Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (893) → Козел отпущения

Козел отпущения

№44 (893) / 22 ноября ‘16

Святая Земля

Снова мы хотим повнимательнее рассмотреть одно из библейских выражений, употребляемых в современной речи. Это «козел отпущения» – наверное, никто из нас не хотел бы стать им. Но порой, если на тебя сваливают вину за все и вся, если за семь бед, ни в одной из которых ты не повинен, ответ держишь именно ты, поневоле становишься им. Кем? А вот тем самым, о котором пел Владимир Семенович Высоцкий. Давайте послушаем.

В заповеднике
(вот в каком забыл)
Жил да был Козел –
роги длинные, –
Хоть с волками жил –
не по-волчьи выл –
Блеял песенки все козлиные...
Но заметили
скромного Козлика
И избрали
в козлы отпущения!

А вот козлика жалко.

– Ну да, и «птичку жалко», как в одном хорошем фильме, и козликов. А причиной всему грехопадение человека, это извечная тема – грех и покаяние. К ней нас ведет выражение «козел отпущения».

Действительно, когда человек ослушался Бога в райском саду и вкусил раньше времени от древа познания добра и зла, он вкусил грех, познакомился с грехом, познал его, и тут же в его жизнь вошла смерть.

Мы недооцениваем этот момент, очень часто считаем грехи чем-то малозначимым – нам нравится говорить, что Господь вообще всех любит и все прощает… Господь-то прощает, но грех сам по себе похож на бактерию или микроб, который расселяется в человеке, заражает его. Грех Господь прощает, но последствия греха остаются и влияют на жизнь и самого человека, и его близких, и его детей. Перед человеком встала проблема: «Как искупать грех? Как очистить загрязненное? Возможно ли это – а если возможно, то как?» И в самом начале, еще с Каина и Авеля, родилась идея, что за грех полагается смерть: грех – это бацилла, которая разрушает, это всегда разрушение.

Самый наглядный пример – блуд, пьянство. Мы все знаем, что эти грехи разрушают человеческий организм, от них человек заболевает страшными болезнями. И с медицинской точки зрения, невоздержание в одном или другом приводит к болезням, разрушению организма и, соответственно, более ранней смерти. Так же действуют и другие грехи – даже такие, невинные, с нашей точки зрения, проступки, как, например, зависть или излишняя любовь к материальным вещам могут довести до больницы.

С самого начала человек получает идею, что за грех нужно отдать жизнь. Он не может отдать свою жизнь, поскольку это будет самоубийством, и отдает жизнь другого живого существа. Жертвы, жертвоприношения человеческие или животных были известны с глубокой древности: и у израильтян в Ветхом Завете были человеческие жертвы (это обычно знают библеисты – люди, которые серьезно изучают Библию). Довольно рано Господь стал заменять людей на жертвенных животных, но в разных местах Писания мы находим отголоски того, что это было: вспомним, Авраама не удивило требование Бога принести в жертву его сына Исаака, и он готов был это сделать.

Израильтянам тоже было жалко и козликов, и птичек, и овечек: отдавать жизнь другого существа всегда жалко. Это определенное проклятие за грех, которое человек сам вызвал на свою главу поступком в райском саду, когда Адам и Ева не попросили прощения у Бога, не вернулись обратно к Нему, а, наоборот, все больше «лезли в бутылку», если так выразиться. Человек воспринимал это действие как тяжелое, горькое, но необходимое лекарство, и поэтому жертвы приносились… Человеческие жертвы, я говорю еще раз, были прекращены в Израиле очень рано, все-таки это были жертвы животных: овец, коров, птиц, козлов.

И вот за каждый грех в Ветхом Завете… Это надо читать Книгу Левит – тех, кому интересно, отсылаю к первоисточнику: там есть подробнейшие указания, за какой грех какая полагалась жертва. А за некоторые грехи полагался и период покаяния – например, проказа считалась последствием тяжелых грехов, и человеку полагалось находиться в специальном помещении при храме. Каждые семь дней его осматривали священники, смотрели, как развивается болезнь. Если человек каялся, молился, посыпал голову пеплом, рыдал о своем грехе, нередко Господь прощал, очищал этот грех, и проказа исцелялась. Если же священники видели, что развитие болезни идет все тяжелее и тяжелее, и уже появляются куски открытого мяса, то есть болезнь явно разъедает тело, человека изгоняли из города, понимая, что он недостаточно кается, Бог не принимает его покаяния. Эти понятия уже были в Ветхом Завете: не одними только жертвами израильтяне как бы откупались за свои грехи – нет, это все было намного глубже и серьезнее.

Но у иудеев было представление, что этого всего недостаточно: жертвы, приносимые в храм за грехи рода, переносят энергию греха в храм, и храм наполняется этим грехом, то есть сам нуждается в очищении, как и весь народ целиком (кто-то, может быть, не принес жертвы за какие-то грехи, или есть грехи, неведомые людям, поэтому требуется всенародное общее очищение).

Поэтому был установлен день, который называется Йом Кипур – Судный день или, если перевести дословно, День прощения, когда весь народ собирался в ветхозаветном храме. Люди собирались, чтобы каяться, молиться. Их душевные силы были напряжены; они старались вспоминать свои грехи, называть их, старались прийти в разорванной старой одежде – показать, что пред Богом от горя у них нет сил просто даже хорошо одеться, посыпали голову пеплом, был слышен плач.

Главным действием в этот день было жертвоприношение. Избирался козел – обычно ставили двух козлов и бросали жребий, какой козел будет в жертву для Бога, а какой будет впоследствии вместе со всеми грехами, возложенными на его голову, изгнан из храма за пределы города. Сначала выбирался козел для Бога. Первосвященник возлагал руки на голову животного и называл все грехи, в которых мог быть виновен он и его род, и просил у Бога прощения: я согрешил пред Тобой, преступил заповеди Твои и так далее. И потом козла забивали (кстати, надо сказать для любителей животных, что иудеи убивали жертвы очень милосердно – перерезалась сонная артерия, то есть животное умирало без мучений), кровь сливали, священник брал чашу с кровью и заходил в Святая святых, место, где находился ковчег Завета – деревянный ящик, в котором хранились две скрижали с десятью заповедями Моисеевыми, горшочек с манной и в первом Храме был еще жезл Аарона. Говорят, во втором Храме ковчега уже не было – его украли вавилоняне. Но так или иначе, главное, в Святая святых (это внутренняя часть храма за завесой) постоянно было присутствие Божие. Первосвященник входил, сам предварительно, как мы видим, очистившись: если он входил нечистым, то мог оттуда и не выйти (от этого у наших архиереев на саккосе, облачении, есть бубенчики – это от ветхозаветного облачения первосвященника: если он переставал двигаться в Святая святых, по прекратившемуся звону бубенчиков понимали, что он умер, и за веревку (а его предварительно обвязывали за талию веревкой) священники могли его вытащить, потому что никто не мог заходить внутрь, даже священники).

Войдя в Святая святых, первосвященник кропил семь раз ковчег Завета кровью козла, которого забивали для Бога. После этого он снова выходил к народу и возлагал теперь руки на козла, которого мы с вами называем козлом отпущения. Он произносил такую же молитву, исповедуя грехи за весь народ, и животное изгонялось из храма по мосту, который соединял Золотые ворота с Елеонской горой; его выгоняли в пустыню. Есть предположение, что там его сбрасывали с высокой горы, а есть версии, что его просто изгоняли в пустыню и там уже предоставляли его судьбу Богу.

Чтобы понять, кого олицетворял собой этот козел, нам нужно знать его название на иврите – это животное называли «сеир ле-азазель», что в переводе означает «волосатое, мохнатое, косматое животное для дьявола», то есть этот козел был олицетворением отца лжи. И все грехи возлагались ему на голову, то есть как бы «предложения твои на главу твою».

Но этот козел приносился в жертву не дьяволу...

– Нет, жертва приносилась не дьяволу… Действительно, приставка «ле-» на иврите может означать и «для» и «к». В любом случае, библеисты (например, Д.В. Щедровицкий) однозначно нам рассказывают, что это ни в коем случае не была жертва дьяволу – это было что-то, что дьяволу возвращается: это животное на главу сатаны возвращало все его грехи.

Я видела изображение этого козла: у него на рога намотана красная ниточка, и она мне напомнила красную ниточку, которую сейчас порой люди носят на запястье. Расскажи, пожалуйста, зачем ниточку наматывали на козла? Нитки на запястьях тоже имеют какое-то значение, – а не надо ли их послать по тому же адресу, куда отправляли и козла?

– Я думаю, надо. Нитка привязывалась в память о словах пророка Исаии – от Лица Господа он говорит: «Если будут грехи ваши как багряное, – как снег, убелю». Козлу привязывалась на рога багряная, красная нитка; когда он прогонялся через ворота, ее разрывали и половинку вешали над воротами. Когда козел погибал в пустыне, половинка, висящая на воротах, делалась белой, так народ узнавал, что их грехи прощены. Так говорит нам предание.

Что касается попыток вешать такие нитки – это современное дело, имеющее связь, естественно, с этим ветхозаветным обрядом – от сглаза и прочего. Чтобы понять, что нитка не защищает нас от сглаза, нам нужно понять, прообразом кого был тот козел, которого в День прощения закалывали для Бога, – прообразом Христа Спасителя. Кто действительно может искупить нас от грехов, защитить нас от смерти и болезней, которые происходят от наших грехов? Спаситель. Ни одно животное не может по правде, в полноте взять на себя все грехи рода человеческого. Это возможно только через любовь, а нет выше той любви, когда человек свою душу положит за ближних своих. И вот этот Богочеловек – Господь наш Иисус Христос – и есть наше истинное Искупление, Прощение и Защита от болезней и смерти: у нас есть намного более действенное средство – покаяние (и Исповедь) и святое Причащение.

Записала:
Аксиния Шмонденко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс