Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №40 (889)
– Подобная картина может быть и в классе, когда ребенок дружит и с тем, и с другим, хотя кому-то может говорить, что он с кем-то не дружит. Он пытается найти баланс для выживания, для самосохранения, для адекватного существования в этой группе, поэтому за этим поведением мы не можем видеть откровенную ложь. Это, наверное, ситуация выживания.
Следующая причина – это ложь во спасение: ребенок таким образом пытается кого-то спасти. Например, кто-то из друзей прогулял школу и друг, который прогулял, просит его поддержать в какой-то истории. Например, мама говорила о ситуации, когда дети вместе шли в школу, один из них говорит, что друг нечаянно поскользнулся, упал в лужу, очень сильно замарался и поэтому не пошел в школу. Конечно, грязный ребенок не может пойти в школу. Но мама у него очень строгая, и он не мог пойти грязный домой, поэтому он пошел домой к другу, чтобы там немного почиститься, постирать одежду, чтобы чистым прийти домой, дабы не испытать жестких реакций родителя. В данном случае ничего этого не было: он никуда не падал, не марался, ничего с ним не происходило, просто он по дороге решил прогулять и сказал другу, чтобы тот его не выдавал.
Это наиболее часто встречающиеся ситуации, связанные с проявлением вранья.
Вы сказали, что причин очень много, и рассказали об основных. Получается, что родителю или взрослому важно понимать причину лжи, отчего она происходит? Ведь, как Вы сказали, у лжи есть разница.
– Обязательно. Если мы не поймем, почему ребенок обманывает, мы не будем эффективны в том, чтобы избавить ребенка от вранья.
То есть просто строго сказать: «Не ври!» – недостаточно?
– Мне кажется, что в этих случаях ребенок может начать еще больше обманывать, потому что одной из причин вранья являются слишком завышенные требования к ребенку и жесткие наказания. Ребенок боится, что его за что-то накажут и обманывает, чтобы избежать наказания. Он придумывает такие значимые для родителей ситуации, чтобы его не наказали. Поэтому, чем жестче родитель, тем, скорее всего, ребенок будет больше обманывать.
Юлия Александровна, хочу уточнить еще один момент. Вы сказали о манипулировании родителями через ложь. У меня просто не укладывается в голове, что ребенок начальной школы может манипулировать взрослым человеком. Неужели это происходит?
– Вообще дети очень чувствительны, и то, что я назвала научным словом «манипуляция», в жизни происходит очень часто и появляется достаточно рано. Например, ребенок раннего возраста, находящийся «на территории» бабушки, ведет себя иначе, нежели дома. Это манипуляция, поскольку он знает, что может получить в одной обстановке с одним человеком и в другой обстановке с другим человеком: он в каждом случае изыскивает для себя какую-то выгоду. Это ранняя стадия осознания, когда ребенок начинает использовать ситуацию в выгодную для себя сторону. Поэтому к школьному возрасту все расцветает и происходит гораздо чаще и серьезнее, может быть, с какими-то моментами осмысления.
Очень жаль, что родители иногда сами говорят ребенку о том, как манипулировать. Иногда родитель может сказать: «Ты что, надо мной издеваешься? Ты специально так себя ведешь?» Ребенок думает, что он может еще и специально так себя вести, и попробует в следующий раз специально обмануть и посмотреть на реакцию, что из этого получится. Пока ребенок не имеет четких представлений, что можно, а что нельзя, какие последствия стоят за тем или иным поступком, он будет экспериментировать, в том числе с помощью лжи.
И дальше мы поговорим, как бороться с ложью, ведь наверняка есть выходы?
– Обязательно!
Продолжаем разговор о лжи – мы уже говорили о причинах возникновения лжи у детей младшего школьного возраста. Как быть в подобных ситуациях?
– Я думаю, есть смысл поделить наши рекомендации на то, что мы можем предложить для родителей (для семьи), и на то, как правильно реагировать учителю, раз мы говорим о вранье ребенка школьного возраста. К нам обращаются в том числе и педагоги, они смотрят передачу, сотрудничают с родителями, с семьей. Мы разделим два эти аспекта помощи: это будет разная реакция и, соответственно, последствия тоже разные.
Когда мы видим, что ребенок обманывает, ни в коем случае в тот же момент нельзя говорить: ты меня обманываешь, ты мне врешь. Это приведет ребенка к ощущению того, что он плохой, что он еще хуже, чем только что пытался выглядеть. Из этой ситуации мы можем получить такие последствия, как низкая самооценка, неуверенность в себе, повышенная тревожность. Поэтому ни родителю, ни педагогу нельзя резко реагировать на ложь ребенка, тем более фразами и обвинением, что он врет, обманывает и он какой-то преступник, который ведет себя отвратительно, а дальше последует наказание. С этого начинать нельзя.
Когда вы видите, что ребенок обманывает, очень спокойно начинайте рассуждать, как же так могло получиться. Пытайтесь в этом рассуждении использовать универсальную логику, как будет мыслить любой окружающий, слушая ту или иную историю. Например, мы говорили, в школе приближается отчетный момент и дети начинают готовиться показать своим родителям оценки. Ребенок исправляет отметку учителя. Родитель смотрит в дневник и говорит: «Слушай, ты говоришь, что это учитель исправил? Но давай посмотрим на то, как Мария Ивановна пишет, мне кажется, не похоже. А тебе как? Может, это все-таки не она тебе исправила?» И дальше можно перевести разговор на тему «Я все равно тебя не буду ругать», то есть дать понять, что вам понятно: эта оценка исправлена ребенком.
Мы уже не кричим, а рассуждаем – ребенок это чувствует и может как-то объяснить ситуацию или признаться.
– Да, может более доверительно подойти к своему родителю и сказать: «Я исправил, я побоялся». Тут же надо поддержать ребенка и сказать: «Ну чего же ты боялся? Ведь это твои знания, твой результат. Если тебе кажется, что я слишком бурно отреагирую, то ты можешь мне об этом сказать до того, как ты открыл дневник, например: мама, только не возмущайся, но у меня такой результат. Я постараюсь исправиться». Научите ребенка проговаривать те вещи, которые бы вас устроили и были бы вполне сообразны его возрасту, интеллектуальному уровню, характеру общения с вами. Когда вы увидели, что ребенок обманул, начинайте реагировать на ситуацию, как будто бы уже понятно, что это неправда.
Второй случай – когда ребенок обманывает учителя. Например, он приходит из дома и говорит: «Мария Ивановна, я не выучил уроки, потому что у нас все было в доме плохо, я не спал» – и так далее. Здесь педагогу не нужно сразу спрашивать: «Что у вас случилось?», а надо сказать: «Останься после урока, мы с тобой поговорим, обсудим» – то есть не надо делать каких-то скоропалительных выводов, тут же звонить родителям и спрашивать, что произошло. Уделите внимание прояснению ситуации. Да, ребенок хотел заслужить дивиденд, чтобы его не спрашивали, он его как будто бы заслужил – вы его не трогайте на уроке, но после обязательно выясняйте, что произошло в семье. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Людмила Моисеева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-yanvarya-lozh_rebenka;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-yanvarya-lozh_rebenka2
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.