великую тайну Воплощения Сына Божия – как говорит нам евангелист Иоанн Богослов, «Слово Божие стало плотью и обитало вместе с нами». Эти праздники посвящены непосредственно воспоминанию Рождества Христова, Богоявления, или Крещения Христа на Иордане, и началу Его проповеднического служения. Это праздник Сретения, который (может быть, это немного нелогично с точки зрения последовательности Евангельских событий) празднуется на сороковой день после Рождества Христова, и, получается, после Богоявления. Праздник посвящен воспоминанию принесения в храм Соломонов по иудейскому обычаю, по требованию Закона Моисеева Богомладенца Христа, чтобы выполнить соответствующее Закону жертвоприношение, и посвящен встрече Его с Симеоном Богоприимцем в соответствии с пророчеством, которое святой Симеон, будучи движим Духом Божиим, сказал о Младенце Христе и Божией Матери.
Это и период Рождественского поста и Святок – святых праздничных дней которые продолжаются от праздника Рождества до Богоявления. Мы знаем, что в эти дни нет поста в среду и пятницу, это праздничные дни церковного календаря, этот период можно в какой-то степени уподобить Светлой седмице после Пасхи.
Все эти дни составляют рождественский цикл и посвящены воспоминанию тайны Боговоплощения, Богоявления и Пришествия в мир Спасителя.
Если во время Рождественского поста человек пришел в церковь в будний или воскресный день, то помимо воскресных чтений есть ли какие-то еще литургические особенности, которые постепенно настраивают человека на праздник?
– Есть очень важная особенность – элемент или воскресных богослужений, или, по крайней мере, полиелейного богослужения, то есть не каждый день на утрене в качестве катавасии (то есть заключительного ирмоса каждой песни канона) будут исполняться ирмосы Рождественского канона – «Христос рождается, славите».
Для людей, не очень хорошо знакомых с тонкостями православной гимнографии, я поясню, что канон – это поэтическое или гимнографическое произведение особой формы. В своем оригинале на древнегреческом языке каноны были сложены в стихотворной форме – конечно, при переводе на славянский язык стихотворная форма утеряна, но, тем не менее, канон является главной составной частью православной утрени. Он состоит из 9-ти песен, вернее, фактически из восьми: 2-я песнь канона есть только в Великом посту (1-я, 3-я, 4-я и т.д.). И каждая песнь канона состоит из нескольких тропарей – тропов, кратких текстов, которые, повторю еще раз, в греческом оригинале были стихотворными.
Первый тропарь (первая тропа) поется хором, и заключительный, который называется катавасией (от греческого слова «катавена» – «схожусь, соединяюсь весь»), тоже поется хором. Почему «соединяюсь весь»? Потому что по церковному Уставу (и вообще, как правило, в древности) был не один, а два богослужебных хора, которые исполняли попеременно песнопения. И, в частности, эти тропари канона в греческом богослужении не читались, как сейчас у нас в храмах, а попеременно пелись хорами. А последний тропарь два хора исполняли вместе, поэтому он и называется катавасией.
И вот эта катавасия – заключительный тропарь песни канона – взята из канона Рождества Христова. И мы впервые слышим песнопения «Христос рождается, славите» на утрене в праздник Введения во храм Божией Матери и последовательно во все воскресные дни до Рождества Христова, и в праздничные дни, когда это предписано церковным Уставом. Эти песнопения как бы предвозвещают нам радость о Рождении Христа.
Со 2 января по новому стилю, или с 20 декабря по старому стилю, начинается период, который называется предпразднством Рождества Христова. Тогда к обычным рядовым службам присоединяются тексты, уже посвященные ожиданию грядущего праздника Рождества Христова.
Важно понять этот момент; люди привыкли праздновать Новый год, и приходят в храм, чтобы настроиться, может быть, даже заново после новогодних праздников.
– Конечно, традиция праздновать гражданский Новый год совершенно не вписывается в логику церковного календаря. Мы знаем, что она происходит из советских времен, более того, в 30-е годы советская власть боролась с празднованием Рождества Христова, а потом решила привычные народные атрибуты этого праздника – елки, Деда Мороза, Снегурочку – перенести на гражданский Новый год. С одной стороны, действительно празднование Нового года несколько выбивает нас из молитвенного аскетического ритма ожидания Рождества Христова. Но, с другой стороны, мы, христиане, живем в мире, являемся частью того общества, в котором живем, и наша задача – по возможности не отрицать что-то, а христианизировать.
Поэтому в современной Русской Православной Церкви гражданский Новый год празднуется – совершается благодарственный молебен. Когда-то он совершался 1 сентября – в день начала церковного индикта, то есть церковного нового года, а с петровских времен – 1 января по старому стилю, когда был праздник Василия Великого и Святки. Тем не менее, Церковь призывает нас благодарить Господа за все те благодеяния, которые Он послал нам и оказал в прошедшем году, и испросить благословения у Него на грядущий год и для Церкви, и для себя, и своих семей, и для всего общества. Церковь как бы христианизирует этот праздник – наполняет его религиозным содержанием. Она празднует его литургически, ни в коей мере не запрещая нам его отмечать, тем более, это праздник семейный. Но мы должны помнить, что никто не отменял в этот день поста.
Да, это важный момент. Отец Константин, Вы упомянули в разговоре новый стиль и стиль церковного календаря, или, как его принято называть, старый стиль. В связи с этим есть две даты – 25 декабря и 7 января – празднования Рождества. Существует полемика по этому поводу: в одном месте празднуют 25 декабря, в другом – 7 января. Так, один видный политик заявил, что неплохо было бы начать праздновать Рождество 25 декабря.
– Как будто у него нет своих проблем, кроме как указывать Церкви, когда ей праздновать праздник Рождества.
Вопрос в том, как понимать эти даты. Почему иной раз возникает даже путаница? Когда на самом деле дата Рождества Христова? Что можно сказать об этом?
– Дата Рождества Христова – 25 декабря. Другое дело, что Русская Православная Церковь, так же, как Иерусалимская, Сербская, Грузинская, монастыри Афона и, если не ошибаюсь, с прошлого года вновь Польская, живет по старому стилю. Все остальные Поместные Православные Церкви живут по так называемому новоюлианскому календарю. Что это за календарь, я скажу чуть позже.
Рождество, конечно, празднуется 25 декабря. Другое дело, что, как мы помним, в XVI веке происходит реформа календаря в Римско-Католической Церкви, и практически весь западный мир переходит на так называемый григорианский календарь, который был так назван в честь папы Григория: он, собственно, и ввел его в Церкви. А раз в Церкви, соответственно – и во всей Европе, среди тех народов, которые исповедуют католицизм.
Отсюда происходит эта разница. Западный мир празднует Рождество Христово на две недели раньше, чем мы. Если не ошибаюсь, в 2600 году (в общем, в обозримом будущем) разница увеличится еще на один день. Очень интересно, что до 1922 г. все Поместные Православные Церкви жили по единому юлианскому календарю, который Церковь унаследовала еще от Римской империи. Это тот календарь, что был введен императором Юлием Цезарем. Собственно говоря, сам по себе он не является христианским – это календарь античной, древней Римской империи.
Но появился знаменитый ученый – климатолог, астроном, с достаточно разносторонними научными интересами, которого звали Милутин Миланкович. Он разработал новый календарь, названный новоюлианским. Я не буду сейчас углубляться в подробности разницы этих календарей, иначе мы уклонимся от темы, но он, по крайней мере, считал, что при составлении новоюлианского календаря фактически навсегда решалась проблема отставания от астрономии. Потому что ошибка в один день, который постоянно накапливается в юлианском календаре (на самом деле, но в меньшей степени, она накапливается и в григорианском календаре), в новоюлианском календаре будет накапливаться только за 24 500 лет.
Поместные Православные Церкви, начиная с Константинопольской, а потом остальные греческие, за исключением Иерусалимской, перешли на новоюлианский календарь, но оставили старую юлианскую пасхалию. Поэтому, с одной стороны, неправильно говорить, что в этом шаге пошли на поводу у латинян, Запада, католиков. Нет, это совершенно новый календарь, причем, подчеркиваю еще раз, изобретенный православным христианином – не античным римским императором-язычником, а православным христианином. Но, с другой стороны, факт, что неподвижные праздники празднуются в разное время, представляет определенный соблазн. Особенно для тех людей, которые не очень хорошо ориентируются в тонкостях астрономии, церковного Устава (может быть, церковной истории и так далее), но привыкли к некоему традиционному образу жизни. Поэтому, конечно, когда новоюлианский календарь вводился, в Греции были народные волнения. Собственно говоря, они не утихают до сих пор, там существует так называемый старостильный раскол. И это достаточно большая проблема: к старостильным церковным общинам (конечно, я могу ошибаться в деталях, но насколько мне известно) относятся около 20%. В православной Греции существует около 5 (может быть, сейчас меньше) раскольных юрисдикций. Поэтому до сих пор это проблема нерешенная.
В 1923 г. в России новоюлианский календарь хотел ввести – по крайней мере, решение было принято – Патриарх Тихон. Но поскольку тогда был новообновленческий раскол и обновленцы перешли на него раньше, то идея смены календаря была скомпрометирована. Поэтому Святейший Патриарх Тихон вскоре отказался от него, и фактически этого перехода не произошло. Вот такая история...
На самом деле это вопрос даже не литургический, а чисто календарный. На этом не стоит акцентировать особое внимание, прежде всего по очень простой причине – исторически дата 25 декабря, которая была установлена, еще раз подчеркиваю, не в I и не во II веке, а только в IV, по сути дела, к реальной дате Рождения Христа не имеет никакого отношения. Почему? Потому, что мы этой даты не знаем.
Многие церковные писатели до IV века высказывали разные версии о реальной дате Рождения Христа. Допустим, Климент Александрийский говорил, что одни христиане из Александрии и прилегающих местностей считали, что Христос родился в месяце пахон, а другие, что в месяце фармуфий (это весенние месяцы древнего александрийского календаря).
В Карфагене был трактат, который приписывали перу Киприана Карфагенского. В нем утверждалось, что Христос родился 25 марта. Уже даже в IV веке святой Епифаний Кипрский считал, что Христос родился 6 января. В то время праздник Рождества Христова еще не дошел до Кипра, его праздновали на Богоявление.
Если мы внимательно читаем Евангелие, то прекрасно знаем, что там нет четкой даты. Даже косвенно очень сложно установить ее; хотя такие попытки и были, но это невозможно. Собственно говоря, это так же, как и дата Пасхи, которая у нас является переходящей и празднуется в одно из весенних воскресений. И для нас совершенно нормально, что в одно из воскресений, которое исчисляется пасхалией, то есть соответствующими требованиями церковного Устава, мы собираемся и празднуем воспоминание Воскресения Христова. Мы же прекрасно понимаем, что Христос Воскрес в какой-то определенный, точный день календаря, но для нас неважно, насколько наш праздник Пасхи соотносится с реальной исторической датой. Мы, собственно, ее и не знаем: в Евангелии об этом тоже не говорится. Точно такая же ситуация и с Рождеством, просто было установлено праздновать 25 декабря. Почему? Потому что эта дата имела символическое значение – это день зимнего солнцестояния, то есть именно в Италии, в области Рима, по юлианскому календарю в этот день продолжительность дня начинала увеличиваться, то есть это как бы рождение нового солнца. Христос называется Солнцем правды. Учитывая символическое значение этого дня, был установлен праздник Рождества Христова.
Потому это совершенно не повод для того, чтобы наших братьев (греческих или из других Поместных Церквей), которые празднуют Рождество Христово по новоюлианскому календарю 25 декабря, упрекать в каком-то отступлении от чистоты Православной веры. Это совершенно неправильно и нелогично.
С другой стороны, на мой взгляд, Русская Церковь должна сохранять свой календарь: новоюлианский тоже имеет свои чисто уставные проблемы – сокращается Петров пост, и это тоже может быть для кого-то предметом соблазна. Лучше не вносить соблазна в церковную среду, и это совершенно не та проблема, которая представляет какие-то сложности. На мой взгляд, может быть такое, особенно в условиях нынешней жизни, что некоторые Церкви празднуют свои праздники на две недели раньше. Сейчас есть возможность поехать в паломнические поездки, поехать к своим друзьям, отпраздновать вместе с ними.
Мне кажется, в этом нет никакой проблемы, и не надо искать здесь поводов для каких-то взаимных упреков или обвинений в каком-то мифическом отступлении от чистоты Православия. С другой стороны, нам целесообразнее сохранять свою традицию.
Иногда задают такие вопросы. Человек живет, например, на Кипре (учится или просто проживает), но вырос в лоне Русской Православной Церкви. Он спрашивает: «Не могу никак понять, как мне поститься и как праздновать Рождество?».
– Спасибо за очень интересный вопрос. Выскажу не свое мнение, а мнение святого Амвросия Медиоланского, который, как известно, был духовным наставником святой Моники, матери блаженного Августина, и самого Августина. Святую Монику, которая была благочестивой, ревностной христианкой, тоже волновал такой вопрос: в Церкви Милана (Медиолана) и Церкви Рима, а тем более в Церкви Африки, тоже была такая разница в традициях, в том числе связанная с постом. Допустим, в Риме было принято поститься в субботу, а в Милане и Церкви Карфагена (или Иппона) не было субботнего поста. И Амвросий Медиоланский говорит, что нужно ходить в тот храм, где находишься, и придерживаться тех традиций, которых придерживается Поместная Церковь той территории, на которой ты в данный момент находишься. В этом письме Амвросий Медиоланский говорит о себе: когда я нахожусь в Риме, я пощусь в субботу, когда нахожусь в Медиолане, в субботу не пощусь.
Так же и здесь. Если вы находитесь на Кипре, в Греции, Америке или какой-то иной стране, где есть местная община, местные традиции или своя Поместная Церковь, не Русская Православная, вы должны поститься, молиться, соблюдать предписания так, как это принято в общине, куда вы ходите. Когда вы вернетесь в Россию, будете жить по календарю и согласно церковным традициям Русской Церкви.
Конечно, если в зоне досягаемости есть русский приход, можете ходить в него и тогда уже соблюдать традиции нашей Церкви. Но если, находясь за границей, вы ходите и причащаетесь в другой Поместной Церкви, то должны следовать тем традициям. Еще раз подчеркну, что это не мое мнение, а мнение, вполне четко высказанное великим святителем – святым Амвросием Медиоланским, авторитету которого мы должны беспрекословно доверять.
Благодарю Вас. У нас остается буквально несколько мгновений, и Вы можете высказать пожелание нашим телезрителям.
– От всей души хочу пожелать нашим телезрителям достойно и с пользой для души провести оставшиеся дни поста, памятуя, что пост – не диета и воздержание от пищи, а всего лишь средство для нашего духовного труда, подвига, делания на пути христианского совершенства, к достижению (не скажу – святости, хотя это цель христианина) того, чтобы чуточку стать лучше. Поэтому надо не только воздерживаться от пищи, но и стараться чаще посещать храм Божий, чаще читать Священное Писание, по возможности обращаться к творениям святых отцов, особенно связанным с грядущим Рождеством Христовым, с тем чтобы попытаться хотя бы на одну ступень стать ближе к Богу. Как в изображенной в Библии лестнице Иакова (которую святой Иоанн Лествичник взял для своего труда «Лествица»), нам надо постараться в течение каждого поста подняться хотя бы на одну ступеньку.
Записала:
Ксения Сосновская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.