Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение.Начало в №8 (857) – №44 (893)
Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Можно ли сказать, что Господь Иисус Христос помазан как Первосвященник? Можно. Но тут вопрос, конечно, непростой: ветхозаветное священство – это дело весьма регламентированное. Начиная с пророка Моисея было определено, что ветхозаветным священником может быть потомок Аарона. Господь Иисус Христос принадлежал к другому колену – Иудиному, поэтому по своему происхождению Он на священство претендовать не мог. И тем не менее с самого начала христиане воспринимали Его как Священника – великого Священника, который принес великую Жертву. На Кресте Он приносит Самого Себя: и Священник, и Жертва – здесь одно. И это было изначально в христианском сознании.
Но для ветхозаветного человека очень важно было понимать исторически, в каком смысле можно говорить о Христе как о Священнике: всегда с вопросом о священстве связан вопрос о самозванстве (к сожалению, и в наши дни мы тоже сталкиваемся с тем, что время от времени появляются какие-то священники-самозванцы – самая последняя история печальная и одновременно ее подают как веселую это Бог Кузя: какой-то, видимо больной, человек, в Москве, который время от времени представлял себя иеромонахом, одевал рясу, совершенно не имея к этому никаких оснований; и религиозное-то его сознание смутное, да и человеческое – искореженное, ясно, что этот человек – самозванец).
Вопрос о священстве и вопрос о самозванстве остро соседствуют друг с другом, поэтому если Господь Иисус Христос не из колена Левия, то как же можно тогда называть Его Священником и даже Перво-священником? В Православной Церкви, обратите внимание, на иконах Христос пишется так – видели изображение «Христос Архиерей»?
Апостол Павел пишет об этом. Был в Ветхом Завете пример священника настоящего, но имевшего священство не левитское: это была известная в древности история с Мелхиседеком, который был священником Бога всевышнего; Авраам, праотец, от которого Левиино колено в конце концов произошло, встретив этого священника, отдал ему десятину. Это признание священства Мелхиседекова со стороны самого Авраама и, тем самым, со стороны всех его потомков.
Апостол Павел рассуждает, что священство Христово подобно священству Мелхиседека. А Мелхиседек фигура достаточно загадочная: он появляется в одном ветхозаветном эпизоде и тут же исчезает – не сказано, что он за человек, откуда, кто родом, кто отец, мать, каковы происхождение, генеалогия, преемство священническое – ничего не сказано. Апостол дает нам понимать: бывают такие ситуации – редко, как исключение, – когда напрямую от Бога посылается на землю священник; один такой случай мы в истории знаем – это Мелхиседек. И вот апостол Павел сближает священство Христово с Мелхиседековым: это не самозванное священство – это священство по прямому повелению Божиему.
И наше, православное священство, конечно, в истоке своем восходит именно к священству, которое от Христа. Жертва, которую Христос принес на Голгофе, постоянно переживается в Литургии, и наше священство в своем преемстве восходит к апостолам, которые поставлены Христом. Для нас очень важно понимать, что стоит за православным священством. Итак, Христос – Первосвященник, от Бога помазанный на это служение.
Христос еще и Пророк – это в третьем смысле помазание. Кто такой пророк, что это за фигура, служение? Самое основное в служении пророка – это открывать людям Божию волю. Она не всегда бывает очевидна, и вот пророки как раз помогают ее уразуметь. Служение пророка не сводится к разговору о будущем: воля Божия в настоящий момент может быть точно так же не ясна. А воля Божия в прошлом может быть не ясна? Будущее понятно – как-то его можно прогнозировать, но мы даже погоду с большим трудом прогнозируем, не говоря уже о каких-то других вещах, более сложных. В настоящем ситуация может быть не понятная, и человек может не понимать, что от него хочет Бог или народ. А в прошлом это возможно? Что-то произошло, и не понятно, что произошло – что Господь имел в виду (даже в светских кругах говорят, что история, как научное занятие, – это пророчество о прошлом. Вдумайтесь в это выражение: понятно, что оно употребляется людьми, далекими от Церкви, и пророчество здесь – не сугубо религиозный термин, но что-то тут есть: «пророчество о прошлом» – попытка в прошлом увидеть то, чего не видно сразу, что требует углубления в тематику, переживания, поиска смысла в событиях прошлого – вынести его на поверхность, объяснить, чтобы стал понятен смысл событий.
История – не бесконечная россыпь дат, имен, в которой путаешься, учишь-учишь, забываешь и снова учишь. В ней важен смысл, дух эпохи: почувствовать, чем жило время, каков смысл исторических событий, который мы обсуждаем, поэтому история (в каком-то смысле) – это пророчество о прошлом, попытки найти смысл в событиях прошлого.
Это пророчество в слабом смысле слова. Есть пророчество в сильном смысле слова, когда человек находит то, что собственными силами найти не в состоянии, когда Господь ему что-то дает знать, Свою волю, Свое знание открывает. Это знание, которое выше человеческого. Можно ли к Господу Иисусу Христу применять понятие о пророчестве в высшем смысле этого слова? Да, безусловно, это Откровение о тайне Божией. В этом есть воля, чтобы люди это знали. Конечно и это тоже мы можем назвать пророчеством.
Но помимо этого пророческие слова Христа о будущем в Евангелии мы можем найти? Да, Он говорит о конце времен – то, что называется «малый Апокалипсис», где Господь Иисус Христос достаточно подробно говорит о том, что будет в конце времен. И это пророческая речь, конечно. У Христа помазание всей полнотой присутствует – помазания священническое, царское и пророческое. В высшем смысле все это присутствует во Христе.
Сама по себе тема учения о Христе очень связана с темой спасения. Слово «Иисус» означает «Бог спасает» – в самом имени Его звучат тема спасения и учение о Христе: если вы в него всмотритесь, то увидите, насколько оно плотно связано с учением о спасении, хотя это вроде бы две различные богословские дисциплины: христология и сотериология – учение о спасении. Мы понимаем, переживаем (когда-то остро, когда-то не так остро) то, что человек нуждается во спасении, что ситуация наша сложная и что жизнь человека и человечества в общем-то находится под угрозой и исправить это можно только очень радикальным образом. И вот в мир приходит Тот, Кто помогает людям спастись. Отсюда возникает целый ряд вопросов как понимать спасение и Кто спаситель? (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.