Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (891) → Камня на камне не оставить

Камня на камне не оставить

№42 (891) / 8 ноября ‘16

Святая Земля

Люди, которые жили в советское время, наверняка помнят анекдоты про остроумное «армянское радио» в формате «вопрос – ответ». Был среди них и такой. «Армянское радио» спрашивают: «Скажите, пожалуйста, будет ли 3-я мировая война?» – «Нет, – отвечают из радио эфира, – но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется». Анекдот, к сожалению, актуальный и сегодня, когда борьба за права меньшинств просто лишает человека элементарных прав, борьба за свободу уничтожает саму свободу, а борьба за благополучие детей разрушает семьи...

Мы предлагаем вам сегодня найти в библейском тексте выражение «камня на камне не останется», и я даже думаю, мы сможем показать вам видеокадры, запечатлевшие его воплощение. Говоря про видеокадры, я, конечно, имею в виду наши съемки в археологическом парке «Аффель». Я правильно ассоциирую одно с другим?

– Да, совершенно верно.

Давай тогда расшифруем для зрителей.

– Это парк, в котором мы можем видеть камни, сброшенные римскими солдатами в 70-м году, когда они разрушали Иерусалимский храм – самое драгоценное, что было у евреев. Для иудеев не было страшнее наказания от Господа, чем разрушение храма. Вообще, если мы вспомним внимательно Книгу Исход, то увидим, что изначально храма стационарного не было, был переносной храм – скиния (палатка), и Господь странствовал вместе с евреями по пустыне. Когда они уже расселились в Земле Обетованной, примерно через 200 лет возникла идея о постройке храма, и возникла она у нашего пророка, псалмопевца Давида – как мы знаем, он прообраз Христа и вообще прообраз совмещения Божественной власти Царя и человеческой царской власти. Поэтому не удивительно, что именно от него приходит эта идея, и Давид действительно мечтает построить храм. Но Господь даст сделать это только его сыну – Соломону, который и построит первый на земле храм Богу Живому, и этот храм постепенно станет настоящим центром жизни вообще народа иудейского.

Почему это было так? В храме приносилась жертва, без которой общение Бога с человеком было невозможно, которая приносилась за грехи людей, таким образом очищая их и соединяя с Богом.

Храм – прообраз и Матери Божией. Дело в том, что в нем постоянно было присутствие Божие, которое на иврите называется «шехúна». И сейчас в современном иврите слово «шахéн» означает «сосед», то есть сейчас оно употребляется в бытовом смысле, но вообще в библейском языке оно означает присутствие кого-то, кто живет постоянно рядом с тобой. И действительно, в храме постоянно находился Бог. Как это происходило – это тайна, но это присутствие Божие, естественно, было очень важным для людей. В храме совершались ежедневные богослужения, и жертва – всесожжение – происходила каждый день.

И вот храм будет разрушен вавилонянами, потому что евреи уклонятся в идолопоклонство, как с ними, и с нами, впрочем, тоже это очень часто бывало и бывает. И следующий – Второй храм (как мы его называем) – евреи построят, уже вернувшись из вавилонского плена. Будут его строить такие духовные лидеры народа, как Эзра (по-русски произносят Ездра) и Неемия. Они построят Второй Иерусалимский храм, который и будет стоять во времена Христа Спасителя.

Однако незадолго до Христа Ирод Великий решил прославиться как строитель и «отец народа», расширить храмовые дворы, перестроить сам храм и украсить его, что он и сделал. Поэтому-то ученики и сказали однажды Христу, когда они все вместе выходили из храма: «Учитель, посмотри, какие здания». То есть Ирода, конечно, не любили и хорошо знали о его кровожадности и коварстве, о его разврате – у него было шесть жен, что и тогда считалось недопустимым даже у иудеев. К тому времени многоженство Авраама было давно забыто, и в общем-то в иудаизме полагалась одна жена. Но они не могли не отдать должного строительному гению Ирода: он воздвигал дворцы, всевозможные технические сооружения того времени (например, акведуки), которые на самом деле отличались инженерной выдумкой и талантом. И, конечно, средств на это он не жалел.

Вот так же и храм. Очевидцы говорят нам, что издалека храм так сверкал на солнце, что казалось – это глыба снега или льда, так сверкал белоснежный мрамор, которым был обложен храм. Он был украшен и множеством золотых украшений, и драгоценными камнями, и действительно, можно сказать, что это было восьмое чудо света.

И вот Ирод строил его 46 лет. Помните, в другом месте Евангелия Господь на вопрос фарисеев: «Какое знамение даешь нам?» – отвечает: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Они говорят: «Сорок шесть лет строилась, и Ты ли за три дня воздвигнешь?». Вот как раз здесь фарисеи и говорят о храме Ирода, который строился 46 лет. Ученики, восхищаясь красотой, указывают на нее Христу. И что же Христос отвечает в ответ? Он говорит: «Камня на камне здесь не останется».

И когда позднее они были на Елеонской горе, а с нее открывается потрясающий, совершенно необыкновенный вид на Храмовую гору. Сейчас мы там видим золотой купол мусульманской часовни, а в то время люди видели здание храма, сверкающее на солнце. Ученики опять – они не могут забыть слова, которые слышали от Господа – говорят: «Как это будет? Когда это будет, и какое знάмение Твоего Пришествия?». Два вопроса, вроде бы как не совсем связанные друг с другом. Вероятно, они до этого о чем-то говорили с Христом, и поэтому, немножко как дети, спрашивают все сразу, задают вопросы один за другим.

Между тем, в ответе Господа мы видим связь этих двух событий. Господь сперва рассказывает, как произойдет разрушение храма и Иерусалима, и какие этому будут предшествовать события: будут войны, и будет голод. Действительно, так все и было. Иерусалим был страшно разрушен в 70-м году. Люди, издыхая от голода, ели собственных детей. Потом, когда осада закончилась, храм был полностью разрушен и жителей брали в плен (за 1 сребреник римляне уводили 30 юношей и дев), а остальные бежали, в ужасе бросая все: дома, вещи... И дальше Господь пророчествует о Втором Пришествии, поэтому одно пророчество как-бы перетекает в другое. То есть подобные, страшные события будут и в конце времен.

Что же означает для нас сам смысл разрушения иудейского храма? Это событие кроме исторического, естественно, имеет и духовный смысл. Вспомните, когда Господь входил в Иерусалим. Господь плачет об Иерусалиме: «Сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица собирает птенцов… Се, оставляется вам дом ваш пуст». Здесь имеется в виду и Иерусалимский храм и весь еврейский народ, потому что это было действительно одним целым. И поскольку гордость народа была настолько сильна, настолько высока была их уверенность в себе, что благодать Божия просто отошла от них, то и разрушение храма было как бы видимым, зримым воплощением их духовного состояния. Почему Господь как бы связывает все воедино и говорит об этом.

Как только человек начинает уповать на себя слишком сильно или считать себя кем-то и чем-то, благодать Божия отходит от него и дом его сердца оставляется пуст. Ветхозаветный храм – это еще и прообраз нашего внутреннего храма, где Христом совершается бескровная Жертва: как в храме первосвященником, так и внутри нашего сердца самым великим нашим Первосвященником – Господом совершается эта бескровная Жертва. Тогда тем более разрушение храма – это страшный символ для любого человека, одержимого гордостью, считающего себя кем-то и чем-то, считающего себя выше, лучше других. Потому что тогда камня на камне не останется от твоего домостроительства и останется дом твой пуст, то есть без Господа, без благодати. А без Христа – смерть. Соответственно, вот оно и разрушение: круг как бы замыкается. Вот о чем говорит и напоминает нам выражение камня на камне не останется.

Хочу еще очень коротко поделиться своими размышлениями. Ирод делал вроде бы благое дело: украшал, укреплял и расширял храм. Но поскольку образ его жизни, образ его мысли, сам его внутренний настрой и дела, которые он делал, были совершенно богопротивными, то, соответственно, Бог его деяния и не принял. Точнее, Он попустил, чтобы совершилось это расширение, и укрепление, и украшение храма, и какое-то время люди на это полюбовались, а потом этот храм оказался домом, построенным на песке, и когда ветры и воды налегли на него, то, соответственно, и не устоял он. Серьезное для нас предостережение, что нельзя делать дело Божие во славу свою, не меняя при этом жизни в сторону следования Божиим заповедям.

Записал:
Вячеслав Глебов

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс