Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (890) → Диакон Павел Сержантов: Как различить дух и душу?

Диакон Павел Сержантов: Как различить дух и душу?

№41 (890) / 1 ноября ‘16

Догматика

Продолжение. Начало в №8 (857) – №40 (889)

– Сегодня мы продолжим знакомиться с одной из ключевых тем церковной догматики, которая называется «О человеке». Начав ее раскрывать, мы остановились на следующих моментах. Человек есть созданный по образу Божию венец творения. Он наделен личным бытием, душой, телом и призван к благодатному соединению со своим творцом, а христианская вера – это истина не только о Боге и Его царстве, но и о человеке. Мы в первую очередь узнаем о человеке из догматического учения Церкви то, как Бог сотворил человека и каким Он его сотворил. Человек – это единство души и тела, и если в существовании тела мы не только не сомневаемся, но и имеем о нем определенное представление и зачастую даже полагаем, что тело и есть сам человек, то о душе представление у нас бывает весьма смутное. Именно о душе и трех ее сторонах – силах, отвечающих за ум, чувства, волю, уже ранее сказал отец Павел.

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Кроме того у слова «душа» много других всяких значений. В частности, упомянем одно – это сила, которая животворит телу, то, что называют по-латыни vis vitalis – жизненная сила. Тело животворит – т.е. тело без души становится неодушевленным телом. Или просто тело без души – это неодушевленный предмет. Душа выступает еще и в смысле слова «жизнь». Там много всяких смыслов, это очень многозначное слово.

В богословской литературе и вообще в православной духовной литературе чаще о душе разговор идет, когда имеются в виду действия ума, воли и разного рода человеческих чувств. Вопрос, связанный с учением о творении, – очень непростой. Как появляется человеческое тело, мы себе представляем. А как появляется человеческая душа? Однозначного вопроса о происхождении человеческой души в православной традиции нет. Есть две гипотезы. Гипотеза большинства, скажем так, называется креационизм. Сейчас этим словом обычно обозначается учение, которое полемизирует историю эволюции. Но в данном случае имеется совсем другое учение других авторов, другой эпохи происхождение души. Креационизм от латинского «creatio» – творение. Учение состоит в том, что Бог творит душу человека: когда Бог создавал первого человека Адама, очевидным образом он творил его душу. Вопрос такой: а у потомков Адама, у всех у нас душа непосредственно сотворена Богом? Гипотеза креационистов такова, что ответ положительный: душа творится Богом каждый раз, когда появляется новая человеческая жизнь – тело у человека появляется от отца и от матери, а душа творится непосредственно Богом.

Есть другой вариант – традуционизм, от слова «передавать»: не творить, а передавать. Имеется в виду, что тело человек получает от отца и от матери и душу человек тоже каким-то образом получает от них же. Никто механику не описывает, как человек душу получает, но постулируется так, что душа тоже от матери. Почему гипотеза выглядит немножко экзотической, но все-таки имеет место быть? Сторонники ее говорят: «Вот вы обратите внимание на то, что дети похожи на родителей телесно: лицом, цветом волос, телосложением», ведь тело детей от тел родителей происходит. Обратите внимание – дети бывают похожи на родителей и по душевным качествам: умненький, как папа, волевая, как мама. И вот эти самые похожести душевных качества заставляют традуционистов думать, что и душа человеческая тоже наследуется человеком от души отца и души матери. И это объясняется не только особенностью душевного склада характера, но и объясняет еще и поврежденность человеческой души. А поврежденность есть? Конечно, – грех же действует на природу человеческую, и наклонность к дурному бывает: дети похожи на родителей в хорошем – и в плохом тоже похожи, какие-то склонности порочные передаются. Передаются через воспитание? А бывает, что передаются не через воспитание? То есть ребенок воспитывался за тысячу километров, но такой же как папа вырос – вроде как, получается, он наследовал от отца свойства его души.

И вот вопрос: «В чем разница между душой и духом?». Мы расписали с вами сложную человеческую природу: тело, душа, дух. У каких-то авторов слово «дух» присутствует для части человеческой природы, у каких-то нет. Как различить дух и душу? В некоторых случаях дух подразумевается как «острие» души, в некоторых случаях все-таки за ним резервируется какое-то особое действие. А какое особое действие? Можно догадаться, кстати: душа – это разум, ум – это воля и чувства. Чего нет? Самого главного – общения с Богом.

Говоря отдельно о духе, говорят о части человеческого естества, специально предусмотренной для общения человека с Творцом – это встречается и в христианских текстах, и в мыслях, довольно далеких от религиозных. Знаете, я сталкивался с одним атеистом, который выразил настроение свое: «Я бы рад верить в Бога и общаться с Богом, но вот органа, которым верят – нет, если хотите, по-другому можно сформулировать – атрофирован: не действует. Если рукой не пользоваться – она атрофируется, ногой не пользоваться – атрофируется». А если человек духом не пользуется, духовной жизнью не живет, с Богом не общается, то ему, конечно, сложно начинать, он чувствует собственную свою недостаточность. Но если он потихонечку, поначалу по-детски, понемногу будет как-то общаться с Богом, то ему будет легче и легче – и дух его будет в этом укрепляться. (Продолжение следует)

Беседовала:
Ольга Баталова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс