Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (891) → Диакон Павел Сержантов: Кто совершенный? Бог

Диакон Павел Сержантов: Кто совершенный? Бог

№42 (891) / 8 ноября ‘16

Догматика

Продолжение. Начало в №8 (857) – №41 (890)

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Разница между душой и духом может быть описана. Вообще говоря, слово, которое мы переводим как «ум», иногда переводят как «дух». И такое тоже есть. И в аскетической традиции, в православной, человек общается с Богом в молитве. А молитву что совершает? Какая сила в человеке совершает молитву? Ум молится, человек молится умом. Но мы привыкли, что человек рассуждает умом, для нас не удивительно, что человек интуитивно воспринимает истину умом, но в аскетической традиции встречается представление, что человек молится умом – даже есть такое выражение «умная молитва»; не в смысле молитвы умной или глупой, а в смысле, что эта молитва совершается умом: специальный термин – имеется в виду, без участия уст, без участия тела… Ум еще молится и общается и в этом смысле он может быть понят как тоже самое, что и дух. Иногда так и переводится это.

Еще раз остановимся на учении, что человек сотворен по образу Божию. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в Библии мы читаем: «Человек создан по образу Божию и по подобию Божию». Как это понимать? Иногда понимается как синонимы: абсолютно одно и тоже сказано. Библия сама дает основания для такого понимания, конечно. Это знаменитый библейский параллелизм. В древней поэзии не было рифмы, не было на конце строк созвучий, которые бы ставили их в параллель. И роль рифмы в библейской поэзии играет не созвучие звуковое, а созвучие смыслов: слова «образ» и «подобие» по смыслу похожи – это и есть библейская рифма. Посмотрите с этой точки зрения какие-то поэтические строки Библии – например, Псалтири: давайте возьмем 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое». Мысль повторена дважды: милость Божья и щедроты – это одно и тоже; это и есть рифма, такая древняя рифма.

Отсюда законен вопрос: «образ Божий» и «подобие Божье» – может быть, и это рифма? Можно воспринимать, что речь идет об одном и том же. Главное – ухватить мысль, что человек – не то же самое, что Бог: человек – творение Божье, но при этом человек на Бога похож. Поэтому его тянет к Богу. Человек может даже этого не понимать, но он к Богу так или иначе тянется.

Это мысль верная, но у некоторых авторов все-таки мы находим в богословской традиции принцип: различать между образом Божьим и подобием Божьим. По какому принципу? Помните школьные задачи? Дано то-то, найти то-то. Дан человеку – образ Божий, а найти надо – подобие Божье.

Господь нас наделил образом Божьим. Это то, что есть у нас, причем есть всегда (вот это очень важная мысль!). Но при этом человек имеет задание ценой всей своей жизни приблизиться к подобию Божию: человек в чем-то похож на Бога, – а надо, чтобы еще больше был похож: это подобие. Слово «подобие» в церковной традиции аскетической впечатано крепко. Есть у нас лик святых – преподобные, т.е. те, кто очень уподобился Богу, люди, которые прошли аскетический путь, чтобы уподобиться Богу; в этом суть их подвига. И когда мы отталкиваемся в нашем понимании, что человек – это образ Божий, это очень важная установка. И к ней мы давайте добавим еще одну тему такую, что человек должен пройти своей жизнью путь от образа Божия к подобию Божию.

Вот послушайте, как это звучит: «человек должен стать подобным Богу» – мощно, правда? Богоподобным. Сатана сыграл именно на этом, когда он искушал Адама и Еву – произошло грехопадение людей. Он видел в людях стремление стать подобным Богу и предложил свою «технологию»: укради, съешь – все будет в порядке.

Учение, что человек – это образ Божий и подобие Божье, вносит в наше понимание человека динамику, динамизм. Человек изменчив – мы с вами читаем сначала, что Бог сотворил человека Адама, потом Еву. Т.е. мы сталкиваемся в Священном Писании с Откровением о богозданном человеке, только что вышедшем из рук Творца. Он безгрешный в самом начале. Он совершенный? Нет, ему не все дано – совершенство ему не дано при творении. Совершенства он должен достичь. Эта мысль, которой надо хорошо пропитаться: он безгрешный, но он не совершенный. У него еще многое впереди, ему есть куда расти – слово «совершенство» прежде всего связано с Богом: Кто совершенный? Бог. Поэтому, говоря о совершенстве, мы говорим не просто о каких-то выдающихся достижениях особо отличившихся людей, – мы говорим прежде всего о Боге: понятие о совершенстве взывает к понятию о Боге – если бы человек был совершенным, он уже уподобился бы Богу. Поэтому человек до падения Адама и Евы – безгрешный, но не совершенный. Теперь происходит катастрофа – люди впадают в грех, нарушают заповедь Божию, ведутся на провокацию сатаны… и происходит грехопадение. (Продолжение следует)

Беседовала:
Ольга Баталова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс