Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (892) → Диакон Павел Сержантов: Нужен Тот, Кто спасет

Диакон Павел Сержантов: Нужен Тот, Кто спасет

№43 (892) / 15 ноября ‘16

Догматика

Продолжение. Начало в №8 (857) – №42 (891)

– Бог создал человека по образу и подобию Своему, но человек пал, и это падение – вернее, грехопадение – повлекло за собой катастрофические последствия и в отношении самого человека, и в отношении всего мира. Потому в христианском учении о человеке утверждается, с одной стороны, его греховность, падшесть его природы. А с другой – утверждается достоинство человека, созданного по образу Божиему и призванного стать Его подобием. И человек, постоянно наблюдая за своими личными грехами и памятуя, что он есть раб земных страстей, этим предохраняется от гордости и тщеславия. Но помня, что Сам Творец поставил его господином во вселенной и подчинил ему все творение, человек избегает отчаяния и сохраняет веру.

Нет, не для погибели создан был человек, не чтобы запутаться навеки в сетях своего греха, но чтобы обжиться, спастись и иметь жизнь вечную. Тема человека в догматическом богословии ставит множество вопросов. Отец Павел уже говорил о человеке и, завершая тему, предложил студентам задавать волнующие их вопросы. Но вспомним, как началась история спасения богозданного человека.

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Человек богозданный страдал? Нет. Должен был умереть? Такой есть нюанс, присутствует даже такое определение: человек не был ни смертным, ни бессмертным – и то, и другое было у него в виде возможности, он должен был выбрать.

К сожалению, люди выбрали именно смерть. Господь сказал, что в тот день, когда вы вкусите, вы смертью умрете. Они умерли не в тот день, но в тот день они стали смертными. Человек падший – это человек уже смертный, который обязательно, рано или поздно, умрет, подверженный страданиям. Эти обстоятельства насколько существенны? Очень существенны. Это человек, который себя от Бога уже отгородил: написано поэтическим языком, что Господь идет по Эдемскому саду, а Адам и Ева спрятались. Человек уже отгородился от Бога, спрятался. Если раньше человек свободно общался с Богом, был открыт Ему, то здесь люди уже закрыты – люди общаются, но уже пошла какая-то трещина.

Господь падшего человека, который стал смертным, которого впереди смерть ждет, не бросает. Он пытается его спасти. Уже в повествовании Книги Бытие мы видим весь разговор Бога с Адамом и Евой – попытку привести людей к покаянию, чтобы люди сознались, что они нарушили заповедь, попросили прощения. Происходит другое – один на другого перекладывает вину, и в конце концов вообще виноватым оказывается Бог.

Покаяния нет, но Господь все равно человека не оставляет и, хотя человек не может уже жить в раю (невозможно делать вид, что ничего не произошло и человек изгнан уже из рая, и ему определены кожаные ризы), начинается история спасения. И даже облачение в кожаные ризы и перспектива смерти и так далее – это инструмент, которым Бог пытается не уничтожить людей (если бы Он хотел уничтожить, Он бы это сделал в момент), а их привести к Себе обратно, чтобы дать вечную жизнь. Мы с вами видим уже тогда другого человека, человека спасающегося. Богозданный человек с Богом живет, ему гибель не грозит, ее не будет в его жизни, если он этого не захочет. Его спасать не от чего – у него программа жизни целиком и полностью положительная: ему надо достичь подобия. А падшему человеку уже есть от чего спасаться: он уже в беде – в перспективе погибели. Мы с вами видим человека спасающегося, с поврежденной природой, в котором действует смерть, наклонность к греху (смерть, кстати, провоцирует людей на грех: боясь умереть от голода, человек начинает все больше и больше скапливать, отнимать у других людей, если не отдают – с жизнью вместе забирать. Смерть может провоцировать человека на грех, а может провоцировать и в обратную сторону: человек понимает, что он смертен и что это не нормально, так не было задумано, и тогда он встает на духовный путь спасения).

Человек спасающийся, спасаемый. «Человек спасающийся» можно неправильно понять, словно человек своими силами может спастись – будто нам надо осознать, в чем у нас проблема, и дальше решить ее своими силами.

Мы не можем эту проблему решить своими силами. Спасти себя сам человек не может. Чтобы человека спасти, нужен Христос – Тот, Кто спасет. Действительно, Бог воплощается, приходит Христос и становится возможным спасение человека. Человек не только спасающийся, но и спасаемый: не только сам действует, но и чувствует, что Господь действует на него и ему руку подает для спасения. И тогда действительно мы с вами видим с приходом Христа, что человек на пути спасения восходит к богоподобию, и мы с вами видим, что впоследствии будет названо обожение.

Человек обоженный, человек, который стал богоподобным... Это сложный очень путь от образа к подобию. Во Христе мы видим, что значит «обоженный человек» – Он вознесся на Небеса, как мы исповедуем в Символе веры, и Он сидит одесную отца. Сидение одесную – это высшая честь, практически равная честь. Господь вознесся на Небеса Божественной природой? Человеческая природа Господа прославлена Божественной славой, обожена, достигла богоподобия, и те, кто в Него верят и за Ним следует, тоже, каждый в свою меру, приходят к этому. У великих святых мы это с вами видим.

Образ Божий и подобие Божие… Образ Божий – то, что в человеке дано изначально и то, что всегда с ним связано. Образ Божий может быть очень искажен – искажения эти касаются всей человеческой природы: и тела, и души, и духа – всего в человеке; все может быть искажено! В тело вошли болезни, смерть, тело отлучается от души через смерть, рушится единство – распадается человек, разум, ум помрачается, воля слабеет, в человеке бушуют чувства, не подвластные уму, стихия гнева человека захлестывает… Все человеческое естество страдает, разрушается от греха и, когда человек это понимает, обращается к Спасителю и пытается свою жизнь переустроить, начинается путь спасения – тогда человек этот искаженный образ потихонечку восстанавливает в себе, с Божией помощью. И восстанавливает в себе даже не «до рабочего уровня» в самом начале, а до большего сходства: Христос восстанавливает образ Божий не до такой степени, какая была у Адама и Евы до падения, а в большей степени.

Мы с вами видим, что учение о человеке в церковной догматике очень содержательно и глубоко – смотрите, учение об образе и подобии Божием. Мы можем видеть в нем черты и своеобразия, и сходства с нехристианским учениями.

Различение в душе ума, воли и чувства было знакомо и в нехристианской культуре, но в христианской культуре воспринимается как разумные представления о человеке – то, что мы можем естественным нашим разумом понять, но при этом дается интерпретация, выстраиваются такие взаимоотношения между умом, волей и чувствами, которых даже близко нет в язычестве нет.

Учение о человеке в Церкви есть – в догматике есть. Это не только библейское учение об образе Божием и о подобии Божием, но это еще и учение, что в человеке мы тоже можем различать личность и сущность: это не одно и тоже. Это святоотеческое учение эпохи Вселенских Соборов. Личное начало в человеке делает его своеобразным. Мы подчеркиваем, что в человеке мы видим не только какую-то природу особую, естество, сущность, но еще и личность. Мы тем самым за человеком закрепляем право на свободу, право на любовь. Очень своеобразные стороны именно человеческой жизни, которая отличает нас от животных, от того, что мы можем находить в природе, в мире вокруг нас, – это собственно человеческие черты: жизнь в свободе, способность к любви не на уровне привязанности (привязанность может быть и у кошки, собаки), а к высшей любви, к тому, что делает человека больше, чем он сам.

«Человек был создан по образу Божию не имел греха. А когда человек согрешивший пришел к спасению, он стал подобием Божиим. Сделался ли он при этом выше, чем был изначально, когда еще не знал греха? И возможно ли это?». Это возможно через борьбу именно с грехом. Действительно, человеческая природа испорчена грехом, омрачена грехом, осквернена им, и потом человек может возвыситься выше, чем Адам до падения, только если он встанет на борьбу с грехом: грех как раз мешает человеку реализоваться. Очень много люди думают, как самореализоваться, и именно грех мешает, особенно закоренелый – страсти человеческие мешают.

Что страсти мешают людям реализоваться, – эта мысль была в христианстве всегда, особенно она была хорошо прочерчена в монашеском опыте. Но ее мы можем находить не только у христиан – у лучших представителей язычества, философской аскезы была эта интуиция: страсти делают нас безумными, страсти делают нас глупцами. Если мы хотим стать мудрыми, если мы хотим стать счастливыми, нам надо бороться со страстями. Они не знали ничего о грехопадении, у них совсем другое было учение о человеке, но они видели, что вот эта сила нам враждебна. Не все так считали; и тогда, и сейчас некоторые считают, что наоборот, страсть – это такая мощная энергия, на которую интересно «подсесть» и тогда это, наоборот, способ реализоваться человеку, а то он будет что-то серенькое, незначительное собой представлять.

Но лучшие представители язычества понимали, что страсть – это не просто опасные игрушки, с которыми можно играть и веселеть, а разрушительные стихии, которые внутри человека действуют, и нельзя им давать разгуляться, иначе от человека ничего не останется.

Тем, которые здесь обозначены, мы с вами будем еще касаться, возвращаться к ним в той ли иной мере под разными углами: куда от антропологии деться? Это же учение о нас, о человеке, а что касается нас, нам надо все крепенько усвоить. (Продолжение следует)

Беседовала:
Ольга Баталова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс